Методы обучения и их класс-ия. Выбор методов
При стихийном обучении, которое исторически опережает обучение институциональное, организуемое в школе, преобладали методы, основанные на подражании. С момента организации школ появились методы словесные, особенно преобладали в средние века. Слово устное – письменное – печатное = становится главным носителем информации, а обучение по книгам – одним из основных методов.
Обучение предполагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавания и учения в их диалектическом единстве. Методы обучения: методы преподавания – система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения педагогических задач.
Методы учения – система приемов и правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенных учебных задач.
Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и уч-ся, направленная на достижение заданной цели обучения, решение задач образования. Составные части метода обучения называют методическими приемами, с помощью которых решается определенная часть, этап учебной задачи.
Правило – нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий прием деятельности.
В настоящее время насчитывается более 50 методов обучения, поэтому учитель сталкивается с трудностями при их выборе. Имеются различные подходы к их классификации:
1) Перцептивный – за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия (словесные, наглядные, практические методы путем деятельности учителя – рассказ, лекция, демонстрация; деятельность учащихся – слуховые, зрительные, моторные).
2) Управленческая концепция – основанием являются дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения (методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний).
3) Логический подход – основанием является логика изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися – индуктивная и дедуктивная.
4) Гностический подход по характеру познавательной деятельности учащихся (информационно-рецептивные, репродуктивные; продуктивные: проблемного изложения, эвристические, исследовательские). Лернер, Скаткин определяют методы как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения.
5) Кибернетический– по способу управления познавательной деятельностью и характеру установления обратной связи (алгоритмизация и программированное обучение).
6) по уровню активности учащихся (активные: работа с книгой, лабораторное занятие; пассивный: рассказ, экскурсия, демонстрация).
При выборе методов обучения нужно учитывать принцип оптимальности, т.е. необходимость оценки возможностей каждого метода, учет его сильных и слабых сторон и выбор оптимального их сочетания: соответствие целям обучения, задачам, анализ учебной ситуации, уровень развития учеников и сформированности у них умений.
Методы обучения бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. они применяются в единстве с определенными средствами обучения – учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, ТСО. Они делятся на средства для учителя и средства для учащихся (школьные тетради, учебники), общие (спортивное оборудование, компьютеры).
Также они делятся на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные.