Анализ семинарского занятия однокурсника


Проводила: Винник Наталья

Винник Наталья проводила практическое занятие касающееся разбора элегического жанра. Занятие прошло на должном методическом уровне. Студентка владела материалом, цетировала многие элегии Сумарокова наизусть. Студенты были готовы к практическому занятию, ответы их были полными и содержательными. В процессе анализа элегий 18 века были сделаны выводы о том, что этот тип произведений нужно рассматривать в эволюции: от первых элегий Феофана Прокоповича до элегий Сумарокова. Были сделаны выводы, которые давали возможность представить причины трансфармации элегического жанра в эпоху романтизма.

Студентка – практикантка не нарушала педагогическую тактичность, вела себя сдержано, не повышала голос, что очень важно в условиях проведения занятия. В конце занятия были подведены итоги. В целом, занятие имеет достаточно высокий научно-методический уровень и отвечает всем требованиям, которые ставятся для проведения современного занятия. Занятие имеет четкую, логичную и продуманную структуру. Таким образом, занятие проходило динамично и эмоционально.

____________________________________________________________

____________________________________

_________________Студент-практикант__________________________

(дата) (подпись)

Психолого-педагогическая характеристика академической группы или отдельного студента

Студенческая группа 2 курса филологического факультета. Общее количество - 20 человек. Из них 2 мальчиков и 18 девочек.
Старостой группы является Бодашко Никита. Он является лидером в группе.
В целом в группе можно выделить несколько подгрупп, но они не враждуют между собой.
Коллектив стабильный хотя находится в стадии формирования. Для большего сплочения группы можно предложить совместные культурные мероприятия. Группа хорошо готовится к занятиям, но есть люди, которые систематически пропускают занятия, с ними ведется дополнительная работа куратора.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________

_________________Студент-практикант__________________________

(дата) (подпись)

План-конспект воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие

В память о Гиршмане

Образовательная: дать знания о жизни и достижениях ученого, филолога М.М Гиршмана
Развивающая:развивать интерес к научной деятельности; умение работать в группе
Воспитательная:прививать уважительное отношение друг к другу
Оборудование:презентация, листочки, ручки

Ведущий 1:
Здравствуйте, дорогие друзья!
Ведущий 2: Добрый день!
Ведущий 1: Мы рады приветствовать вас сегодня в нашем актовом зале на празднике посвященному «Дню памяти Михаила Моисеевича Гиршмана».
Ведущий 2: Но прежде чем мы начнем, предлагаю вспомнить историю жизни и деятельности ученого.
Ведущий 1:
С ним, что ни час, метаморфоза:
он то поэзия, то проза.
На ритм неопределенный
он новый свет спешит пролить.
Сам неизменно окрыленный,
умеет массы окрылить
Ведущий 2: И так, как вы думаете, о каком ученом, докторе филологических наук, профессоре идет речь?
Ведущий 1: Правильно, это Михаил Моисеевич Гиршман.
Ведущий 2: Возможно вы знаете, что 17 мая 2015 года, в возрасте 77 лет профессор кафедры теории литературы Донецкого национального университета, доктор филологических наук Михаил Гиршман умер. И сегодня мы с вами собрались для того, чтобы почтить память о человеке, сыгравшем не малую роль в основание Донецкой научной филологической школы.
Ведущий 1: Мы хотели бы предложить вам прослушать небольшой доклад о биографии Гиршмана. А так же услышать отзывы его учеников и друзей и слов-воспоминаний самого юбиляра.
Ведущий 2:
На одном из международных симпозиумов русистов китайский коллега, узнав, что профессор А. А. Кораблев из Донецка, очень обрадовался: «Донецк - Гиршман!» Случай этот очень показателен: прежде всего, это еще одно свидетельство того, что наука не знает границ, она наводит мосты между народами, странами и континентами, и второе, - Михаил Моисеевич Гиршман, ученый с мировым именем, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, является знаковой фигурой донецкого литературоведения. Понятия «Донецкая филологическая школа», «школа Гиршмана» стали фактами современной науки. Исходя из реалий сегодняшнего дня, путь его жизни представляется стремительным и целенаправленным движением сюда, в Донецк, в город, где не так давно был создан университет и где в этот момент очень нужны были его талант, энергия и организаторские способности. Михаил Моисеевич Гиршман родился в 1937 году на Дальнем Востоке, в поселке Вира Хабаровского края. После окончания Казанского университета (1959), работал учителем в школе-интернате поселка Залесного Татарской АССР сначала учителем русского языка и литературы, затем завучем (1959-1966). Работая в школе, он защитил кандидатскую диссертацию «Основные тенденции ритмико-интонационного развития русского стиха» (1965). Его кандидатская работа вошла в третий том издания «Теории литературы» (М., 1965), этапный для развития современной науки о литературе труд. Так началась его научная карьера. В 1966 году М. М. Гиршман переехал в Донецк. С этого времени он работает на филологическом факультете Донецкого национального университета. В 1978 году защитил докторскую диссертацию. С 1990 по 2005 гг. возглавлял кафедру теории литературы и художественной культуры. Сегодня М. М. Гиршман заслуженный профессор ДонНУ, продолжает свою научную деятельность. М.М. Гиршман - крупный ученый, теоретик литературы. Основной предмет его научного интереса - изучение природы литературного произведения. Ключом к постижению этой сложной проблемы становится разработанная им теория художественной целостности. В свете этой теории произведение получает глубокое философско-эстетическое осмысление. Теоретические формулировки M. M. Гиршмана отличаются поразительной ёмкостью, вывереностью каждого слова. В свете теории целостности им предложена концепция литературного стиля и оригинальная теория ритма художественной прозы. В последние годы ученый размышляет над культурной и, шире, бытийной значимостью диалога. Талант ученого совмещается в нем с талантом организатора. Подчеркнем, не способностью, а именно даром, умением не только смело и масштабно мыслить, но и представлять пути и механизмы воплощения замыслов, четко и целенаправленно их осуществлять. Этот талант проявился в организации работы кафедры, в проведении конференций и семинаров, когда в столицу шахтерского края съезжались виднейшие теоретики из Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Ужгорода, Кемерово, Львова, Новосибирска, Харькова и других городов. Если за дело брался Михаил Моисеевич, коллеги всегда были уверены - сомнений в успехе задуманного быть не может. Михаил Моисеевич - яркая, харизматическая личность, вызывающаяк себе, безусловно, почтительное отношение. В научной деятельности это выражается в способности консолидироватьлюбую, самую пеструю и«разноголосую», аудиториюс позиций какого-товысшего мудрогознания. Его завораживающие лекции на долгиегоды остаются в памяти как событие, в том числе и эстетическое. И, наконец, главное. Михаил Моисеевич – Учитель.