Обобщение 10. Развивающее обучение — это коллективная мыследеятельность, диалог-полилог, деловое общение детей

• Оценивание

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает со­вершенноиной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъек­тивному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрениясубъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно зас­луживаетвысшей оценки, даже если с точки зрения возможностей друго­го ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующееисполнение учебной

деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он спо­собен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учи­теля - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в учени­ке инстинкт познания, самосовершенствования.

Позиция учителя: «к классу не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребен­ка в нужном направлении (остальные направления, к сожалению, игнорирует).

Позиция ученика: субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).

Технология Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова опирается на познавательную моти­вацию деятельности, поэтому она дает наилучшие результаты в начальной ступе­ни обучения.

Примечание. В стране имеется несколько исследовательских центров, ведущих эксперимен­тальную разработку содержания и методов развивающего обучения на основе идей Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова:

Московская лаборатория НИИ психологии РАО, экспериментальная школа № 91;

Томская экспериментальная площадка;

Саратовский центр развивающего обучения.

Литература

Научно-методическая: Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М. : Педагогика, 1972;

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. : Педагогика, 1986; Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М. , 1996; Давыдов В. В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование — 1997. — № 1; Философско-психологические проблемы развития образования. - М. : Педагогика, 1981; Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование. - 1964. - № 1; Эльконин Д. Как учить детей читать. - М. : Знание, 1976; Эльконин Д. Психология обучения младшего школьника. - М. : Знание, 1974; Полуянов Ю, Воображение и способности. - М. : Знание, 1982; Левин В. Воспитание творче­ства. - М. : Знание, 1977; Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. - М. : Дом педагогики, 1996; Дусавицкий А. К. Дважды два = икс? - М. : Знание, 1985; Дусавицкий А. К. Загадка птицы Феникс. - М. : Знание, 1978; Издательство «Пеленг» (Томск): Давыдов В. В. Психо­логическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержа­тельном обобщении. - 1992; Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - 1993.

Литература для учителя: Издательство «Пеленг» (Томск): Программы развивающего обучения. Русский язык. Математика. 1-5-е классы. - 1991; Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Концепция и программа / Под ред. В. В. Репкина. - 1992; Некрасова Т. Н. Развивающее обучение русскому языку в 1 классе. Пособие для учителя / Под ред. В. В. Репкина. -1993; Захарова А. М. , Фещенко Т. И. Развивающее обучение математике в 1 классе. Пособие для учителя. - 1992; Репкин В. В. Развивающее обучение как система. - 1992; Репкина Г. В. , Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - 1993; Готовность детей к школе / Под ред. В. В. Слободчикова. - 1992; ВенгерА. Л. , Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - 1991; Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство в системе развивающего обучения. - 1992; Кудина Г. Н. , Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетичес­кого цикла. - 1993; Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? - 1993; Александрова Э. И. Методика математики, 2 класс. Книга для учителя. - 1991; Жедек П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - 1992; Левин В. А. Методика литературы в начальной школе. Вып. 1,2. - 1992.

Литература для учащихся: Издательство «Пеленг» (Томск): Репкин В. В. Букваренок. - 1991;

Репкин В. В. , Жедек П. С. , Левин В. А. Букварь. - 1990; Репкин В. В. Русский язык. - 1993; Заха­рова A. M. , Фещенко Т. И. Математика. - 1992; Александрова Э. И. Математика. - 1992; Олисова Л. Г. , Тимченко Л. И. Прописи. - 1993; Кудина Г. Н. , Новлянская З. Н. Хрестоматия. - 1992; Тобол-кина И. Н. Рабочие тетради учащегося по русскому языку. - 1993.

Наши рекомендации