РО – это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.
Ученик включен в систему общественных отношений, усваивает моральные ценности, нормы социальных отношений, интериоризирует способы действий (А.К.Дусавицкий). В деловом общении ребенок или источник идеи, или оппонент. С-РД существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия.
4. КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
(Гуманистическая психология А.Маслоу, К.Роджерса).
Суть: ребенок - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях (А.Маслоу). Задача учителя - не диктовать "готовое" знание, а разбудить собственную познавательную активность личности, которая выразится в выборе и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей (К.Роджерс).
Фасилитационный подход (англ. facilitate - "создавать благоприятные условия"). Основан на учете различий в способах восприятия и стилях познания, предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество учителя и ученика.
Учитель - создает образовательную среду, которая помогает учащимся находить, формулировать, аргументировать собственное мнение.С этой целью учитывают данные психодиагностики школьников (особенности право- и левополушарного восприятия), включают в урок групповые способы руководства учебной деятельностью, интерактивные методы обучения (дискуссии, дидактические игры).
В рамках ЛОП разработаны технологии: Педагогика сотрудничества, Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, Система Е.Н.Ильина.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА пока не воплощена в конкретной модели, она рассыпана по сотням книг, ее идеи вошли во все современные педагогические технологии. Это «проникающая» технология, являющаяся воплощением нового педагогического мышления, источник прогрессивных идей: гуманно-личностный подход; дидактический активизирующий и развивающий комплекс; концепция воспитания; педагогизация окружающей среды.
Суть:
- переход от педагогики требований к педагогике гуманных отношений;
- единство обучения и воспитания;
- ученик – субъект учебной деятельности; два субъекта д. б. сотоварищами, партнерами;
- формы сотрудничества: содружества, сопереживания, сотворчества, соуправления.
Достоинстваобучения: создание атмосферы доверия в отношениях между учителем и учащимися, сотрудничество в принятии решений; смена личностных установок учителя (основной акцент в обучении смещается с непосредственной передачи информации на стимуляцию и активизацию познавательной деятельности учащихся); создание на уроке особой образовательной среды.
Недостатки: гипертрофия индивидуальности, щадящий режим может привести к снижению уровня обучения, а желание идти на поводу учащихся для поддержания позитивного эмоционального фона может стать самоцелью, отодвигая на второй план решение основных задач обучения.
5. КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММИРОВАННОГО И МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Программирование учебного процесса заключается в создании обучающих программ, на основе которых строится учебная деятельность школьников (учебники и учебные пособия, компьютерные программы).
Основоположником программированного обучения: Б.Ф.Скиннер (США); Н.Ф.Талызина, В.П.Беспалько и др.
Цели: повышение эффективности обучения, учет индивидуальных особенностей ребенка.
(Беспалько В.П.) Принципы программированного обучения:
- иерархия управляющих устройств: объяснение учителя, ориентировки, индивидуальная помощь;
- обратная связь: внутренняя – учащиеся; внешняя – учителя.
- пошаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала (алгоритм). Алгоритм – предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению определенного класса задач. Шаг – 3 звена: информация, операция с обратной связью, контроль – основа технологии программированного обучения;
- индивидуального темпа и управления в обучении;
- использование обучающих средств и программ.
Виды обучающих программ:
1) Линейные программы (последовательно сменяющиеся блоки учебной информации с контрольным заданием; в случае правильного выполнения задания ученик получает новую учебную информацию; в случае неправильного – ему предлагается снова изучить первоначальную информацию).
2) Разветвленная программа (в случае неправильно ответа, ученику предоставляется дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить задание и получить новое).
3) Адаптивная программа (учащийся сам выбирает уровень сложности нового учебного задания, изменять его по мере усвоения, обращаться к справочникам).
4) Комбинированная программа: фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Блочное обучение.Блоки в обучении: информационный; тестово-информационный (контроль); проблемный: решение задач на основе полученных знаний; блок проверки и коррекции.
Достоинстваобучения: позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; темп овладения материалом - индивидуальный, порции - легко осваиваемые; возможность обеспечения обратной связи, особенно при контроле знаний.
Недостатки: не всегда учебный материал можно разделить подобным образом; обезличенность, дефицит общения и эмоционально-чувственного восприятия при обучении, что может сказаться на формировании и функционировании отношений; преимущественно репродуктивная деятельность, не способствующая развитию умственных способностей.
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (60-е годы ХХ века).
Суть: модульного обучения - возможность самостоятельного выбора учащимися индивидуального темпа освоения программы.
Теоретические вопросы модульного обучения разработаны для системы высшего образования (П.А.Юцявичене, 1989; А.А.Вербицкий, 1991). На уровне средней школы разрабатываются лишь отдельные аспекты модульного обучения (Н.В.Бородина, И.В.Галковская, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.).
Понятие «Модуль»:
- учреждение или организацию в объединении школьных модулей (Е.В.Сковин);
- команда учителей и учащихся одного возраста (Э.Маркс, М.Петри);
- часть школьного дня (В.Оконь);
- как самостоятельную единицу учебной деятельности, помогающую достичь определенных целей обучения (В.Goldschmidt, М.Goldschmidt);
- определенный объем учебной информации, содержащий учебную цель, список материалов и оборудования, конкретный учебный текст, практические занятия для отработки навыков, контрольную работу (Ю.К.Балашов и В.А.Рыжов; Дж.Рассел).
Модульное обучение: такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Модуль -– представляет содержание учебного курса на трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном; позволяющее осуществлять самообучение, регулировать темп и содержание учебного материала.
