II. Семья и семейное воспитание.
Тема 4. Влияние общества и семьи на воспитание
План
1.Общественное воспитание.
2.Семья и семейное воспитание:
1) особенности современной семьи;
2) социализирующие функции семьи;
3) семейное воспитание.
3.Влияние семьи на становление личности.
I. Общественное воспитание.
Общественному и семейному воспитанию принадлежит ведущая роль в формировании личности.
Под общественным воспитанием понимается воспитание в системе «человек – человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения. А также специально учреждёнными для этой цели общественными институтами – благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями и т.п.
Иногда понятие общественного воспитания сужается до отдельного направления воспитательной деятельности (например. в семье), в других случаях оно охватывает всю общественную воспитательную систему. Подчиняя себе даже школьное воспитание.
Социальное воспитание обретает особую остроту в кризисные периоды развития общества и служит средством самозащиты людей.
Помощь престарелым, инвалидам, одиноким, малоимущим и другим категориям населения – главные направления общественного воспитания.
В развитых странах мощная система общественного воспитания серьёзно влияет на формирование важнейших качеств у подрастающих поколений. Только в обществе и средствами общественного влияния могут быть сформированы у людей гражданственность, патриотизм, социальная активность, ответственность и т.д.
Школа и семья являются помощниками и выполняют то, что принято называть «социальным заказом».
II. Семья и семейное воспитание.
1.Особенности современной семьи.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами. Родителями и детьми, детей между собой.
Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи (рассмотрим их).
Демографический параметр – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная, однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный параметр – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времён не только экономической функцией, но и изменением эмоционально-психологических функций.
Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь всё более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это не упрощает, а лишь усложняет семейную жизнь. Тому есть свои причины. Назовём некоторые из них.
1.Исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми. Т.к. бабушки, дедушки, другие родственники живут отдельно, а большее количество семей однодетны.
2.Повысился статус женщины, её руководящая роль в семье (средний рабочий день женщины- матери, включая воскресенье, составляет 11 часов).
3.Отношения супругов определяются мерой и глубиной привязанности друг к другу. Повышается уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут.
4.Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Нередко дети имеют более высокий уровень образования, имеют возможность проводить большую часть времени вне семьи.
Авторитет родительской власти сегодня не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
2.Социализирующие функции семьи.
Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Рассмотрим некоторые аспекты.
1.Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.
В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль. Которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах её влияние остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
2.Семья влияет на формирование психологического пола ребёнка.
В первые три года жизни это влияние определяющее, т.к. именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик. Особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах.
3.Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка. А также влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность.
На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
4.Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами.
Исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты. Проблемы, связанные с половым созреванием, как правило. Не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь.
5.В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
6.Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации её членов.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация. Каковы её результаты.
Исследования показывают, что социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации.
3. Семейное воспитание.
Семейное воспитание – воздействие на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.
Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия. Поэтому педагоги вывели определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Другими словами, какая семья, такой и выросший в ней человек.
(Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга. (Пример стр.201. Педагогика. Ч.2.)).
В современном обществе заметнее становится кризис семьи. Он выражается в том. Что семья всё хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей.
Причины такого кризиса лишь отчасти связано с ухудшением экономической ситуации в стране. Легкомысленное отношение к браку и семье, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, цинизм и пьянство, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.
Современные семьи переживают не лучшие времена, т.к. в основном силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение. А не на духовное формирование и развитие детей.
(По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные – 30 минут. Общение сводится, в основном, к контролю за учёбой ребёнка, а сам контроль – выяснению того, какие оценки получены.)
Исследования подтверждают, что сколько семей, столько и особенностей воспитания. Но несмотря на всё их многообразие, можно выделить модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.
1. Семьи, уважающие детей.
Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются порядочностью, откровенностью, взаимным доверием. Равенством во взаимоотношениях.
2.Отзывчивые семьи.
Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определённая дистанция. Дети знают своё место в семье. Повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Со временем такие отношения могут дать «трещину». Причина в том, что родители психологически не поспевают за динамизмом развития детей (они уже школьники, подростки, старшеклассники, уже имеют своё мнение и т.д.).
3.Материально-ориентированные семьи.
Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически, во всём видеть свою выгоду. Духовный мир и родителей и детей обеднён. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают, но чаще всего не принимают.
Такие отношения возникают и при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у детей чувство обиды и одиночества.
4.Враждебные семьи.
В таких семьях к детям проявляются неуважение, недоверие, применяются телесные наказания. Дети растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
Механизм отношений здесь такой: поведение и жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты. Такие ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей. Важно. Чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам, т.к.дети, будучи неправыми. Искренне убеждены, что правы именно они, а родители не хотят или не способны их понять.
5.Антисоциальные семьи.
Родители, как правило. Ведут аморальный образ жизни, поэтому влияние таких семей крайне негативное. 1/3 таких случаев ведёт к антиобщественным поступкам.
Конфликты могут возникнуть из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний. Непонимание и неприятие их переживаний взрослыми ведёт к обоюдному отчуждению.
Важно, чтобы родители знали своих детей, их положительные и отрицательные качества: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками, педагогами и т.д.
По данным социологического исследования за 1999 год: 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48% - какие фильмы смотрят; 67% - какая музыка им нравится; больше 50% ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. 86% правонарушителей ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья.
Исходя из положения о неизменности человеческой натуры. Можно предположить. Что дети не отличаются от своих родителей. Можно получить приблизительный образ ребёнка, если составить сумму достоинств и недостатков обоих родителей, а затем разделить её пополам.
Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание?
1.Наследственность.
если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их потомстве.
2.Изменяющиеся и усложняющиеся условия жизни.
В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни их детей. Отсюда и подавляющее число проблем.
3.Снижающаяся культура семейного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей.