Основные компоненты готовности студента к учебной деятельности
Доказано, что хорошо организованный умственный труд оказывает большое воспитательное воздействие на обучающегося:
Ø способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умения беречь время;
Ø формирует не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности.
Однако позитивные качества личности умственный труд воспитывает лишь в том случае, если студент умеет учиться.
Готовность – понятие, обозначающее главное свойство, качество студента, понятие, с которого начинается и которым завершается процесс самосовершенствования культуры умственного труда.
Готовность – это потребность (хочу) + способность (могу) + решимость (дело делаю). Все наши программы по подготовке руководителей построены, к сожалению, на формировании знаю, но они не оснащены хочу, умею, дело делаю. В результате возникает мир студентов, не желающих и не решающихся на самостоятельные поступки. Мы сами таковы. Мы сами – результат такого процесса.
Способности – динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний, овладения навыками, умениями, действиями и выполнение человеком определенной профессиональной деятельности. Способности существуют только относительно определенной деятельности. Меняется время, наука, техника, претерпевает изменение и умственная деятельность, а вместе с ними усложняются и необходимые способности.
Способности –это личность в ее продуктивности. Способности, существующие как потенциальные, становятся актуальными, когда проявляются и формируются в познавательной и профессиональной деятельности. Все способности человека могут быть классифицированы по группам:
Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени, являются познавательные способности отражать мир (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), они позволяют анализировать, ставить цель, прогнозировать, планировать, принимать решения, организовывать реализацию принятых решений; проявление этих способностей является соответствующим действием, выполняемым с различным чувственным, мыслительным, волевым успехом и лежат в основе всех других, в том числе и познавательных способностей;
Элементарные частные способности, свойственны уже не всем людям и имеют у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свойства личности, такие, например, как слух, глазомер, творчество, критичность мышления, решительность, настойчивость, смысловая память, оперативная память и т.д., эти сложные свойства проявляются в соответствующей специфической деятельности, качество которой и зависит от этих особенностей личности;
Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к общечеловеческим видам деятельности – учению, труду, общению, игре, нравственной и этической деятельности. Каждая из этих способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Сложные частные способности развивались в истории человечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их и называют профессиональными, специфическими, социальными, особенными. Именно к ним относятся: прогностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, воспитательные, рефлексивные.Иногда о способностях говорят, когда они исключительные или проявляются как одаренность, талант, гениальность.
Одаренность — совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную познавательную деятельность. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.
Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта – высокий уровень творчества при выполнении умственной деятельности. Творчество порождает нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, психологическим установлениям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском.
Гениальность –высшая степень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение.
Все виды способностей не даются человеку в готовом виде. Они развиваются, совершенствуются в реальной жизни, познании и профессиональной деятельности. Обучение человека развивает у него различные способности. Если любить свою профессию, стремиться овладеть культурой, то способности развиваются скорее и лучше.
Проведение тренинговых упражнений с целью создания условий для лучшего и более быстрого знакомства с группой, ускорения процесса самораскрытия и самореализации.
Подводя итог, следует отметить, что культура умственного труда студента – не просто черта личности (т. к. черта – это только свойство, отличительная особенность), но и синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, личностных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Таким образом, результатом культуры умственного труда являются:
знания, которые человек приобретал о предмете своей деятельности;
освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своей умственной деятельности, т. к. их совершенствование обеспечивает человеку наибольшую успешность и в его последующей деятельности.
Резюме.
Таким образом, во-первых, опыт показывает, что когда студент начинает жить на основе понимания готовности – с ее учетом и формированием нового уровня готовности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно, ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.
Во-вторых, в самосовершенствовании культуры мышления фундаментальными являются: потребность (хочу), которая преобразуется в способность (могу) и обрастает решимостью (дело делаю), это и есть готовность быть личностью высокой культуры.
Преимущества самосовершенствования как кардинального структурного преобразования в его собственной самости, как скачке в общем ходе развития, которые не сводятся ни к естественным, ни к искусственным интерпретациям. Речь должна идти о развитии человека, о самосовершенствовании как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования самого себя. Научить учиться, заниматься всю жизнь самосовершенствованием – вот основной смысл современного образования. Сегодня важно понять ипринять к действию: именно выпускники высшей школы, овладевшие культурой, могут сыграть решающую роль в духовном возрождении, в движении общества по пути прогресса.
Литература для самообразования
- Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004.
- Законодавчі акти України з питань освіти / Верховна Рада України. Комітет з питань науки і освіти: Офіц. вид. – К.: Парламентське видавництво, 2004. – 404 с.
- Дайана Халперн , Психология критического мышления, – СПб.: 2000.
- Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: Учеб. Пособие.– Тамбов: ТГУ, 1997.
- Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе: Учебное пособие длястудентов – Ростов-н/Д: "МарТ", 2002.
- Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект. – М.: 1977.
- Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во Алт. у-та, 2002. – 340 с.
- Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М.: Академический проект, 2004.
- Попков В.А., Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования, – М.: МГУ , 2001, 168 С.
- Сорина Г.В. Основы принятия решений. – М.: Экономист, 2004. 187с.
Ресурсы Интернет