Quot;ПОЛЕТЫ" ПОДРОСТКОВ - ЭТО НОРМАЛЬНО
Чаще других в "ЮНГУ" приезжают дети, которые занимаются в системе дополнительного образования. Что приводит их в творческий центр, дом детского творчества? Чего прежде всего ждут ребята от своего кружка, клуба, студии? Эти и другие вопросы мы включили в анкету, на которую ответили более 300 человек.
Наиболее типичные ответы: "заниматься любимым делом", "узнавать новое", "общаться с людьми, такими же, как я", "заводить новые знакомства", "здесь мои друзья", "проводить свободное время". Как видно из ответов, в учреждения дополнительного образования ребят привлекает не только непосредственная деятельность, то или иное занятие. В семье им уже тесно, а быть самостоятельными пока небезопасно. Именно в этот период взросления Дворцы и Дома творчества становятся для ребят особенно значимыми, ведь там они могут реализовать самые разные интересы и потребности.
Любопытен анализ ответов ребят на вопрос "Чему бы ты хотел научиться в жизни?" (Можно было дать любые три ответа). Наиболее популярным выглядит спорт и желание ребят достичь в нем успехов - 26%, на втором месте - область художественных интересов - 24%, примерно одинаковое число "голосов" набрали профессиональные умения, желание научиться общению, изменить свой характер - от 11 до 13%. Умение быть счастливым, иметь семью привлекло... 1 % опрошенных.
Социально-психологические потребности детей, из которых по существу и складывается социальное "Я" ребенка," Зеркальный" может и должен удовлетворить. Желание ребят дружить, любить, общаться, взаимодействовать с другими людьми, понимать других требует от педагогов не только организации интересной деятельности, но и социально-психологического подхода. Мы стали искать возможности осуществить этот подход на практике, основываясь на трех важнейших этапах развития личности, которые ребенок проходит в период от шести до шестнадцати лет. О ключевых моментах развития социального "Я" младших детей можно сказать, что это период осознания, "что такое хорошо и что такое плохо", и научения определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний, потому что ограничения словно бы очерчивают некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным.
Совсем иные потребности у ребят 11-13 лет, это о них поется: "Ничем орлят не испугать, орлята учатся летать". "Полеты" подростки осуществляют в Среде сверстников, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия с ровесниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как может их деятельность выражаться в денежном эквиваленте. Ребятам этого возраста взрослый нужен как организатор, который может направить их бурную энергию "в мировое русло", который поможет им сделать самостоятельные шаги, самоутвердиться. Возраст младшего подростка дает социальному "Я" чувство ответственности за свое поведение, умение договариваться и сотрудничать.
К 14-16 годам личность готова к формированию чувства идентичности, Самости, индивидуальности. В этот период формируются жизненные цели, Навыки взаимодействия с противоположным полом, формируется мировоззрение. Социальное "Я" в этот период можно описать словами Роберта Рождественского "... И оказалось - вдруг мы выросли, уже мы выросли. Доказывать, пора доказывать, на что годимся мы". Пройдя этап за этапом, личность приобретает признаки зрелости. Но это становится возможным лишь в том случае, если на всех этапах развития соблюдались условия, адекватные возрастным потребностям. Задача нас, взрослых, создать эти условия, для каждого возраста - свои. Опыт работы "Зеркального" показывает, что для развития социального - Я ребенка оптимальны следующие направления деятельности, подходы, приемы и формы работы.
Взрослых бывает трудно убедить, что забота о ребенке - это создание необходимых условий для развития личности, а не просто опека. В "ЮНГЕ" мы изучаем интересы ребят не только разного возраста, но и разного пола. Это позволяет нам наиболее точно планировать деятельность в лагере. Так, например, учитывая, что в школе мальчики находятся в менее адекватных условиях, чем девочки (многие школьные формы работы имеют "женский" характер в силу численного преимущества женщин в педагогических коллективах), что им необходима команда, четкая цель, дисциплина, иерархия, четкое осознание своих функций и своего места в команде, мы стали создавать игры и праздники для мальчиков, предоставляя им возможность "добрать" то, чего так не хватает им в школьных буднях. После подобных мероприятий глаза мальчишек говорят нам о том, что они открыли для себя и в себе что-то важное, новое, ценное. А мы, взрослые, еще раз убедились в том, что, планируя любое дело, предлагая ребятам какие то проекты, мы всегда должны ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. В этом, возможно, и заключается настоящая забота о ребенке и его интересах.
