Методика обучения пению детей средней группы

Задачи и содержание обучения

На пятом году жизни дети эмоционально восприни­мают и сопереживают разное настроение песен. Дошкольники уже имеют определенную музыкальную подготовку. У них сформировались некоторые певческие навы­ки, укрепились голоса, несколько увеличился диапазон (ре-си пер­вой октавы), более организованным стало дыхание, более точным произношение отдельных звуков, слов. Это позволяет расширить объем певческих умений.

Прежде всего надо научить детей петь естественно и без напря­жения. Педагог постоянно работает над этим навыком, показывая образец мягкого, ненапряженного напевного звучания. Одновре­менно развивается навык правильного, своевременно взятого дыха­ния, умения спеть музыкальную фразу до конца. Правильному про­изношению также уделяется внимание: разъясняется содержание песни, значение непонятных слов, подчеркивается выразительность литературного текста. Вместе с тем на занятиях вырабатывается артикуляция, детей учат активно открывать рот во время пения.

Большого внимания требует развитие навыка слаженного кол­лективного пения, который выражается в умении одновременно на­чать и окончить песню. В этом возрасте у детей еще сохраняется тенденция опередить поющих или отстать от них. Педагог учит соблюдать общий темп в пении и выполнять несложные музыкаль­ные оттенки в соответствии с содержанием произведения.

Опыт передовой практики показал необходимость обучения пению без сопровождения, овладевать которым следует как можно раньше. Самые легкие, удобные в певческом отношении песни ста-

Стр.102

новятся достоянием детей, и они с успехом применяют их в своей самостоятельной деятельности.

Программа предусматривает развитие музыкального слуха детей. Ребенка учат прислушиваться к вокальной интонации педа­гога своих товарищей, что впоследствии поможет каждому петь согласованно в общем хоре. Обучая пению, воспитатели система­тически работают над развитием сенсорных способностей детей, так как они уже могут различать звуки по высоте, расположенные на достаточно широком расстоянии (октава, секста).

К концу года пятилетние дети должны овладеть такими про­граммными навыками: петь выразительно, естественным звуком, без напряжения, протяжно, брать дыхание между короткими му­зыкальными фразами, произносить слова внятно, правильно, вме­сте начинать и заканчивать песню, правильно передавать неслож­ную мелодию. Петь согласованно в пределах ре-си первой окта­вы, прислушиваться к голосам других, различать звуки по их вы­соте, петь с инструментальным сопровождением и без него.

Песенный репертуар

Тематика песенного репертуара более разнооб­разна, чем в младших группах. В соответствии с этим обогащаются и средства музыкальной выразительности в песнях для детей этого возраста. Интересна и до­ступна для них яркая изобразительность музыки в таких песнях, как «Строим дом» М. Красева, «Тепловоз» 3. Компанейца, «Само­лет» Е. Тиличеевой. Перед ребенком раскрывается и мир природных явлений в поэтических русских народных попевках, песнях.

Песенный программный репертуар соответствует особенностям голоса детей 4—5 лет. В песнях небольшой диапазон, короткие му­зыкальные фразы. Но все чаще в них появляются различные окон­чания одинаковых музыкальных фраз («Кошечка» В. Витлина, «Мы запели песенку» Р. Рустамова). Эту особенность необходимо учитывать при разучивании песен.

Методические приемы

Методические приемы направлены на усвоение деть­ми певческих навыков. Работая над правильной (чистой) интонацией и звукообразованием, педагог постоянно упражняет детей, помня о том, что, если даже 2—3 ребен­ка поют неверно, это снижает качество коллективного исполне­ния. Начиная разучивать песню, следует исполнить ее с фортепиан­ным сопровождением, а затем без него. Дети этого возраста лучше поют и точнее интонируют, когда слышат исполнение взрослого. Если детям трудно исполнить какой-либо мелодический оборот, целесообразно поупражняться в этом отдельно. Если ребенок не справляется с заданием, следует позаниматься с ним индивидуально до или после занятия.

