Quot;Вестник Попечительства". 1914.
доктором в беседу. При этом он не в переносном, а в самом прямом смысле все время смотрел доктору в рот.
У молодого человека оказался неприятный высокий голос, на повышениях впадавший в металлический фальцет.
...Тогда Юрий Андреевич зажег спичку, чтобы посмотреть, что с его соседом, не вышел ли он из купе в такое короткое мгновение и не спит ли, что было бы еще невероятнее.
Но нет, тот сидел с открытыми глазами на своем месте и улыбнулся свесившемуся сверху доктору.
Спичка потухла. Юрий Андреевич зажег новую и при ее свете в третий раз повторил, что ему желательно было выяснить.
- Поступайте, как знаете, - без замедления ответил охотник. - У меня нечего красть. Впрочем, лучше было бы не закрывать. Душно.
"Вот так фунт! - подумал Живаго. - Чудак, по-видимому, привык разговаривать только при полном освещении. И как он чисто все сейчас произнес, без своих неправильностей! Уму непостижимо!"
...Молодой человек сказал, что в родных местах он и охотился, и похвастал, что он великолепный стрелок, и если бы не его физический порок, помешавший ему попасть в солдаты, он на войне бы выделился меткостью.
Уловив вопрошающий взгляд Живаго, он воскликнул:
- Как? Разве вы ничего не заметили? Я думал, ты догадались о моем недостатке. И он достал из кармана и протянул Юрию Андреевичу две карточки. Одна была его визитная. У него была двойная фамилия. Его звали Максим Аристархович Клинцов-Погоревших, или просто Погоревших, как он просил звать в честь его, так именно называвшего себя дяди.
На другой карточке была разграфленная на клетки таблица с изображением разнообразно соединенных рук со сложенными по-разному пальцами. Это была ручная азбука глухонемых. Вдруг все объяснилось.
Погоревших был феноменально способным воспитанником школы Гартмана или Остроградского, то есть глухонемым, с невероятным совершенством выучившимся говорить не по слуху, а на глаз, по движению горловых мышц учителя, и та-к им же образом понимавшим речь собеседника".
У читателя, видимо, сложилось впечатление, что глухие, как правило, свободно читают с губ? Увы! Чтение с губ скорее искусство, нежели навык. Некоторые глухие могут практически безошибочно читать с губ, даже если смотрят не на лицо говорящего, а в профиль. Таких глухих иногда привлекают для расшифровки речи людей, заснятых на кинопленку во времена "великого немого". Известен факт, что лучшими осведомителями фашистского режима Гитлера были глухие. Фашистская разведка часто использовала их умение считывать с губ. В Японии глухих даже используют для промышленного шпионажа - был снят фильм на эту тему. Но таких глухих - немного!
Глухим трудно считывать речь говорящего. Артикуляция у каждого человека своя и далеко не
увсех она четкая. И не дай бог, чтобы лицо человека "украшали" усы или борода. Кроме того, требуется еще хорошее освещение. Скорость восприятия речи по губам лежит в пределах 300-400 букв в минуту, что примерно вдвое меньше скорости чтения текстов дикторами радио.
Лишь немногие звуки имеют настолько характерные признаки, что их нельзя спутать с другими. Многие фонемы характеризуются одинаковым видимым положением губ, например: К, Г, X или С, 3. Как же глухие распознают звуки и слова, когда такое значительное число фонем имеют почти одинаковые видимые образы? Во-первых, благодаря из-ыточной информации: чтобы понять смысл сказанного, часто бывает достаточно нескольких верно схваченных звуков. Во-вторых, для понимания речи важно знание предмета разговора и догадка. Наглядный пример, поясняющий последнее, приводил известный сурдопедагог Ф.А. Pay. Глухому мальчику сообщают: "Папа ушел на работу". Слово "папа"с губ читается почти так же, как "мама" или ■"баба". Но мальчик знает, что если б первое слово было "мама", начало фразы звучало бы "Мама ушла", а концы слов "ел" и "ла" четко различаются.
Глухому важно владеть хоть минимальными навыками чтения с губ, иначе общение со слышащими - на работе, в магазине, в учреждении будет сильно затруднено.
Глухим очень трудно учиться в одиночку в техникумах или вузах: чтение с губ требует большого напряжения, ведет к быстрой утомляемости, даже если преподаватель имеет хорошую артикуляцию и почти не поворачивается спиной
к аудитории. Может не хватить сил и внимания на усвоение смысла речи. Вот почему глухие юноши и девушки предпочитают групповое обучение при помощи переводчиков жестового языка, обеспечивающих синхронный перевод. В этом случае речь воспринимается без излишнего напряжения, учебный материал доходит до сознания без затруднений, которые присущи при считывании с губ.
Существует метод "кодовой речи" (cued speech). Система помогает почти стопроцентно считывать с губ речь. Эту систему разработал профессор О. Корнетт из Галлодетского колледжа. Буква указывается положением руки у верхней губы, у нижней губы, ладошка вниз или к зрителю и т.д. Например, слоги "да", "на", "та", "па", "ба", "ма" выглядят при чтении с губ почти одинаково; при произнесении слога "да" слушателю показывается наклоненная кисть с одним вытянутым пальцем, при слоге "на" - кисть с четырьмя вытянутыми пальцами и т.д. Эта система может быть полезна при обучении детей чтению с губ.