IV. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (с. 20).
Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера.
– Что такое заклички? Прочитайте. («Раньше с помощью закличек природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку» (с. 20).)
– Когда надо было уговаривать, упрашивать природу? (Если долго лили дожди – звали солнышко, если была засуха – звали дождик.)
– Прочитайте заклички самостоятельно (с. 20–21).
а) Работа по вопросам и заданиям учебника (с. 21).
Познавательные УУД:логические–установление причинно-следственных связеймежду наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка.
(К первому случаю относятся заклички № 4, 6; ко второму – № 2, 3, 5; к первому – № 1; между собой похожи – № 2 и 3.)
б) Выразительное чтение закличек.
– Подготовьтесь к выразительному чтению понравившейся заклички. С какой интонацией надо читать заклички? (Ласково.)
Физкультминутка
Встанем, дети,
Скажем тихо:
Раз, два, три, четыре, пять.
Приподнялись,
Чуть присели
И соседа не задели,
А теперь придется встать,
Тихо сесть,
Начать играть.
2. Спектакль*.
– А сейчас вас ждет сюрприз. Ребята приготовили для вас маленький спектакль, в котором вы все должны принимать активное участие.
Ведущий (учитель).
Был февральский денек,
Стоял у домика пенек.
Бабушка Дарья в доме жила,
Красавицу Весну в гости ждала.
Однажды вышла она на крыльцо,
Стало печальным ее лицо,
Грустная села она на пенек
В этот последний февральский денек.
1-й ученик. Бабушка Дарья, о чем ты грустишь?
2-й ученик. Бабушка Дарья, ну, что ты молчишь?
Бабушка. Жду не дождусь я в гости Весну.
А гостьи все нету, пойду-ка вздремну.
3-й ученик. Бабушка Дарья, лучше не спи,
К солнцу тропинку ты укажи.
Ведущий. Бабушка Дарья дала ребятам клубочек, который укажет им путь к солнышку, чтобы оно помогло привести Весну. А вот и первая встреча. Угадайте, с кем?
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Жук.)
Жук. Не знаю сказать как,
Но я в тревоге:
Весна не идет никак,
Медведь спит в берлоге.
Ведущий. Ребята, клубок привел ребят в заповедный лес. Ой, а это кто?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
* * *
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна.)
Ведущий. Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись праздники Рождество и Масленица, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую.
РАЗГОВОР ЗИМЫ И ВЕСНЫ
Ведущий. Весна с Зимушкой повстречалася,
О здоровьице все справлялася:
Весна. Ой, здорова будь, Зима снежная!
Зима. Бью челом тебе, Весна теплая!
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя привечают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
Весна. Потому что ты – больно лютая,
И холодная, и голодная!
Я же – теплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
Зима. Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила,
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду.
Я отсюда не уйду!
Ведущий. Нет, ребята, так ничего не получится. Как надо просить? (Ласково, уговаривать.)
Чтение учащимися стихотворения.
ЗИМА
Величава Зима –
Называть ее хочется
Не по имени просто,
А по имени-отчеству.
Ой, зима, ты Морозовна!
Ой, Зима, ты Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер в ветках березовых
Сыплет хлопья на головы...
Ой, Зима, ты Морозовна!
Ой, Зима, ты Метельевна!
К. Ибряев
Ведущий. Почему такое обращение к зиме у поэта?
Учащиеся. Русский народ любит зиму. Можно на санках покататься, в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание вьюги можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть.
Ведущий. Какие песни-просьбы придумывал народ? (Заклички.) Придумайте заклички, чтобы зима отступила.
Работа в группах (коммуникативные УУД).
– Используйте подсказки: Зимушка-зима, отступи. Прочитайте, что у вас получилось.
Ведущий (читает народный вариант заклички).
Уходи от нас,
Зима холодная!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги
Отморозила.
Зима отступила, а весна все не идет.