Модуль - (по П.И.Третьякову, И.Б.Сенновскому, 1997) единицу учебной деятельности, включающую цель, содержание (текст, методы и формы обучения), планируемые результаты (ЗУН); часть содержания учебного курса (учебный материал и набор учебно- методических материалов).
Компоненты обучающего модуля:
- учебная цель (целевая программа);
- учебный материал в виде обучающих программ;
- методическое руководство по достижению целей;
- практические занятия по формированию необходимых умений;
- контрольная работа, согласно целям.
Система модульного обучения строится на "блочном" структурировании содержания обучения, направлена на формирование целостного представления об изучаемом материале, системы знаний, способности понимать и различать основные компоненты изучаемого. (В.Ф.Шаталов, 1979, 1980; Э.М.Браверман, 1993).
Теория проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов): соединение проблемного и модульного обучения.
Достоинстваобучения: дифференциация содержания учебного материала, обеспечение индивидуализации учебной деятельности, сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся.
Недостатки: "фрагментарность" обучения - большой удельный вес самостоятельной работы вплоть до "самообучения", что педагоги расценивают как отсутствие полноценного процесса обучения; игнорирование целостности и логики учебного предмета; сокращение курса обучения до "пакета" отдельных проблем или задач, в связи с чем возможно формирование частных умений в ущерб обобщенным.
6. ТЕОРИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Цели: приобретение ЗУН; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей; формирование мотивации и эмоций.
Особенности организации и эффективность проблемного обучения раскрыты в работах отечественных (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.) и зарубежных (Дж.Дьюи, В.Оконь и др.) ученых, в практике обучения.
Проблемное обучение реализуется через создание проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Приемы создания проблемной ситуации:
- выделение противоречия, предложение учащимся самим найти способ его решения;
- изложение различных точек зрения на один вопрос;
- рассмотрение явления с различных позиций;
- побуждение сравнивать, обобщать, сопоставлять факты, сделать выводы;
- постановка проблемной задачи (недостаточные или избыточные данные; противоречивые (данные; заведомо допущенные ошибки…).
Проблемные ситуации (типы по Т.В.Кудрявцеву, 1975).
Первый тип проблемных ситуаций возникает в случае, когда учащиеся осознают недостаточность имеющихся у них знаний для объяснения нового факта.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при использовании ранее усвоенных знаний в новых условиях. Задача учителя - показать учащимся недостаточность имеющихся знаний, побудить ребят к поиску новых знаний.
Третий тип: проблемная ситуация возникает при наличии противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает при наличии противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Достоинства обучения: развитие мышления, повышение интереса к изучаемому материалу; развитие коммуникативных умений и навыков.
Недостатки: не является универсальным, так как изучаемый материал не всегда можно изложить подобным образом; требует квалификации учителя и определенной подготовленности учеников.
7. КОНЦЕПЦИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Учение не замыкается само на себе ("учиться, чтобы получить знания"), а выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности (А.А.Вербицкий, 1991; 1996). С помощью системы форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Основы науки - главное средство освоения социального опыта в процессе активной учебно-познавательной деятельности.
Суть: моделирование на языке учебной дисциплины с помощью форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) предметного и социального содержания жизни и деятельности.
В контекстном обучении учебный процесс строится как межличностное взаимодействие и диалогическое общение (А.А.Вербицкий, 1997): в этом мы видим сближение фасилитационного подхода и контекстного обучения.
Обучающие модели:
1. Семиотические обучающие модели (система заданий, предполагающих работу с текстом учебных книг, направленно обеспечивающая переработку знаковой информации, закрепленной в языке науки в виде терминов, законов, таблиц, схем, графиков и не требующая личностного, "пристрастного" отношения к ним. Задания ориентированы на индивидуальное присвоение информации). Обучающиеся слушают, читают, говорят, пишут; используются соответствующие организационные формы.
2. Имитационные обучающие модели (соотнесения школьником информации учебных заданий с ситуациями практической деятельности. Информация имеет "эмоционально-чувственную" направленность, способствует субъективному проживанию обучающегося в моделируемых в обучении формах практической деятельности и поведения. Школьник не просто усваивает новую для него информацию, но и с ее помощью включается в моделируемые ситуации решения практических проблем и задач). Обучающиеся действуют, действия направлены не только на усвоение информации, но и достижение на ее основе практически значимого учебного эффекта.
3. Социальные обучающие модели (учебные задания развертываются в коллективных формах работы школьников - социальных моделях реальной жизни и деятельности. В процессе общения и взаимодействия у каждого появляется новый учебный и практический опыт как продукт их совместной деятельности). Единицей активности ученика становятся поступки; личностные смыслы преобразуются в социальные ценности, в систему отношений к обществу, труду, к самому себе, к природе. На моделируемых в обучении практических ситуациях осуществляется предметное и социокультурное развитие личности, ее включение в культуру учения, труда и социальных отношений, принятых в данном обществе. Ведущими являются учебно-познавательные мотивы, мотивы применения знаний на практике, социальные мотивы.
Предметное содержание деятельности, "втягивает" социальное содержание в процесс познания через формы организации совместной деятельности - индивидуальные, групповые, коллективные, в которых создаются условия межличностного общения, взаимопомощи.
Достоинства обучения: деятельностная, активная позиция школьника; приобретается опыт использования учебной информации в функции средства регуляции деятельности - учебной, практической, социальной; усвоение знаний, формирование опыта способов деятельности осуществляется в контексте разрешения моделируемых или реальных практических ситуаций, что обеспечивает условия формирования мотивов, адекватных учебной и практической деятельности, формируется личностный смысл процесса учения.
Недостатки: малая методическая разработанность этого направления обучения, неподготовленность кадров к осуществлению данного вида обучения.
2. ТЕОРИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.