Развитие понимания долготы звучания 3 страница
Вот веселая игра! (звук «а» произносите протяжно и с постепенным
А-а-а! понижением голоса. Одновременно проводите
Поехали вниз! по картинке пальцем сверху вниз. При повторении слов
ребенок присоединяется к показу движения)
И опять мы на гору! (звук «у» произносите протяжно и с постепенным
У-у-у! повышением голоса. Одновременно проводите по картинке
Поехали вверх! пальцем снизу вверх. При повторении слов ребенок
присоединяется к показу движения)
При повторении игры находитесь за экраном, ребенок должен произвести действие самостоятельно.
ФЕВРАЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ
«Кто на лесной тропинке?»
Чему учится ребенок: различать высоту голоса при произнесении звукоподражания; соотносить звукоподражание «топ-топ» определенной высоты с образом дикого животного; понимать и употреблять существительные, обозначающие диких животных.
Оснащение: картинки с изображением волка и зайца.
Ход игры: покажите ребенку картинки с изображением волка и зайца. Произнесите низким голосом:
Топ-топ-топ. Кто идет?
— Это волчище,
Серый хвостище,
Острые зубищи! (выставляйте на тропинке фигурку волка)
Волк ушел. (убирайте фигурку волка)
Далее произнесите высоким голосом:
Топ-топ, топ-топ, топ-топ!
Кто проскакал?
Это зайчик.
Зайчик убежал. (убирайте фигурку зайчика)
Угадайте, кто на дорожке? (произнесите звукоподражание «топ-топ»
высоким или низким голосом, и ребенок выставляет на «дорожку» ту или иную фигурку)
При повторении игры измените ритм шагов зверей.
МАРТ, 1-2 НЕДЕЛЯ
«Мама»(см. Приложение 2, с. 136)
Чему учится ребенок: развивать речевой слух: различать интонацию, с которой произнесено слово; соотносить интонацию с условным графическим изображением соответствующей эмоции (радость, гнев и т. п.); понимать и использовать глагольные формы «сердится», «радуется», наречия «хорошо», «плохо».
Оснащение: картинки с изображением разбросанных игрушек и расставленных по своим местам, картинки-символы.
Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:
Разбросали мы игрушки,
Раскрошили мы ватрушки,
Разорвали с братом книжку,
Оторвали лапу мишке.
Хорошо?— Плохо!
Мама сердится: «Дети!» (произнесите слово «дети» с интонацией
осуждения и покажите соответствующую
картинку-символ)
Далее покажите картинку, на которой изображены игрушки, расставленньн по своим местам.
Прочтите другое стихотворение:
Мы убрали все игрушки,
Съели за столом ватрушки,
И заклеили мы книжку,
И пришили лапу мишке.
Хорошо? — Хорошо!
Мама радуется: «Дети!» (произнесите слово «дети» с интонацией
одобрения и покажите соответствующую
картинку-символ)
Далее произнесите слово «дети» с разными интонациями, и ребенок показы вает соответствующие картинки-символы, по возможности произнося: «Сер дится», «Радуется» или «Мама сердится», «Мама радуется».
МАРТ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Машины гудят»
Чему учится ребенок: различать высоту сигнала машины, соотносить звуко подражания с соответствующими изображениями; понимать и употреблять при лагательные «легковая», «грузовая».
Оснащение: фланелеграф, картинки с изображением грузовых и легковы: машин.
Ход игры: выложите на фланелеграфе из полосок прямую линию и скажите «Это дорога».
Прочтите рифмовку:
Едут машины по мостовой,
Едут машины одна за другой,
Вот легковая, в ней — карапуз, (поставьте изображение легковой
машины)
Вот грузовая, в кузове — груз. (поставьте изображение грузовой
машины)
Мчатся машины, шины шуршат, «Эй осторожней!» — громко гудят.
Легковая машина гудит тоненько: би-би. (произнесите звукоподражание
«би-би» высоким голосом) Грузовая машина гудит низко: би-би! (произнесите звукоподражание
«би-би» низким голосом)
Уехали машины. (снимите изображения машин
с фланелеграфа)
Угадайте, какая машина гудит? (произнесите звукоподражание
«би-би» высоким или низким голосом)
Ребенок слушает варианты гудка и выставляет соответствующее изображение на фланелеграф. По возможности называет машины: «Это легковая машина», «Это грузовая машина».
АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Птички поют»
Чему учится ребенок: слышать и различать высокое и низкое звучание голоса; понимать и употреблять в речи наречия «высоко», «низко». Оснащение: фланелеграф с изображением куста и птиц. Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:
Вот расселись птички
Тут и там, тут и там.
Вот расселись птички
По кустам, по кустам.
Эта птичка сидит высоко, (поместите изображение птички на верхнюю
Поет высоким голосом. ветку, произнесите высоким голосом: «Чив-чив-
чив» )
Эту нам достать легко. (поместите изображение птички на нижнюю
Поет низким голосом. ветку, произнесите низким голосом: «Чив-чивчив» )
Улетели птички. (снимите изображения птичек с фланелеграфа)
Отгадайте, где сидит птичка? (выполните звукоподражание высоким или низким
голосом, ребенок слушает и выкладывает изображения птичек на соответствующие веточки)
АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ
«Большие ноги — маленькие ножки»
Чему учится ребенок: различать темп и ритм звукоподражаний, соотносить их с соответствующим образом; понимать и употреблять прилагательные «большие», «маленькие»; понимать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оснащение: набор кирпичиков для игры на столах.
Ход игры: предложите ребенку: «Построим дорожки из кирпичиков». Когда он построит дорожки из кирпичиков, продолжайте:
По дороге, по дорожке
Побежали ноги-ножки.
Идут большие ноги:
ТОП-ТОП, ТОП-ТОП. (произнесите звукоподражание медленно)
Бегут маленькие ножки:
Топ-топ, топ-топ. (произнесите звукоподражание быстро)
Ребенок изображает пальчиками ноги, передвигая их по дорожке из кирпичиков в ритме произносимого звукоподражания. В случае затруднения помогите малышу передвигать пальчики по дорожке.
Слушайте внимательно:
Ноги или ножки
Идут по дорожке? (воспроизведите один из вариантов звукоподражания)
Ребенок слушает, отображает ритм соответствующим движением пальцев, по возможности называя: «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Большие ноги идут по дороге».
МАЙ, 1-2НЕДЕЛЯ
«Чаепитие матрешек»
Чему учится ребенок: развивать речевое восприятие, понимать инструкции, точно исполняя задания; соотносить по величине предметы игрушечной посуды с размерами матрешек; понимать и употреблять прилагательные и их сравнительные степени: «большая», «поменьше», «самая маленькая»; понимать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употреблять существительные в дательном падеже: «Маше», «Даше», «Наташе».
Оснащение: матрешка (из трех кукол) и набор посуды из трех чашечек, блюдечек и ложечек разного размера.
Ход игры: достаньте из большой матрешки две маленьких, расположите их по величине, называя: «Это Маша, это Даша, это Наташа». Прочтите рифмовку:
Маша, Даша и Наташа Пили чай на кухне нашей.
Затем обратитесь к ребенку: «Ваня, дай большую чашку Маше. Даше дай чашку поменьше. Наташе дай самую маленькую чашку». Ребенок соответственно указаниям расставляет чашки рядом с матрешками. Спросите: «У кого самая большая чашка?» Ребенок отвечает: «У Маши».— «У кого чашка поменьше?» Ребенок отвечает: «У Даши».— «У кого самая маленькая чашечка?» Отвечает: «У Наташи». Спросите: «Что поставим под чашки?» — «Блюдца».— «Кому дадим самое большое блюдце?» Ребенок отвечает: «Маше».— «Кому дадим блюдце поменьше?» Отвечает: «Даше». «Кому дадим самое маленькое блюдечко?» Отвечает: «Наташе». Аналогичным образом игру повторите с ложечками.
МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Зернышки»
Чему учится ребенок: совершенствовать речевой слух, понимать глагольные формы множественного числа настоящего времени: «сажаем», «засыпаем», «по-
ливаем»; выполнять соответствующие имитационные движения; выполнять трехступенчатую инструкцию и совершать по ней последовательные действия.
Ход игры: прочтите ребенку стихотворение. Одновременно производите соответствующие имитационные движения вместе с ребенком и называйте их:
Светит-светит солнышко, Мы сажаем зернышки, Засыпаем их землей, Поливаем их водой.
