Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного управления и студенческого самоуправления.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……4
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного управления и студенческого самоуправления…………………………………………………………………9
1.1 Теоретические подходы к изучению антикризисного управления….9
1.2 Основные подходы к изучению понятия «Самоуправления»……….13
1.3 Студенческое самоуправление как форма участия в антикризисном управлении вуза…………………………………………………………25
Глава 2. Анализ деятельности студенческого самоуправления на примере Государственного Университета Управления и Латвийского Университета…………………………………………………………………….27
2.1 Общая характеристика Латвийского Университета (ЛУ)……………27
2.1.1 История…………………………………………………………………..31
2.1.2 Международная деятельность………………………………………….32
2.1.3 Студенческий совет ЛУ………………………………………………….34
2.2 Общая характеристика Государственного Университета Управления (ГУУ)…………..………………………………………………………….34
2.2.1 История ГУУ…………………………………………………………….35
2.2.2 Научный потенциал и научно-исследовательская деятельность….…..37
2.2.3 Международная деятельность………………………………………….39
2.2.4 Организационная структура руководства ГУУ……………………....42
2.3 Необходимость студенческого самоуправления: социологический анализ………………………………………………………………………44
2.4 Сравнительный анализ деятельности студенческих самоуправлений Латвийского Университета и Государственного Университета Управления………………………………………………………………..53
3 Глава 3. Разработка проекта по развитию студенческого самоуправления как превентивной меры антикризисного управления в ГУУ…...........................................................................................................63
3.1 Рекомендации по развитию студенческого самоуправления ГУУ…….63
Заключение………………………………………………………………………78
Список использованной литературы…………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..81
Введение
В современных экономически-социальных условиях, Россия как страна с огромными возможностями и потенциалом, стремиться к развитию каждого важного социального института. Одним из таким институтов стал институт образования. Рассматривая высшие учебные заведение стоить отметить, что к сожалению не всегда руководство ВУЗа поддерживает инициативу своей целевой аудитории, т.е. студентов. Право отстаивать права студентов возложены на студенческие самоуправления.
Проблема: Руководство ВУЗа управляя и развивая ВУЗ не учитывает пожелания, потребности целевой аудитории. В этом им должно помогать студенческое самоуправление, которое является "мостом" между студенчеством и ректором.
Актуальность проблемы взаимодействия студенчества и руководства через студенческое самоуправление (далее – СС) ВУЗа обозначил в 2006 году в приветственной телеграмме Президент РФ В. В. Путин в заявлении к участникам Всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления: «…Студенческое самоуправление – это не только решение конкретных задач, но и хорошая школа, помогающая воспитывать самостоятельность и ответственность, приобретать ценный управленческий и организаторский опыт».
Ни для кого не секрет, что сегодня на всех уровнях государственного управления и в бизнесе ощущается кадровый голод. Молодые специалисты приходят в коммерческие структуры и государственные органы с дипломами о высшем образовании, но без опыта работы, со знаниями, но без умения применять их на практике. Где взять эту практику? Ответ простой – в общественных объединениях и в органах студенческого самоуправления! Научившись работать в студенческом совете, соуправлять вузом, молодому человеку легче начать работать в коммерческих фирмах, на предприятиях и в госорганах.
Студенты должны принимать участие в управлении всеми сторонами жизни в своих Alma Mater, это важно и для вуза, и для студента в качестве школы управления. Участвовать в студенческом самоуправлении, конечно, будут далеко не все. Но именно эти студенты-активисты в дальнейшем будут руководить на всех уровнях государственной власти, развивать бизнес!
Для руководства вуза важно быть в курсе процессов, происходящих в студенческой среде, знать мнение студентов по принимаемым решениям, а это могут обеспечить только легитимно избранные студенческие лидеры, представляющие всё студенчество вуза.
Государству также немаловажно, чтобы студенчество участвовало в принятии решений на региональном и федеральном уровне. Студенческий союз вуза должен активно взаимодействовать с региональными органами власти, а через свои объединения – доводить позицию и до федеральных властей.
По результатам анкетирования вузов, проведенного Российским союзом молодежи, 2/3 профкомов возглавляют не студенты или аспиранты, а преподаватели и сотрудники вузов. В таких условиях студент не может ни влиять на качество образования, ни участвовать в соуправлении вузом, ни реализовывать свой потенциал!
Всё это стало причинами создания по инициативе Российского союза молодежи (РСМ) Совета по вопросам студенческого самоуправления при Министре образования и науки РФ. В рамках Всероссийского проекта РСМ «Студенческое самоуправление», стартовавшего в феврале 2006 года при поддержке Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, уже проведены семинары для студентов-активистов, лагеря лидеров студенческих организаций, в вузы разосланы методические рекомендации по развитию студенческого самоуправления, разработан и утвержден проект примерного положения о Студенческом совете, предложены соответствующие поправки в законодательство, запущен сайт www.studorg.ru .
Результатом проекта должны стать реально работающие органы студенческого самоуправления во всех вузах РФ.
Теоретическую базу исследования составили положения и принципы теории управления, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда, управления персоналом, социологии и психологии карьеры.
Одним из основоположников теории антикризисного управления в Рос-сии стал Э.М. Коротков, который в своих работах, в частности в книге «Антикризисное управление» изложил современную концепцию антикризисного управления организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики, с позиций фундаментального подхода к пониманию антикризисного управления.
Понятие самоуправления рассматривали Д. ЮМ, Ж.-Ж Руссо, А. Токвилль на основе интервью описал самоуправление в США. Работы этих ученых составили основу дальнейшего исследования самоуправления, в том числе супругами Остром. Самоуправление в России начали изучать еще с конца XVIII века: А.И. Васильчиков, Л.А. Велихов, А.И. Пригожин, Э.Н. Ожиганов.
Студенческое самоуправление как феномен рассматривал Л.А. Арефьев, с позиции социальной психологии - Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Р.Х. Шакуров, с позиции системного подхода - В.Т. Лисовой.
В настоящее время студенческое самоуправление изучается различными учеными, в первую очередь на основе законов, а также Болонской декларации и документов ESIB. Это такие молодые ученые, как Л.И. Денисенко, Г.Б. Кораблева, О.А. Колмогорова, Е.А. Мелехина. Студенческое самоуправление с позиций педагогического подхода рассматривали К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.В. Давыдов.
Целью данной работы является разработка проекта развития студенческого самоуправления как превентивной меры антикризисного управления в ГУУ.
Цель работы определяет ее задачи:
· Раскрыть сущность понятий "антикризисное управление" и "студенческое самоуправление"
· Изучение теоретических основ подходов антикризисного управления и факторов , приводящих к кризису ;
· Изучение теоретических основ и развития студенческого самоуправления;
· Анализ деятельности Латвийского Университета и ГУУ;
· Сравнительный анализ деятельности СС Латвийского Университета и ГУУ;
· Разработка проекта планирования развития СС ГУУ.
Объект исследования – деятельность студенчества ГУУ и ЛУ.
Предмет исследования – деятельность СС ГУУ и ЛУ.
Структуру данной работы составляют 3 главы: в первой главе подробно изложено изучение понятия антикризисного управления, самоуправления и студенческого самоуправления, а также факторы, приводящих к кризису. Вторая глава посвящена анализу двух высших учебных заведений: Латвийский Университет и Государственный Университет Управления, а так же сравнительный анализ деятельности их студенческих самоуправлений.
В третьей главе предлагается программа по совершенствованию деятельности СС Государственного Университета Управлении на основании проведенного сравнительного анализа.
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного управления и студенческого самоуправления.