Б1. В.ДВ.1.1 Деловое общение

Б1. В.ДВ.1.1 Деловое общение

Код, название дисциплины

Специальность

Психология служебной деятельности

Код, название направления

Специализация

Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности

Программа

Специалитет

Квалификация выпускника

Психолог

Форма обучения

Очная

Год набора 2017

Новокузнецк 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Б1.В.ДВ.1.1 Деловое общение, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности 3

2. Место дисциплины в структуре ОПОП специалитета. 3

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 3

3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) 3

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. 4

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) 4

4.2 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) 4

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 15

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 15

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю) 15

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы.. 15

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций. 19

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) 19

7.1 Основная учебная литература. 19

7.2 Дополнительная учебная литература. 20

8. ........................... Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 20

8.1. Указания по организации самостоятельной работы.. 20

Рекомендации к прослушиванию лекционного курса. 21

Указания к работе на практических и семинарских занятиях. 21

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 23

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 24

Для очной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость(часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Психологическая характеристика делового общения ПР-2
2. Психотехники эффективного делового общения ПР-2
3. Экзамен  
4. Итого УО-4

Задание: проанализируйте ситуацию с точки зрения психологии делового общения. Установите, на каких уровнях осуществляется общение, какие функции реализуются, вид общения.

1. Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?

2. Вы приняли на работу молодого способного специалиста, только окончившего престижный институт. Он отлично справляется с работой. Уже закончил несколько проектов, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Критерии оценивания результатов обучения:

Требования, предъявляемые к ответам, направлены на проверку достигнутого студентами уровня овладения дисциплины и ориентированы на подготовку специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающееся должны:

Знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы психологии психологии;

- базовые термины и понятия по курсу;

- вклад ведущих психологов в развитие психологии психологии.

- особенности восприятия личности другого человека, типичные ошибки восприятия и понимания другого человека, механизмы общения, особенности вербальной и невербальной коммуникации;

- понятие теоретические и практические основы делового общения, основные способы делового общения.

Уметь:

- применять в соответствие с задачами средства диагностики коммуникативных способностей человека;

- установить доверительный контакт и диалог;

- анализировать формы коммуникативного взаимодействия в трудовых коллективах.

Владеть:

- механизмами идентификации, эмпатии и рефлексии;

- навыками проведения деловых бесед и переговоров.

В зависимости от успеваемости студента в течение учебного семестра и на основании теоретического опроса выставляются:

- «зачтено» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование проблемных ситуаций.

- «не зачтено» - выставляется студенту который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач или проблемных ситуаций

Студент, получивший за работу в семестре оценку «не зачтено», допускается к повторной пересдаче учебного материала.

Подготовка и выступление на практическом занятии.

Критерии оценки устного выступления(от 1 до 2 баллов за одно занятие):

1 балл – ответ на вопрос преподавателя по содержанию выступления других студентов,

формулирование вопросов выступающим по содержанию выступления

2 балла – выступление по основному вопросу семинара, основанное на самостоятельном

анализе научно-исследовательской литературы (работы одного или нескольких

авторов).

Образцы тестовых заданий

Выберите вариант правильного ответа (он может быть только один).

1. Кто из перечисленных психологов рассматривает общение как определенную сторону деятельности:

а) Ананьев Б.Г.;

б) Мясишев В.Н.;

в) Ломов Б.Ф.;

г) Леонтьев А.А.

2. Смысл механизма обратной связи в том, что:

а) содержит сведения о поступающей информации;

б) содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора;

в) осуществляется обмен установок партнеров по общению;

г) формируются стереотипы.

3. Прямая обратная связь:

а) связана с пониманием чувств другого человека;

б) информация поступает в открытой и не завуалированной форме;

в) коммуникатор передает информацию реципиенту;

г) реципиент получает двусмысленную информацию.

4. Косвенная обратная связь характеризуется:

а) обменом информации;

б) адекватным пониманием партнером информации;

в) завуалированной формой передачи психологической информации;

г) открытой реакцией на речь коммуникатора.

5. Отличительной чертой межличностной коммуникации является:

а) наличие коммуникативных барьеров;

б) наличие различных уровней общения;

в) наличие различных установок;

г) наличие различных психологических статусов.

6. Коммуникативный барьер характеризуется:

а) неадекватным пониманием партнера по общению;

б) наличием обратной связи;

в) умением слушать;

г) наличием стереотипов.

Работа оценивается по двух бальной системе:

1 балл – до 50 % правильных ответов

2 балла – от 51 % и более правильных ответов

Рекомендации к прослушиванию лекционного курса

Лекция – одна из основных форм учебной работы в вузе. В лекции рассматриваются не все, но самые главные, узловые вопросы каждой темы курса, сообщаются новейшие научные достижения. Лекция – научная и методическая основа для самостоятельной работы студентов. Она предшествует семинарским занятиям и даёт направление всей подготовки к ним.

Студент на лекции должен не только слушать, а слушать работая, т.е. понимая и записывая. Работая на лекции, необходимо уделить основное внимание логике изложения темы преподавателем, системе его аргументации. Конспект лекции нужен не только для того, чтобы потом использовать его для подготовки к семинару, экзамену. Запись излагаемого лектором материала способствует лучшему его усвоению, анализу, запоминанию. При записи лекций работают все виды памяти – зрительная, слуховая, моторная. Конспект лекции необходим для систематизирования изучаемого материала, обобщения пройденного.

В процессе конспектирования лекции целесообразно учитывать следующие рекомендации:

1. Лекции по каждой изучаемой дисциплине следует вести в тетради, отдельной от практических (семинарских) занятий.

2. Обязательно записывать дату, тему и план лекции.

3. Стараться излагать содержание лекции своими словами, ясно формулировать и выделять тезисы, отделять их от аргументов.

4. Рекомендуется соблюдать поля, на которых можно по ходу лекции и в дальнейшем записывать возникшие вопросы, замечания, дополнения и т.д.

5. Полезно использовать выделение в тексте отдельных ключевых слов и понятий, заголовков и подзаголовков, что облегчает чтение и восприятие текста при его последующем использовании для подготовки к семинарскому (практическому) занятию, сдаче зачета.

6. Нужно учиться записывать лекции кратко, используя общепринятые сокращения слов и фраз.

Б1. В.ДВ.1.1 Деловое общение

Код, название дисциплины

Специальность

Наши рекомендации