Под его руководством защищено почти сорок кандидатских и докторских диссертаций - действительно школа филологии! И все же это лишь формальное выражение того дела, которым занят Михаил Моисеевич и которому он посвятил жизнь. Он воспитывает филологов. Причем, как он это делает, остается загадкой. Он не научает в привычном смысле слова, его замечания сдержанны, а похвала - на вес золота, но после общения с ним студент, аспирант или соискатель уходит окрыленным. Это редкостное умение не просто обозначить плодотворные моменты научного поиска, но почувствовать личностные особенности и возможности каждого конкретного исследователя. Не случайно один из его учеников сравнил Донецкую школу с лесом, где, в отличие от упорядоченного сада, растут мощные дубы, изящные ели, веселый подлесок - всяк растет по мере своих сил, способностей, желаний. И это дорогого стоит! Девиз, который Михаил Моисеевич, как эстафету, передает своим ученикам, удивительно оптимистичен и помогает преодолевать любые трудности и невзгоды: «Плохой конец заранее отброшен. Он должен, должен, должен быть хорошим!» Моисеевич Гиршман – ученый с мировым именем, доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы и художественной культуры Донецкого национального университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Он внес существенный вклад в изучение природы литературного произведения, разработал и внедрил в Донецком национальном университете новую специализацию по мировой художественной культуре. А еще является одним из организаторов Донецкого института социального образования и Донецкого гуманитарного института. А еще организовал и возглавил лабораторию по изучению еврейской культуры. Его ученики, среди которых есть уже и профессора, успешно работают не только в Украине, но и в Америке, Израиле, России, Белоруссии, Казахстане…
Ведущий 1: Кажется, перечисленного могло хватить на несколько биографий. А между тем профессор Гиршман всю свою жизнь не только делал научные открытия, но всегда был в центре событий выпавшего ему времени. Неутомимо делая в науке то, к чему призван, во времена застоя он оказался способным говорить то, что думал и чувствовал. На его лекции всегда собирались полные аудитории. А какие он проводил в Донецке блестящие литературные вечера, посвященные Пушкину, Лермонтову, Блоку, Мандельштаму, Пастернаку!.. В те годы считалось обязательным цитировать так называемые гражданственные стихи, а Михаил Гиршман приводил как образец высшей гражданственности пушкинские строки: «Я Вас любил: любовь еще, быть может…». И делал это так ярко, так убедительно, так артистично… Светлана Куралех, поэт
Ведущий 2: Для того, чтобы немного передохнуть мы приглашаем вас встать всех в большой и дружный круг.
«Театральный конкурс» Как вы уже знаете, вы же уже полгода носите гордое звание студента, студент должен обладать незаурядными способностями, тем более, если ему нужно найти себе оправдание. Согласны? А как важно подобрать нужную интонация, давая объяснения преподавателю по поводу своего отсутствия на уроке или своего опоздания. Проверим на сколько хорошо вы овладели этим искусством. Сейчас зазвучит мелодия, пока она играет, вы передаете по кругу вот этот волшебный мешочек (показываю). Как только музыка стихнет, человек, у которого оказывается этот мешочек, достаёт себе задание. Задание: прочитайте стихотворение с разной интонацией (весело, грустно, грозно, как любовное послание, донос по телефону, последняя речь перед казнью, речь на митинге, в стиле рэп, пропойте как частушку и т.д.)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Тянечка не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Ведущий 1: спасибо уважаемые участники. Присаживайтесь. Надеемся, что мы вас немного развеселили.
Ведущий 2: Но вы, уважаемые студенты, помните, что студенческая жизнь – это не только одно веселье. Надо иногда быть и серьезными. Но только иногда!
Ведущий 1: А мы продолжаем дальше наш разговор об ученом с мировым именем Михаиле Моисеевиче Гиршмане
Ведущий 2: Голоса учеников и коллег
Людмила Тимофеевна СенчинаКогда в 1966-м году Михаил Моисеевич Гиршман приехал в Донецк, никто не знал, что кардинально изменится судьба многих людей, станет другим филологический факультет, университет в целом, а город, известный как столица шахтерского края, прославится появлением новой филологической школы. Новое, иное, непривычное встречало явное сопротив­ление, иногда воспринималось весьма агрессивно. И вот всесоюзная научная конференция 1977 года. Это был триумф! Это была победа! В Донецк приехали многие известные ученые. Стало ясно, что кафедра теории литературы становится бесспорным центром по изучению целостности художественного произведения, а М. М. Гиршман – признанным ученым-филологом, известным за пределами тогдашнего Союза. Еще Михаил Моисеевич – Учитель. Он действительно умеет «выращивать» ученых. Достаточно вспомнить, что под его руководством защитили кандидатские диссертации 35 аспирантов и соискателей, 3 доктора наук. И главное здесь не цифры, а деятельность педагога, формирующего личностное начало и жизненную позицию. Дина Гелюх Каким он был? Молодым, порывистым, романтической устремленности. Нам он уделял колоссальное внимание, стимулировал наше развитие. Что-то