Программа адаптации рассчитана на 64 дня
Анкета для родителей
"Давайте познакомимся!!!"
Уважаемые родители!!!
Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем ДОУ. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно.
Просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Сведения о родителях:
- ФИО мамы.
- Образование, место работы, должность, рабочий телефон.
- ФИО папы.
- Образование, место работы, должность, рабочий телефон.
Состав семьи.
Домашний адрес, телефон.
4. Сведения о ребенке:
- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Какое имя предпочитает (любимое имя).
- Что, по вашему мнению, должны знать воспитатели о здоровье Вашего ребенка.
- Любимая игра (игрушка).
- Любимая (нелюбимая) пища.
- Как ребенок просыпается утром: активен, в хорошем настроении; с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам.
- Любимое занятие.
О чем бы Вы хотели узнать, поговорить при следующих встречах.
Спасибо!!!
Анкета
"Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ"
ФИО ребенка______________
Дата рождения_____________
Сколько полных лет_________
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое уравновешенное -3 балла
Неустойчивое -2 балла
Подавленное -1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро спокойно (до 10 мин) -3 балла
Долго не засыпает -2 балла
Неспокойно -1 балл
Используете ли Вы дополнительное взаимодействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да -1 балл
Нет -3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч -3 балла
1 ч -1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший -4 балла
Избирательный -3 балла
Неустойчивый -2 балла
Плохой -1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно -3 балла
Отрицательно -1 балл
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да -3 балла
Нет, но бывает сухой -2 балла
Нет и ходит мокрый -1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сесет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)____________________________________
_________________________________ -1 балл
Нет -3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да -3 балла
Иногда -2 балла
Нет -1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да -3 балла
Иногда -2 балла
Нет -1 балл
Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно -3 балла
Не всегда -2 балла
Не играет сам -1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт -3 балла
Избирательно -2 балла
Трудно -1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт -3 балла
Избирательно -2 балла
Трудно -1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да -3 балла
Не всегда -2 балла
Нет -1 балл
Если у ребенка уверенность в себе?
Есть -3 балла
Не всегда -2 балла
Нет -1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко -3 балла
Тяжело -1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к какому-либо из взрослых?
Есть -1 балл
Нет -3 балла
Прогноз адаптации:
Готов к поступлению в ДОУ: 55-40 баллов
Условно готов: 39-24 балла
Не готов: 23-16 баллов
Такой алгоритм позволяет достигнуть главную цель:
Создание благоприятных условий способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ через внедрение новых организационных способов.
Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- Сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.
- Оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
- Формировать единый стиль воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
- Окружить ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.
!!! Отличительной особенностью нашей программы является то, что наряду с правильно организованным педагогическим процессом ведется углубленная работа по оздоровлению детей в период адаптации.
Этот компонент является одним из главных в этот период.
Программа адаптации рассчитана на 64 дня.
1.Первая встреча с родителями происходит в кабинете заведующей. Как правило, они приходят с детьми. Чтобы снизить официальный тон встречи, в кабинете оформляется “Живой уголок”, размещаются игрушки на уровне роста ребенка. В то время, как ребенок увлеченно рассматривает рыбок в аквариуме, или птичку в клетке, или играет с игрушками, заведующая ДОУ беседует с родителями о ребенке, его привычках, состоянии здоровья, режиме дня. По ходу беседы даются рекомендации о корректировке режима перед поступлением ребенка в ДОУ. Родители получают направление на углубленный медицинский осмотр. Им вручается памятка с перечнем документов, необходимых для оформления ребенка в ДОУ, указан режим дня ребенка этого возраста и режим функционирования ДОУ. Обычно оформление ребенка занимает 7–10 дней. В этот период родителям рекомендуется во время прогулок приходить на территорию детского сада и проводить прогулку здесь, чтобы ребенок привык к виду здания ДОУ, освоил игровое оборудование.
В это время воспитатели и помощники воспитателей проводят подготовку групповой ячейки к приему, вносят оборудование для обеспечения оздоровительного комплекса см. Приложение 3, заготавливают необходимый комплект документов см. Приложение 1. В приемной для родителей оформляется фотоальбом “Давайте познакомимся”, где помещены фотографии сотрудников с информацией о них: ФИО, занимаемая должность, стаж работы, образование, квалификационная категория, чтобы родители в любое время могли получить необходимую информацию о сотрудниках.
Следует отметить, что игровая и природная среда в группе насыщается постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и пробудить интерес ребенка и родителей, а также вызвать у ребенка удивление, радость ожидания новой встречи с детским садом. Кроме того, родители получают опыт в организации развивающей среды для ребенка в домашних условиях, которая зачастую носит стихийный характер. Эти моменты подробно описаны в календарном плане-конспекте.
Открытие адаптационной группы происходит обычно в конце учебного года (конец мая – начало июня). За это время часть родителей успевает оформить все необходимые документы. Открытие группы происходит, когда первые 5–6 человек оформили все необходимые документы. С ними и начинается работа в АГ.
Воспитатели и помощники воспитателя первую неделю работают все вместе в одну смену. Взаимодействие сотрудников осуществляется по схеме см. Приложение 2. Воспитатель, который собирает информацию, может сам заполнять анкеты, после опроса родителей, чтобы избежать формальных ответов. В течение 1-й недели воспитатели ведут дневник наблюдений за каждым ребенком. Результаты наблюдений фиксируются. Ежедневно ведется обмен информацией между всеми сотрудниками занятыми в процессе.
С первого дня пребывания ребенка в ДОУ, медицинским персоналом проводятся все запланированные мероприятия оздоровительного комплекса см. Приложение 3.
Таблица мероприятий, с 1-го по 5-й день
Календарный план-сетка на 2-ю неделю посещения.
Утро | Занятие | Прогулка | |
Понедельник | Игровой момент “Игрушки проснулись” (продолжение игрового момента начатого в пятницу); Психогимнастика “Веселое лицо-грустное лицо”; Полив комнатного растения Чтение Е. Благининой “Катя леечку взяла”. | Музыкальное занятие “Сорока-белобока” конспект см. Приложение 4 | Экспериментирование с водой “Плавает-тонет” [8 стр.18]; Игра “Достань камешек”. Индив. работа: лазание по наклонной лесенке; Подв. Игра “Воробышки и кот”. |
Вторник | Артикуляционная гимнастика: “Наш язычок пошел гулять”; Конструирование из кубиков “Башенка” (по 3–4 кубика одного цвета на каждого ребенка); Усложнение “Башенка из кирпичиков”. | Рисование “Коготки-царапки” конспект см. Приложение 4. | Наблюдение за солнцем повторение игры “Солнечные зайчики”. “Солнечные зайчики скачут по стене, Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе!” Игры с выносным материалом. Подвижная игра “Мой мяч”. |
Среда | Продолжить наблюдение в зооцентре за птичкой. Уборка клетки, кормление. Дидактическая. игра “Соберем пирамидку” из 3–4-х колечек одного цвета, от большого к маленькому. Подвижная игра “Птички летают”. | Музыкальное развлечение “Веселые музыканты” конспект см. Приложение 4. | Наблюдение за деревом: ствол, ветки, листья. Индивидуальная работа по закреплению красного цвета. Игра “Печем печенье” (сухой и влажный песок). Подвижная игра “Прокати мяч в ворота”. |
Четверг | Продолжить наблюдение в зооцентре за рыбками в аквариуме (заселение новыми обитателями, кормление). Исследовательская игра “Как звучат камни” [5, стр. 146] (сравнить маленький – большой; найти такой же; постучать громко – тихо). Перед умыванием читаем Е.Благининой “Обедать”. Рая, Машенька и Женька, Мойте руки хорошенько! Не жалейте мыла! Я уж стол накрыла! Во время завтрака читаем “А у нас” В. Берестова: А у нас есть ложка Волшебная немножко. На тарелочке – еда. Не оставит и следа! Кликнем ложку нашу – Подберет всю кашу! | Лепка “Заборчик” конспект см. Приложение 4. | Наблюдение за бабочкой: бабочка порхает. Дидактическая игра: “Бабочки”. Оборудование: 2 больших муляжа одуванчика и мака. Дети бегают, изображая бабочек. Воспитатель: Бабочки летали по лесной полянке. Стали крылья уставать – Где мы будем отдыхать? Отдохнуть бы нам чуток Сядем лучше на цветок! Лучше чем диванчик Желтый одуванчик! Дети ищут одуванчик подбегают к нему и приседают. Отдохнули, посидели, К другим цветочкам полетели. Повторяется 1-я часть игры. Мы теперь найдем цветок Красный он как огонек! Дети находят цветок красного цвета и приседают. Игра повторяется 3–4 раза. Свободные игры с выносным материалом. |
Пятница | Внесение новых игрушек в группу. Желательно заводных или музыкальных. Дидактические игры: “Собери пирамидку”, “Рамки – вкладыши”. | Ознакомление с художественной литературой. Потешка “Солнышко–ведрышко”. | Исследовательская игра “Плавает-тонет”. Дыхательное упражнение “Ветерок” – дуем на бумажный кораблик в воде. Свободные игры с выносным материалом. Подвижная. игра “Солнышко и дождик”. |
Перспективное планирование учебно-воспитательной работы
в адаптационной группе (период 2 месяца)(таблица)
По мере сбора информации, данные анализируются. Определяется стратегия и тактика взаимодействия между всеми участниками процесса. Критерии оценки приведены [9 стр. 365–369].
По окончании периода адаптации все результаты обобщаются и оформляются в протоколе. Делается заключение об эффективности, проведенной работы.