Продолжайте игру, называя действия: «Сажаем зернышки!» Ребенок выполняет соответствующие имита- ци-онные движения.
Далее вместе с ребенком произведите действия и спросите: «Что мы делаем?» Ребенок должен ответить: «Сажаем», «Поливаем», «Засыпаем».
Фонематическое восприятие — способность воспринимать и различать звуки речи. Детей раннего возраста учим прислушиваться к речевым звукам; различать слова и звукоподражания, отличающиеся одним или несколькими звуками.
Работа по развитию фонематического восприятия с детьми раннего возраста требует подкрепления звучащего слова зрительным образом — демонстрацией игрушки, картинки, изображающей предмет; демонстрацией действия или картинки, изображающей это действие.
На первом этапе работы взрослый, произнося слово, должен находиться по отношению к ребенку так, чтобы ребенок видел его лицо. При этом слово произносится взрослым с активной, несколько утрированной артикуляцией.
При повторении игры вводится усложнение: при произношении слова взрослый прикрывает рот так, чтобы ребенок не видел артикуляции, т. е. пользовался бы только слуховым анализатором. Игры расположены в порядке усложнения и соответствуют лексическим темам.
ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Таня и Ваня»
Чему учится ребенок: прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с соответствующими образцами, различать гласные звуки А-У-(О); понимать значение слов: «мальчик», «девочка», «бабушка»; соотносить слова с соответствующими картинками.
Оснащение: картинка с изображением плачущей девочки.
Ход игры: покажите картинку, на которой изображена плачущая девочка, и прочтите рифмовку:
Вот девочка Таня. Таня плачет.
Упал в речку мячик:
«А-а-а»,— плачет Таня. (произносите звук «а» с активной, несколько
утрированной артикуляцией, чтобы ребенок
видел движение губ)
Как плачет Таня? (ребенок, широко открывая рот, произносит
звук «а»)
Покажите другую картинку, на которой изображен мальчик, играющий с паровозиком, и прочтите следующую рифмовку:
Пассажир последний сел,
Ваня громко загудел:
«У-у-у!» (произносите звук «у» с активной артикуля-
цией, чтобы ребенок видел положение губ)
Как загудел Ванечка? (ребенок произносит звук «у», вытягивая
губки вперед)
Ну-ка, не зевайте,
Ну-ка, угадайте, кто так? (произносите тот или иной звук (А или У).
Ребенок показывает соответствующую картинку, называет имя изображенного на картинке ребенка)
Усложнение: произносите звук за экраном. Можно добавить для различения третий звук — «о». Выставляйте три картинки: девочка Таня, мальчик Ваня, бабушка Маня. Читайте текст и сопровождайте его соответствующими действиями.
Бабушка удивилась:
«О-о-о!» (произносите звук с утрированной артикуляцией сна-
чала так, чтобы ребенок видел положение губ, затем — за экраном)
ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ
«Мама—Маня»(см. Приложение 2, с. 137)
Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию слова: «мама»—«Маня», «папа» — «баба», «деда» — «дядя»; знать и называть членов семьи; понимать и употреблять в речи глаголы «стирает», «чинит», «варит», «читает», «подметает».
Оснащение: парные картинки.
Ход игры: покажите первую пару картинок: мама—Маня (девочка): мама стирает, Маня играет. Прочтите рифмовку:
Белье стирает мама, (показывайте картинку)
Ей помогает Нана. (показывайте картинку)
Попросите ребенка показать на картинке, где мама. Спросите: «Кто это?», «Что делает мама?». Попросите ребенка показать на картинке, где Маня. Спросите: «Кто это?», «Что делает Маня?». Прочтите рифмовку, одновременно показывая вторую пару картинок (папа—баба):
Чинит твой велосипед папа, Вкусный варит всем обед баба.
Попросите ребенка показать на картинке, где папа. Спросите: «Кто это?», «Что делает папа?». Попросите ребенка показать на картинке, где баба. Спросите: «Кто это?», «Что делает баба?».
Усложнение: третья пара картинок (деда—дядя). Прочтите рифмовку:
Газету читает деда, А двор подметает дядя.
Попросите ребенка показать на картинке, где деда. Спросите: «Кто это?», «Что делает деда?». Попросите ребенка показать на картинке, где дядя. Спросите: «Кто это?», «Что делает дядя?».