1-й ученик. Весну, друзья, будить не надо,
Стихи, друзья, читать нам надо.
Власть кончится у колдуна,
Тогда проснется вновь Весна.
Ведущий. Какие стихи о весне вы знаете?
Учащийся читает стихотворение.
ВЕСНА
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Г. Ладонщиков
Ведущий. Не идет весна. Надо сочинить закличку, попросить весну вернуться.
Работа в группах.
– Используйте подсказки: Весна-красна, Весна-весняночка, приходи – наступи.
Ведущий. Дай, весна,
Добры годы.
Годы добрые,
Хлебородные.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
* * *
Идет матушка весна, отворяйте ворота.
Первым март пришел, всех гостей привел,
А за ним и апрель отворил окно и дверь,
А уж как пришел май – сколько хочешь гуляй!
Птицы поют, солнышко пригревает, ручьи журчат.
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна.
1-й ученик. Грачи летят, на всю Русь кричат:
Гу-гу-гу-гу, мы несем весну!
2-й ученик. Журавли летят, на всю Русь кричат:
Ру-ру-ру-ру, не догнать нас никому!
3-й ученик. Воробьи чирикают,
Они весну кликают:
Ой, ладушки-лады,
Они весну кликают.
Ведущий. Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле... (весна).
– Как вы узнаете весну? (Дети говорят о приметах: пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины и молодая травка, распускаются листья, расцветают цветы.)
– А только ли видно весну? (Ее еще слышно: журчат ручьи, капель, щебечут птицы, жужжат насекомые.)
– Давайте послушаем голоса весеннего леса.
Прослушивание записи.
Весна. Здравствуй, милая сестрица,
Уходить тебе пора.
Наступает мой черед,
Не была я целый год!
Физкультминутка
Для всех ребят у меня есть игра.
Выходи поиграть, веселей, детвора!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хлопают в ладоши),
Чтобы все метели разом улетели (взмахи руками)!
Чтобы все невзгоды: холод, непогоды (приседания),
Зимние морозы, неудачи, слезы, –
Пусть они сгорают, к солнцу улетают (прыжки на месте).
3. Обобщение.
Прилетела весна,
Принесла разноцветной одежки она,
Чтоб распрекрасной стала земля.
– Волшебный клубочек зовет нас в обратный путь.
а) Работа по тетради (с. 13, № 2, 3, 4, 5).
Ответы: № 2 – дождик, дождик; № 3 – весна, весна; № 4 – снег; № 5 – это закличка, летом.
б) Чтение авторской заклички.
– Самый главный подсолнух очень доволен вашей работой, и в награду вам – его любимое стихотворение. Как вы думаете, о чем оно? (О солнышке.)
Учащийся читает стихотворение.
Солнышко, солнышко,
Не скрывайся в тучу.
Не скрывайся в тучу –
Дождик нам наскучил.
Покажись нам, солнышко.
Посвети немножко,
Посвети немножко,
Просуши дорожки!
Обогрей нас, солнышко,
Яркими лучами,
Обогрей лучами,
Сделай силачами.
Г. Ладонщиков
V. Итог урока.
– Какое у вас настроение после урока? Какое впечатление он на вас произвел?
– Понравилось вам быть артистами?
Урок 10
ТРУДНОСТИ СКОРОГОВОРОК
Страницы: (учебник) с. 22–23; (хрестоматия) с. 15–16; (тетрадь)
с. 15–16, № 1–5.
Цель деятельности педагога:создать условия для ознакомления со спецификой жанра скороговорки, совершенствования навыков чтения.
Планируемые результаты: личностные УУД:познают основы для развития творческого воображения; метапредметные УУД: регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу; познавательные – ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания; коммуникативные – следят за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; предметные УУД: научатся различать малые жанры фольклора, понимать причины трудности при произнесении скороговорок; понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.
Образовательные ресурсы: карточки индивидуальных заданий, карточки для игры в «Телефон», хрестоматия.
Сценарий урока