Игры разного возраста
Игрушки и детская игра тесно связаны между собой. Игрушка способствует появлению того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых игрушек. Игрушка должна быть эстетичной и гуманистичной, безопасной и экологичной, должна соответствовать возрастным особенностям и различным типам игры.
Как известно, в младенческом возрасте игра носит предметно - манипулятивный характер и является способом познания окружающего мира и установления эмоционального контакта со взрослым. В период раннего детства игра становится сюжетно-отобразительной - в ней ребенок воспроизводит хорошо знакомые действия и сюжеты из собственного опыта (кормление, купание, сон и т. п.).
Дошкольное детство - время расцвета игры. Основной ее вид - сюжетно - ролевой. Благодаря игре ребенок осваивает взрослый мир социальных отношений, жизненных ситуаций и профессиональных занятий. Помимо сюжетно - ролевой игры в жизни ребенка лет с пяти-шести возникают новые игры на ловкость, сообразительность, скорость, игры с правилами, в которых он учится новому поведению, сдерживанию непосредственных порывов и желаний. В этих играх требуются элементарные знания счета, письма, чтения. В них присутствует соревновательный момент, они активизируют творческие способности, формируют практические навыки, словом, все то, что потребуется ребенку в школе.
Основным содержанием жизни младших школьников становится учеба, но игра тем не менее имеет важное значение. С ее помощью продолжают развиваться ум, сноровка, творчество, коммуникативные способности. Общение со сверстниками - главный смысл игры у младших подростков. Они с азартом проявляют в ней свои предпочтения, симпатии и антипатии, самоутверждаются, рискуют, соревнуются, соперничают, ссорятся и мирятся, учатся взаимодействовать и быть партнерами.
Для старших подростков игра все больше становится второстепенным, приятным, но не обязательным делом, полем для возникновения разного рода контактов, знакомств, общения. Ведущей особенностью в этом возрасте, по общему мнению, является учеба, понимаемая как подготовка к будущей профессиональной деятельности. Игра отчасти принимает на себя ту же роль. Так рождаются разного рода хобби, коллекционирование, моделирование. В русле тех изменений, которые претерпевает игра, меняются и игрушки. Очевидно, что их значение для ребенка с каждым годом его жизни становится все меньше и меньше.
Наибольшей выразительностью, детальностью, реалистичностью, многообразием игрушки обладают в период дошкольного детства. Но уже в конце этого периода, в 6v7 лет, ребенок охотно начинает использовать в игре окружающие предметы, при этом они зачастую в большей степени, чем игрушки, позволяют проявиться фантазии и воображению. Один и тот же предмет претерпевает в игре множество превращений. Эти превращения буквально завораживают ребенка. Слова «как будто» звучат словно волшебное заклинание, создавая особую атмосферу, сказочную реальность, где все возможно. Вспомним, Маленький принц Экзюпери не смог удовлетвориться ни одним из трех нарисованных барашков, но легко узнал своего, «заглянув» в изображенную на бумаге коробочку. В это время игрушки уже не являются обязательным атрибутом игры, но выступают в иной функции - предмета престижа, знака родительской любви, заботы, семейного достатка. Попробуем теперь конкретно сопоставить типичные детские игрушки с тем или иным возрастным периодом жизни ребенка.
Период новорожденности (0-1 месяц)
В течение этого месяца происходит подготовка малыша к общению со взрослым. Отчетливая ответная улыбка ребенка взрослому знаменует собой начало периода младенчества.
Первые игрушки ребенка - погремушки. Они должны быть яркие, разнообразные по цвету и форме. Важно, чтобы среди них имелась игрушка с изображением черт человеческого лица - улыбающееся солнышко, куколка, клоун. Известно, что младенец особо выделяет человеческое лицо среди иных зрительных впечатлений. Рассматривание лица закладывает важную основу для будущего общения ребенка с людьми. В это время основными средствами контакта с миром являются рот, глаза и уши ребенка. На протяжении всего младенчества малыш будет тащить в рот любые попадающие под руку предметы. Естественно, следует позаботиться о безопасности и чистоте игрушек, обратив особое внимание на размер, форму и материал.
Младенчество (1 месяц-1 год)
В следующие 2-3 месяца происходит интенсивное становление эмоционального общения со взрослым. Специалисты по микропсихологии советуют независимо от пола ребенка завести куклу-неваляшку или, в крайнем случае, погремушку-человечка. Но неваляшка - более сложный и привлекательный для ребенка предмет.
В 4-5 месяцев появляются целенаправленные хватательные движения. Рука становится одним из главных инструментов познания мира. Ребенок постоянно манипулирует с предметами, поэтому важно, чтобы игрушку удобно было хватать, зажимать в кулачке, подносить ко рту. Различные зверюшки из пластмассы, резины и аналогичных материалов , которые можно подержать за хвост, лапы, уши, искупать в ванночке, которыми легко можно постучать по краю кроватки, надолго становятся любимыми предметами малыша. Играя с ребенком, взрослые должны показывать ему разнообразные способы общения с предметом - катать мяч, ставить друг на друга кубики, называя предметы и описывая словами свои действия. Следующее полугодие жизни ребенка наполнено не только эмоциональным, но и так называемым "деловым" общением его со взрослым.
В 6-7 месяцев ребенок уже ждет сотрудничества. Он активно пользуется своими игрушками, но любимым занятием для него на всем протяжении второго полугодия становятся действия с предметами домашнего обихода и кухонной утварью (ложками, крышками, кружками, коробочками). Ребенок учится вкладывать мелкие предметы в более крупные, открывать-закрывать крышку коробочки, искать спрятанные предметы.
С 10-11 месяцев ребенок начинает постигать функциональные действия, пытаясь подражать действиям взрослых, используя предметы по их назначению - водить расческой по голове, катать машинку, укачивать куклу. Появляется интерес к зеркалу, который является важным элементом формирования представления о себе.
Раннее детство (1-3 года)
В этот период происходит усвоение функциональных действий. Типичные игрушки в это время - совочки, формочки, ведерки, пирамидки, тележки, которые можно везти за веревочку или толкать перед собой. Очень полезны занятия с различением формы и цвета. Игры постепенно приобретают сюжетно-отобразительный характер - накормить и убаюкать куклу, собрать сложную пирамидку, построить домик из кубиков.
Игрушки должны быть простыми. Лучше, если у ребенка есть простой функциональный грузовичок, чем шикарная железная дорога, которую можно только рассматривать. Плюшевые зверята очень любимы маленькими детьми. Пушистые и мягкие, они необыкновенно приятны ребенку в этот период особой тактильной сензитивности. Ему легко идентифицироваться с маленьким зверенышем, который воспринимается вполне родным и близким. Ребенок привык, что мама ласково называет его самого то котенком, то зайчиком, то птенчиком. В играх и, соответственно, игрушках появляется половая дифференциация, хотя девочки еще с удовольствием нагружают и разгружают машинки брата, а мальчики нежно возятся с лохматым медвежонком.
Дошкольное детство (3-7 лет)
Игра становится ведущей деятельностью в жизни ребенка и приобретает отчетливый сюжетно-ролевой характер. Все многообразие игрушек приспособлено в основном для этого возраста. В это время появляются яркие отличия в игре мальчиков и девочек, и, даже играя вместе, они выполняют уже совершенно разные роли.
Куклы, кукольная мебель, посуда, бытовая утварь, наборы маленького доктора, парикмахера - обязательные предметы девчоночьей комнаты. В детской мальчика - машинки, кораблики, самолетики, конструкторы, солдатики, пушечки, танки, пистолеты, ружья. Каждое время приносит свои воинственные образы. В наши дни - это чудища, инопланетяне, герои триллеров, которые мирно уживаются в мальчишеской комнате с традиционными солдатиками. Здесь возникает важный вопрос, насколько необходимы игрушки, так или иначе способствующие проявлению и развитию детской агрессивности.
Житейские ответы имеют две крайности. Первая - "что же это за мальчик, если он не стреляет, не бьет, не борется и не побеждает". Другая крайность - "у моего ребенка никогда не будет никакого оружия, я никогда не разрешу ему стрелять в живое". Но мы видим, что военные игрушки воспроизводятся снова и снова, отражая реальность, в которой имеют место войны, насилие, поражения и победы. Кроме того, хотим мы этого или нет, мальчики во всем мире предпочитают играть с машинкой и пистолетом, а не с куклой или заводной обезьянкой.
Что же делать, если мы намерены считаться с реальностью, но хотим, чтобы ребенок рос добрым и человечным? Интересный ответ я обнаружила в пражском музее игрушки. В этом музее целая экспозиция посвящена игрушкам периода первой мировой войны. Кроме стреляющих, марширующих, машущих саблями солдатиков там есть фигурки раненых, сестер милосердия, бойцов, оказывающих товарищу помощь: два солдата несут третьего, сестра бинтует голову раненому и т. п. Грозная реальность в детской игре не отменяется, но дополняется проявлениями взаимопомощи, сопереживания, жертвенности.
Взрослые, включаясь в детские игры, могут направлять их таким образом, чтобы деструктивные действия преобразовывались в безобидные или смешные: вместо взрыва - устроить салют; бороться - не с врагом, а со стихией, штормом, бурей; рисковать и отличиться - не в бою, а в опасном кругосветном путешествии.
Возвращаясь к девчоночьим играм, нельзя обойти вниманием "мировую звезду" - куклу Барби. Барби с гибкими руками и ногами, с приданым, семейством и недвижимостью - предмет гордости для одних, зависти для других. Обратите внимание, как девочки, заполучив свою мечту, играют с ней. В лучшем случае они несколько раз в день меняют ей прическу и наряды. В игре ребенку необходима идентификация с каким-то из ее персонажей. Играя в дочки-матери, девочка берет на себя роль мамы. Но кем она может быть по отношению к взрослой Барби, воплощающей идеал светской, праздной жизни, совсем не такой, какую видит ребенок дома?
В какой-то мере Барби может оказаться на своем месте в руках девочки 9-10 лет, которая, продолжая играть в куклы, принимает в игре роль режиссера. В этом возрасте появляется интерес к маленьким куколкам, которые становятся детьми куклы-мамы. Для кукольного семейства обустраивается игрушечная квартирка, в которой разворачивается сюжет игры. Образ Барби нередко входит в противоречие с опытом ребенка. Каждая игрушка несет в себе определенное мировоззрение. Об этом не стоит забывать ни родителям, ни психологам. Сделав это частное отступление, вернемся к теме игры и игрушки в дошкольном возрасте. Если в игре малышей предмет определяет ее сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметную обстановку в зависимости от выбранной темы. Они часто пользуются словом, жестом, заменяянеобходимые по замыслу действия. В этом возрасте большое значение приобретают игрушки-атрибуты . Например, для капитана корабля важно иметь не корабль, а бинокль, кортик, фуражку.
Старший дошкольный возраст - это время подготовки к школе. Наряду с сюжетно-ролевой игрой здесь появляются учебные игры, способствующие развитию необходимых навыков: всевозможные мозаики, настольные игры с фишками, лото, лепка, рисование.
Младшие школьники (7-12 лет)
Именно последние из перечисленных игр получают дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте. Настольные игры, развивающие мелкую моторику, сообразительность, память, внимание, предполагают сотрудничество детей между собой и вместе с тем несут в себе элемент соревнования. Они прекрасно дополняют ведущую деятельность этого возраста - учебу.
Среди младших школьников популярны подвижные спортивные игры. Их основные атрибуты - мяч, веревочка, битка, клюшка, ракетка. Подобные игры собирают большую компанию ребят, которые играют вместе не потому что дружат, а скорее дружат, потому что играют.
Дети этого возраста любят также что-то мастерить, выпиливать, выжигать, клеить. Они с увлечением мастерят подарки близким, устраивают домашние представления. В «Детском мире» для них - куклы-марионетки, разнообразные наборы для детского творчества.
Подростки (12-15 лет)
В этом возрасте игры выглядят совсем иначе. Их главный смысл и содержание - избирательное, интимно-доверительное общение. Здесь совсем не важны игрушки, важны
игра, общение, дружба. Наряду с играми-развлечениями, интеллектуальными и спортивными играми, возникают разного рода увлечения, которые уже нельзя назвать игрой, но которые не являются и серьезным занятием. Это может быть коллекционирование моделей самолетов и машинок, собирание гербария, бабочек, камней, "пиротехнические" опыты и т. п. Однако надо отметить в этот период "второе рождение" мягкой игрушки. Подростки любят арить их друг другу, подвешивать к школьному рюкзаку, тискать в руке или кармане и даже брать с собой в постель. Их пушистость, нежность, тактильная привлекательность вполне отвечают взволнованной чувственности подростка. С помощью этих игрушек (порой забавных, порой маленьких уродцев) подросток выражает отношение к себе и сверстникам. Компьютерные и электронные игры, распространенные сейчас в подростковой среде, - предмет отдельного серьезного разговора. Психологи утверждают: игра - это серьезно. Такое же отношение должно быть у взрослых к игрушке - ключевому элементу любой детской игры. Поэтому первое, с чего школьный психолог может начать консультацию родителей, выбирающих игрушки для детей, это слова: "Игрушки - это вам не игрушки!"