Спросите ребенка:
Про кого я говорю (за экраном произносите пары слов: мама—Маня,
папа—баба, деда—дядя)
Ребенок показывает соответствующую картинку, называя изображение.
НОЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Бам-бум-бом»
Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию звукоподражания: бам-бум-бом; произносить звукоподражания; понимать и употреблять в речи существительные, обозначающие игрушки, соотносить игрушки с их изображением на картинках, по возможности называя их; расширять глагольный словарь, понимать и употреблять глаголы «гремит», «.прыгает», «поет», «зовет».
Оснащение: картинки с изображением барабана и мяча.
Ход игры: Покажите ребенку пару картинок: барабан - мяч. Скажите: «Вот гремит наш барабан: бам-бам-бам». Положите перед ребенком картинку с изображением барабана. Попросите ребенка показать, где барабан. Спросите: «Что это?», «Как гремит барабан?». Прочтите рифмовку:
Ну а мячик наш — прыгун: Бум-бум-бум!
Выставляйте картинку с изображением мяча. Попросите ребенка показать, где мячик. Спросите: «Что это?», «Как он ударяется об пол, когда прыгает: бум-бум?!». Скажите: «Угадай, что это: барабан или мячик?» Произнесите с активной артикуляцией «бам-бам» или «бум-бум». Ребенок слушает и показывает соответствующую картинку.
Усложнения: произносите звукоподражания за экраном; если ребенок справляется с различением двух звукоподражаний «бам» и «бум», можно ввести третье звукоподражание: «бом». Прочтите стихотворение:
Раздается всюду звон:
Бом-бом-бом.
Это колокол поет,
Он на праздник всех зовет.
Схема работы такая же.
НОЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Кап-кап и куп-куп»
Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию звукоподражания: «кап-кап», «куп-куп»; понимать и употреблять в речи слова «дождик», «зонтик»; расширять глагольный словарь; понимать глаголы «раскроем», «поспешим». Оснащение: две картинки с изображением дождя и людей с зонтами. Ход игры: покажите первую картинку, на ней изображен дождик и люди с зонтами. Прочтите рифмовку:
Кап-кап-кап —
Поет нам дождик.
От дождя раскроем зонтик.
Попросите ребенка показать картинку, на которой изображен дождик. Спросите: «Что это?» — «Дождик». Попросите ребенка показать картинку, на которой изображен зонтик. Спросите: «Что это?» — «Зонтик». Спросите: «Как поет дождик?» — «Кап-кап». Скажите:
Поспешим скорей домой,
Сядем в ванночку с водой.
Будут детки куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп.
Покажите ребенку картинку, изображающую ребенка в ванне. Попросите: «Покажи ванночку», «Как малыш купается?» (куп-куп), «Как бьет по водичке ладошкой?» (хлюп-хлюп). Прочтите рифмовку:
Слушайте внимательно, Думайте старательно.
Спросите: про что вы сказали — «кап-кап» или «куп-куп»? Ребенок слушает, показывает соответствующую картинку.
Усложнение: произносите звукоподражания за экраном.
ДЕКАБРЬ, 1-2 НЕДЕЛИ « Кошка—ложка»
Чему учится ребенок: различать похожие по звучанию слова: «кошка—ложка», «утка—дудка», «щенки—венки», «овечка—колечко»; знать и называть домашних животных, их детенышей, соотносить звукоподражания с соответствующим животным; расширять глагольный словарь, вводить новые глаголы «ныряет», «играет», «поймала», «резвятся», «прыгают».
Оснащение: три пары картинок: кошка—ложка, утка—дудка, щенки—венки. Ход игры: покажите ребенку первую пару картинок, называя: кошка—ложка. Скажите:
У Танюши ложка. (показывает ложку)
Кушай кашу, крошка!
Мышь поймала кошка
Прямо у порожка. (показывая на картинку с кошкой)
Попросите ребенка: «Покажи ложку», «Покажи кошку»:
Что это? (показывая на картинку с ложкой)
Зачем нужна ложка?
Кто это? (показывая на картинку с кошкой)
Как кошечка поет?
Попросите ребенка найти деток кошки, котяток (предложите 3-4 картинки г изображением детенышей домашних животных). Покажите вторую пару картинок: утка—дудка. Прочтите рифмовку:
Вот ныряет утка, Вот играет дудка.
Попросите ребенка показать утку, затем дудку.
Спросите:
Что это? (показывая на картинку с дудкой)
Как играет дудка?
Кто это? (показывая на картинку с уткой)
Что делает утка? Как кричит утка?
Найди деток утки. (предлагая картинки с изображением
детенышей домашних животных)
Покажите ребенку третью пару картинок: щенки—венки. Прочтите рифмовку:
Резвятся, прыгают щенки. У нас на головах венки.
Попросите ребенка показать, где венки, затем — где щенки. Спросите:
Что это? (показывая на венки)
Кто это? (показывая на щенков)
Чьи это детки? (предложите выбрать изображение из трех-четырех
картинок и назвать животное)
Как лают щенки? (ребенок выполняет звукоподражание высоким голосом)
Как лает мама-собака? (ребенок выполняет звукоподражание низким голосом)
Усложнение: если ребенок успешно справляется с заданием, можно взять четвертую пару слов для различения: «овечка—колечко». Работа с этими словами проводится по той же схеме.
ДЕКАБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Украсим елочку»
Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «шарик—фонарик», «хлопушка—петрушка», «мышка—мишка»; находить соответствующие игрушки, вешать их на елку; понимать значения слов «праздник», «елка», «елочные игрушки»; расширять глагольный словарь: «выросла», «привезли», «украсили».
Оснащение: искусственная елочка, корзиночка с елочными игрушками.
Ход игры: поставьте на стол искусственную елочку. Прочитайте стихотворение:
Елочка-красавица Выросла в лесу, И на каждой веточке Шишки на весу. Привезли красавицу Из лесу домой. И украсим елочку К празднику с тобой.
Поставьте на стол корзиночку с елочными игрушками. Скажите: «Здесь елочные игрушки. Надо повесить игрушки на елку. Слушай и запоминай, порученья выполняй. Достань и повесь шарик. Что ты повесил? Достань и повесь фонарик. Что ты повесил? Достань и повесь хлопушку. Что ты повесил? Достань и повесь фонарик. Что ты повесил? Найди мишку. Кого ты нашел? Повесь на елку. Найди мышку. Кого ты нашел? Повесь на елку». Ребенок достает названные игрушки, вешает их на елку. Скажите:
А теперь у елки нашей (под веселую музыку пляшут)
Вместе весело попляшем.
ЯНВАРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «На горе»
Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «ух—бух», сопровождать их соответствующими движениями; понимать и использовать в речи предложные конструкции «с горки», «на горку», слышать речевую интонацию, с которой произносится слово «ух», произносить слово «ух» с разной интонацией.
Оснащение: сюжетная картинка «Катание с горы».
Ход игры: покажите сюжетную картинку «Катание с горы». Прочтите стихотворение:
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто подальше, кто поближе,
Кто повыше, кто пониже.
С горки — ух! («ух» произносите с интонацией удальства, веселья)
На горку — ух! («ух» произносите с интонацией усталости)
Бух! — упали.
Прочтите следующий текст:
Дети забираются на горку.
Устали: «Ух»!
Детки едут с горки.
Быстро: «Ух!»
Упали в снег: «Бух!»
Будем играть.
Забрались на горку. (идите высоким шагом)
Устали: «Ух!»
Поехали с горки: «Ух!»
Упали: «Бух!»
Спросите ребенка: «Что делают детки?» Произносите: «Ух!» с интонацией удовольствия. Прочтите:
Дети едут на саночках.
Что случилось? «Бух!» (ребенок «падает»)
Вставайте, отряхните одежду.
Полезем на горку. (игра повторяется)
Вариант: игра проводится с использованием фланелеграфа. Скажите: «К нам пришли две куклы». Поставьте на фланелеграф изображение куклы в зимней одежде без варежек. Скажите: «Эту куклу зовут Варюшка. Как зовут эту куклу?» Ребенок отвечает. Поставьте изображение второй куклы в зимней одежде без валенок. Скажите: «Эту куклу зовут Валенька. Как зовут эту куклу?» Ребенок отвечает. Рассказывайте ребенку, как сказку: «Куклы собрались идти на прогулку. Они забыли что-то надеть. Что забыла надеть Варюшка? Да, она забыла надеть варежки. Ой, замерзнут ручки! Надень Варюшке варежки!»
