Методика фортепианного урока и организацию самостоятельной работы ученика.
Урок по специальности представляет собой основную форму работы с учащимися пианистами. Педагог обязан планировать учебный процесс так, чтобы каждый урок являлся новой ступенью к овладению пианистическим мастерством, чтобы он носил познавательный, воспитательный характер.
На проведение урока влияет целый ряд факторов. Среди них - возраст учащегося, его способности, а также образование и способности самого преподавателя и множество других. Педагог должен заблаговременно готовиться к урокам, продумывать их. Эта подготовка может заключаться, например, в просмотре фортепианной литературы, различных редакций того или иного произведения и выборе лучшей, в ознакомлении с источниками музыкально-исторического, биографического плана. Весь репертуар ученика должен быть в пальцах педагога.
Любой урок должен преследовать цель разрешения определённой, предварительно поставленной задачи. Очень важно умение задать материал и проверить заданное. При проверке домашнего задания не следует постоянно одёргивать и исправлять ученика, когда он играет принесённое на урок произведение. Педагогу важно увидеть, насколько ученик разобрался в задании, сумел ли понять произведение в целом. Так называемый «метод попутных поправок» не приводит к положительным результатам. После того, как ученик доиграет произведение до конца, нужно сначала в общих чертах сказать ему о достоинствах и недостатках исполнения. Затем поработать над отдельными эпизодами, которые не получаются. Важно, чтобы ученику давались конкретные задания, которые соответствуют его уровню развития и подготовки. Подробно объяснив, над чем предстоит работать дома, следует сделать соответствующую запись в дневнике.
Чтобы обучение было эффективным, и ученик от урока к уроку совершенствовал свои умения и навыки, необходимы регулярные домашние занятия. Очень важно организовать его самостоятельную работу таким образом, чтобы он научился работать правильно, систематически, без контроля преподавателя. Некоторые проводят за инструментом большую часть времени впустую, т.к. не умеют рационально использовать своё время. Большинство ограничивается лишь поверхностной проработкой материала. Надо объяснить ученику, что смысл не только в том, сколько он работает, но прежде всего, как работает. При работе над музыкальным произведением, ученик неизбежно будет сталкиваться с различными трудностями. Это означает, что для их преодоления нужны многократные повторения. Но они не должны быть монотонными, однообразными, притупляющими воображение. Перед каждым проигрыванием отрывка произведения надо ставить перед собой конкретную задачу, которая способствует достижению нужного звучания. Следует объяснить учащемуся, что он постоянно должен стремиться улучшить свой результат. Чтобы облегчить задачу ученика и дать правильное направление ему в домашней работе, педагог может выделить какое-то время на уроке для отработки нужных приёмов. Так он сможет убедиться в том, насколько правильно ученик усвоил полученные знания. Известно, к примеру, что Ф.Куперен, занимаясь с учениками, на первых порах, заканчивая урок, запирал инструмент до следующего раза из опасения, что, занимаясь сам, без контроля преподавателя, ученик по неумению только испортит показанное на уроке. Лишь после ряда уроков, научив, как следует заниматься, Ф.Куперен разрешал ученикам делать это самостоятельно в отсутствие учителя.
Индивидуальный характер урока по специальности дает возможность педагогу организовать работу с учеником, учитывая его психофизические особенности и личные качества, а также, выбрать методы и приемы работы, которые соответствуют возрасту, интересам, способностям и характеру ученика.