хотелось сделать – узнавать, писать, с чем-то спорить. И мы, конечно, обалдевали, когда он начинал читать стихи. Это был конец света. Он читал и то, чего мы не знали: например, Чичибабина, Чухонцева… Оксана Орлова Когда приехал Михаил Моисеевич, то, естественно, все мы были в полном потрясении. О нем мне говорили: такой преподаватель (ах, ах!) появился!., он такое знает!., и такие имена открывает!.. Это было откровение. Михаил Моисеевич моментально оброс учениками, относящимися к нему с огромным пиететом. Элеонора Шестакова Многие донецкие филологи о Михаиле Моисеевиче могли бы сказать, что он – «наше всё», но недавно я еще раз убедилась, что он не только «наше» все. Это было в Москве, в Институте мировой литературы, когда Л. Сазонова, руководитель международной конференции «Память литературного творчества», поздравила Михаила Моисеевича с юбилеем. Она отметила, что М. М. Гиршман уже давно и прочно вошел в пространство литературоведения, сфера его научных интересов почти необозрима, а точность и острота видения, разрешения проблем теории литературы не может не привлечь молодых исследователей.
Ведущий 1: Этот момент как раз настал. Сейчас мы проверим вашу эрудицию.
Конкурс «Правда ли, что…»
1.Поселок, где родился Гиршман называется «Вира» +
2.Кандидатская диссертация называлась «Основные тенденции ритмико-интонационного развития русского стиха» +
3. Кандидатская работа вошла в третий том издания «Теории языкознания» -
4. Кафедру теории литературы и художественной культуры возглавлял 10 лет +
5. Под его руководством защищено почти сорок кандидатских и докторских диссертаций +
6. Является одним из организаторов Донецкого института социального образования +
7. Приехал в Донецк в 1950 году -
8. Л. Сазонова отметила, что М. М. Гиршман уже давно и прочно вошел в пространство литературоведения +
Ведущий 1: Из воспоминанийНовый университет, отсутствие больших традиций и, вместе с тем, большая энергия и жажда познания порождали такие возможности, которые в других городах были невозможны. Не думаю, что молодой 30-летний приехавший кандидат наук мог бы уже через год получить право руководства аспирантами. А я получил. …И у нас довольно быстро стали формироваться и проходить хорошие защиты. А это приезд интересных людей.Очень важно, что университет давал возможность связей и расширения контактов. Студенты могли объездить за свою студенческую жизнь если не треть, то четверть Советского Союза. Постоянно шла какая-то творческая переписка, обмен работами. Это создавало представление о состоянии и уровне, и о том, что и культура, и наука существуют, так сказать, в мире, а не в отдельном регионе.Легких времен не бывает. Удача – родиться в 1937 году, а не жить в эти годы. Удача и то, что мы оказались на очень трудном переломе – это помогло нам определиться. Сегодняшнее время очень непростое для молодых – произошла потеря устойчивости. Не случайно в наш быт вошли слова-паразиты «как бы» и «на самом деле». Существует как бы зарплата, как бы госэкзамен, как бы понимание, а посмотришь – не настоящее. Вместе с тем неопределенность таит в себе новые возможности. Есть вещи, которые человек должен понять сам – что для него «как бы», а что «на самом деле»…Конечно, тогда мы были закрыты, конечно, связи с тем, что сейчас называется дальним зарубежьем, не было, но сказать о полной замкнутости и о полном незнании [происходящего вокруг] все-таки нельзя, потому что и выезды в Тарту, и возможность привезти какие-то публикации давали представление об уровне развития науки в мире и, в частности, в Советском Союзе – и это тоже был достаточно хороший контекст для жизни. Ведущий 2: Конкурс «Мы писали, мы писали…» Всем нам известна изобретательность студентов в написании шпаргалок. Сейчас я дам каждой команде по одному листку бумаги (раздаю бумагу и ручки). И каждая команда будет писать на листке вот эту информацию (дать на отдельном листочке). И естественно победит та команда, которая сможет написать больший текст на своей шпаргалке, но главное, чтобы текст был разборчив. (пишут, пока звучит музыка) Конкурс «Шпаргалка»
Ведущий 1: Написать шпаргалку – это полдела, а вот спрятать ее – это будет потруднее. Ваша задача, спрятать шпаргалку на одном из участников таким образом, чтобы ничего не было видно. (прячут, звучит музыка)
Ведущий 2: А теперь мы просим выйти сюда человека, у которого спрятана шпаргалка и еще по одному представителю команды. Итак, ваша задача найти шпаргалки у соперников пока звучит музыка.
Ведущий 1: Браво, молодцы. Участники могут пройти к своим группам.
Ведущий 2:Можно еще много говорить о таком выдающемся человеке, но наше время подходит к концу. Мы надеемся, что наше мероприятие оставит в вашей памяти след о педагоге нашего вуза и его достижениях.
Ведущий 1: Благодарим вас за внимание и активное участие! И хотим пожелать успехов в учебе!
____

_________________Студент-практикант__________________________

(дата) (подпись)

Наши рекомендации