Ребенок прикладывает к ручкам куклы изображения варежек. Спросите: «Что надели на ручки Варюшке? Что забыла обуть Валенька? » Ребенок прикладывает к ножкам куклы валенки. Скажите: «Да, она забыла обуть валенки. Ой, замерзнут ножки! Надень Валеньке валенки». Ребенок прикладывает к ножкам куклы изображение валенок. Спросите: «Что надели на ножки Валеньке? Как хорошо! Не замерзнут куклы на прогулке».
ЯНВАРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ
«Одеваем кукол на прогулку»
Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «шапка—шубка», «Машутка—Мишутка»; выполнять задания взрослого в соответствии с различными словами; понимать и использовать в речи слова, обозначающие предметы зимней одежды.
Оснащение: картинка с изображением кукол и зимней одежды.
Ход игры: скажите: «У нас в гостях куклы: Машутка (покажите на рисунке изображение куклы в платье), Мишутка (покажите изображение куклы-мальчика в свитере, штанишках)». Спросите: «Как зовут эту куклу?» (покажите на куклу-девочку), «Как зовут эту куклу?» (покажите на изображение куклы-мальчика). Скажите: «Куклы собираются на прогулку. Поможем им одеться». Прочтите рифмовку:
Надеваем шапки, шубки На Машутку, на Мишутку.
Попросите ребенка показать пальчиком, какой кукле следует одеть тот или иной предмет одежды. Воскликните: «Теперь куклы не замерзнут! На них теплая одежда!»
ФЕВРАЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Играем в снежки»
Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова, выполнять на эти слова соответствующие движения; понимать и использовать в речи название игры «в снежки»; выполнять движения в соответствии с текстом; расширять глагольный словарь: «возьму», «испеку», «отнесу», «растаял».
Оснащение: корзиночка, накрытая салфеткой.
Ход игры: проговаривайте текст стихотворения и одновременно выполняйте движения:
Как возьму я снег-снежок, (захватывающее движение)
Испеку я пирожок, (попеременные движения двумя руками)
Отнесу его домой. (вытянутые ладошки)
Пирожок растаял: ой! (разведите руками)
Пирожок из снега не пекут.
Пирожки себе пеки
Не из снега — из муки.
Покажите.
Спросите: «Что в корзинке?»
Что же там?
Не пирожки.
Посмотрите-ка, снежки! (высыпайте «снежки» из корзинки)
Скажите: «Они не растают. Они не настоящие. Зато очень красивые, легкие. Будем играть в снежки». Прочтите рифмовку:
Мы в снежки играем,
Мы снежки бросаем.
Метко попадаем!
Бах-бах! (киньте один снежок, другой)
Бросай снежки в меня. (ребенок бросает снежки)
«Ах».— (закройте нос рукой)
Вы снежки бросайте,
В носик не попадайте.
На слово «Бах» ребенок бросает снежок. На слово «Ах» — закрывает носик руками.
ФЕВРАЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ « Мишка—мышка»
Чему учится ребенок: различать слова, близкие по звучанию: «мишка—мышка»; «лиса—Лиза»; расширять глагольный словарь: «сосет», «грызет», «виляет»,
«распевает», формировать фразу типа объект + предикат: «Лиса виляет, Лиза распевает»; знать и называть диких животных и их детенышей.
Оснащение: пара картинок: мышка—мишка.
Ход игры: покажите ребенку пару картинок: мышка—мишка. Скажите:
Это — мишка. Это — мышка. Мишка лапу сосет. Мышка корочку грызет.
Попросите ребенка показать, где мишка. Спросите: «Кто это?» Попросите ребенка показать мышку. Спросите: «Кто это?», «Что делает мишка?», «Что делает мышка?», «Где живет мишка? Мишка — дикое животное», «Где живет мышка? Мышка — дикое животное». Попросите ребенка найти деток мишки — медвежат (предложите ему 3-4 картинки с изображением детенышей диких животных). Спросите: «Кто это?» Попросите ребенка найти деток мышки. Он находит картинку с изображением мышат. Спросите: «Кто это?»
Покажите вторую пару картинок: лиса—Лиза. Расскажите, показывая соответствующие картинки: «Это лиса. Это Лиза, так зовут девочку». Прочтите рифмовку: