Работа с деформированными предложениями

— Прошел дождь. Выглянуло солнце, на небе появилась разноцветная радуга. Помогите мне вспомнить цветовую гамму радуги. Логопед записывает на доске:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

— Каждому слову в этом предложении соответствует цвет радуги. Назовите эти цвета. (Красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый)

— А теперь посмотрите на игру, которая называется «Загадки времен года».

Логопед раздает каждому ребенку карточку из игры «Загадки времен года» (рис. 21) и предлагает раскрасить квадраты в соответствии с данными на образце рекомендациями.

— Если мы правильно назовем цветовую гамму радуги, то у нас получится текст о каком-то времени года. Давайте попробуем отгадать.

Дети выбирают квадраты красного цвета, составляют предложение со слова­ми. Далее следует аналогичная работа со всеми цветными квадратами игры.

— Назовите первое предложение. (Наступила золотая осень.)

— Второе. (Окрасилась листва на деревьях.)

— Третье. (Красным цветом горит клён.)

— Четвертое. (Не страшна осень ёлкам и соснам.)

— Пятое. (В сосновом бору спрятался последний гриб.)

— Шестое. (Отцвели цветы.)

— Седьмое. (Часто льют дожди, всюду лужи.)

(Учащиеся 2-го класса делают запись предложений с помощью схем, учащиеся 3-го класса пишут предложения под диктовку логопеда.)

— Найдите все буквы о, а в словах, выделите их.

(Учащиеся 2-го класса находят место букв о, а в схемах, учащиеся 3-го клас­са — выделяют буквы шифровкой.)

Поиск прилагательных, выделение окончаний

Логопед раздает карточки.

ЗОЛОТАЯДОЖДЛИВЫЙХМУРОЕПАСМУРНОЕ

КРАСНЫЕПОЗДНЯЯОСЕННИЙСЕРОЕДОЛГИЕ

ГЛУБОКАЯЛИСТВЕННЫЙХВОЙНЫЙРАННЯЯ

— На карточках спрятались прилагательные.

— Что такое прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак пред­мета, изменяется по родам, числам, падежам и отвечает на вопросы «Какой?» кКакая?» «Какое?» «Какие?»)

— Прочитайте слова, найдите все прилагательные.

— Назовите все слова, которые у вас получились.

— Определите род каждого прилагательного, выделите окончание (окончания выделяют учащиеся 3-го класса). В каком числе нельзя определить род прилагательного? (во множественном числе)

— Она какая? (золотая, глубокая, поздняя, ранняя)

— Оно какое? (хмурое, пасмурное, серое)

— Он какой? (дождливый, осенний, лиственный, хвойный)

— Они какие? (красные, долгие)

V. Итог занятия

— Какие задания мы сегодня выполняли?

Закрепление знаний о составе слова.

Развитие оптико-пространственных представлений

Задачи.

1. Развивать оптико-пространственные представления, формировать буквенный гнозис.

2. Закреплять знания о составе слова, о сложных словах (с двумя корнями), учить подбирать проверочные слова, закреплять знания о частях речи, о правописании безударных гласных.

3. Формировать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение отделять слова друг от друга, составлять предложения с заданными словами, определять количество слов в предложении).

4. Расширять словарь (знания о перелетных птицах),

5. Развивать грамматически правильную речь.

Материал;

• наложенные изображения («Письменные буквы»).

• игра «Родственники» (для каждого ребенка).

• игра «Зимующие и перелетные птицы» («Весна»).

• рисунок по клеткам («Лебедь»).

План занятия.

I. Организационный момент.

П. Формирование буквенного гнозиса.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Закрепление знаний о составе слова.

2. Развитие аналитике -синтетической деятельности: определение родственных (однокоренных) слов, анализ предложений по словам, запись предложений.

IV. Лексико- грамматическая часть занятия;

1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам.

2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелётных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент

Наши рекомендации