широко используется в практике и такой прием: небольшая группа, иногда солисты поочередно исполняют в песне каждую музыкальную фразу. Поочередное вступление активизирует слуховое внимание детей. Можно делать и так: вся группа Детей поет припев, а солисты — запев. В чем польза этого приема? Дети, слушая друг

Стр. 103

друга, неизбежно фиксируют качество исполнения, отмечают неточ­ности. Элемент соревнования вызывает желание спеть лучше, точнее. Тем самым активизируется музыкальный слух.

Усвоение навыка протяжного пения достигается показом пра­вильного исполнения самим педагогом и использованием образных сравнений: «Споем протяжно, тянем мелодию, как ниточку».

Развитию этого навыка также помогает прием исполнения мело­дии без слов на слоги, оканчивающиеся гласными (ля-ля-ля). Надо помнить, что каждое произведение имеет свои особенности, требующие от воспитателя творческого поиска педагогических приемов.

Развитию певческого голоса помогают следующие упражнения: небольшие попевки, состоящие из 2—3 звуков, исполняются на всевозможные удобные слоговые сочетания (ду-ду-ду, да-да-да, ля-ля-ля, ку-ку, ау-ау) на различных ступенях звукоряда, постепенно расширяя певческий диапазон с учетом индивидуальных возмож­ностей детей. Такие упражнения целесообразны на каждом заня­тии. Особенно полезно петь без сопровождения, когда ребенок может исполнить маленькую песенку самостоятельно. Причем качество пе­ния ребенок так или иначе контролирует слухом. Можно давать образные задания, требующие различения звуков по высоте. На­пример, отличить голос «мамы-птицы» (до первой октавы) от голосов «птенчиков» (до второй октавы) в песне Е. Тиличеевой «Большая и маленькая птица».[22] Это постепенно приближает к пониманию звуковысотности.

В процессе обучения пению следует развивать предпосылки к некоторым творческим проявлениям. «Придумай и спой куколке колыбельную (плясовую)»,— говорит педагог, держа в руках иг­рушку. Ребенок импровизирует незатейливую мелодию.

Разучивание песен требует последовательности в обучении на занятиях: предварительный музыкальный анализ произведения, определение программных навыков, уточнение педагогических приемов. Проследим последовательность заданий при разучивании песни «Барабанщик» М. Красева. Это веселая, маршевая песня, построенная на характерных интонационных ходах изобразительного характера.

На первом занятии песня исполняется в фортепианном сопровож­дении, ритм припева одновременно изображает «барабан» (Тра-та-та, тра-та-та, дайте палочки вы мне). На втором занятии запев песни исполняет педагог, а более легкий припев — дети. На третьем занятии дети учат запев песни, в котором встречается трудный мелодический оборот, соответствующий словам «У окошка на сте­не». Педагог упражняет ребят в воспроизведении этой интонации, поочередно спрашивая каждого: «Где висит барабан?» Дети поют: «У окошка на стене». На четвертом занятии хорошо исполняющие Дети поют запев, а остальные — припев. На последующих занятиях

Стр. 104

ребята поют песню без сопровождения, маршируют под нее, подыгрывают себе на барабане.

В конце года необходимо проверить усвоение певческих навы­ков, развитие голоса и слуха, качество исполнения песен, чтобы выяснить:

может ли каждый ребенок петь знакомые песни с фортепиан­ным сопровождением. При этом используются такие приемы: каж­дому ребенку предлагается по своему желанию спеть один куплет знакомой песни, вспомнить, какие еще песни выучены;

каково качество коллективного (хорового) звучания: умеют ли дети петь достаточно чисто (не фальшиво), слаженно по темпу в сопровождении инструмента, но без пения взрослого. Дети начина­ют петь после музыкального вступления, педагог внимательно слу­шает и по окончании отмечает недостатки. Песня исполняется второй раз — педагог наблюдает, как ребята стараются исправить ошибки;

могут ли дети определить звуки различной высоты: октаву, септиму, сексту. Приемы: детям предлагают узнать, кто поет сна­чала: «мама-птица» (низкие звуки на одной ноте) или «птенчики» (высокие звуки на одной ноте).

Наши рекомендации