Семья и семейное воспитание

Модуль VI Социальная педагогика

Содержания практических занятий

По социальной педагогики

(очная форма обучения - 5 лет, 3 курс, 5 семестр)

Социализация как контекст социального воспитания (2 ч.)

Задачи: раскрыть сущность понятия «социальное воспитание»; раскрыть соотношение понятий «развитие», «социализация», «социальное воспитание»; определить цель, задачи, содержание, формы социального воспитания; раскрыть принципы социального воспитания и их реализацию.

План занятия

1. Сущность понятия «социализация». Социализация как социально-педагогическое явление.

2. Институты социализации.

3. Социализация личности.

4. Воспитание и социальное воспитание.

5. Принципы социального воспитания.

Практические задания

Задание 1. Составьте понятийный словарь к теме «социальное воспитание» («социализация», «социальное воспитание», «социальное формирование» и т.д.).

Задание 2.

1. Раскройте сущность понятия «социализация».

2. Проанализируйте различие подходов к понятию социализация в концепциях, разработанных учеными.

Задание 4.

1. Определите влияние социальных факторов на вашу собственную социализацию.

2. Как вы считаете, если адаптация не произошла, какие последствия могут быть в личностном развитии ребенка? Какие методы, приемы, способы может использовать педагог, помогая ребенку в индивидуальном развитии, самоутверждении?

Задание 5. Объясните, когда человек (ребенок) становится жертвой процесса социализации?

Литература

1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. – М., Академия, 2002.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008

Электронно – цифровые ресурсы

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций: Издательство: Эксмо, 2008 г.

http://www. knigafund.ru/books/48502

2. Социальная педагогика: Конспект лекций Титов В.А., М.. Издательство: Приор-издат. 2003.

http://www. knigafund.ru/books/53246/read#page1

Факторы социализации (2 ч.)

План занятия

1. Мегафакторы социализации: космос, планета, мир.

2. Основные источники влияния макрофакторов на социализацию.

3. Основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию человека.

4. Воспитание в контексте микрофакторов социализации.

Практические задания

Задание 1. Охарактеризуйте тенденции влияния СМК на жизнь и развитие человека.

Задание 2. Что такое субкультура и какую роль она играет в социализации человека?

Задание 3. Проанализируйте характер известных вам неформальных течений в молодежной среде с точки зрения их влияния на социализацию человека.

Задание 4.Дайте сравнительный анализ сельских поселений, города, поселка с точки зрения возможностей, предоставляемых ими для социализации жителей.

Задание 5. Покажите позитивные и негативные возможности для социализации в городе в котором вы живете.

Задание 6. Как связаны между собой микро- и мезофактры социализации?

Задание 7. Покажите, что дает характеристика мезофакторов социализации для социальной педагогики.

Задание 8. Покажите, что дает характеристика микрофакторов социализации для социальной педагогики.

Задание 9.Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

Задание 10. Как этнос влияет на социализацию человека?

Задание 11.Обоснуйте, почему космос, планету, мир имеет смысл изучить как факторы социализации?

Задание 12. Приводите примеры, какие глобальные проблемы отрицательно влияют на социализацию личности.

Задание 13. Работая в микрогруппах, дайте характеристику факторов социализации (схема). Докажите их влияние на личность и приведите примеры.

Литература

1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика /Под ред. В.А. Слестенина. – М., Академия, 2002.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008

Электронно – цифровые ресурсы

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций: Издательство: Эксмо, 2008 г.

http://www. knigafund.ru/books/48502

2. Социальная педагогика: Конспект лекций Титов В.А., М.. Издательство: Приор-издат. 2003.

http://www. knigafund.ru/books/53246/read#page1

Семья и семейное воспитание

План занятия

1. Семья важнейший институт социализации.

2. Семейное воспитание.

3. Основные функции семьи.

4. Типы семей.

5. Современная помощь семье.

Доклад: Сорокин П.А. Очерки социальной политики и педагогики.

Василькова Ю.В. и др. Социальная педагогика. М- 1999г. с. 284-287.

Литература

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика /Под ред. В.А. Слестенина. – М., Академия, 2002.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008

Электронно – цифровые ресурсы

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций: Издательство: Эксмо, 2008 г.

http://www. knigafund.ru/books/48502

2. Социальная педагогика: Конспект лекций Титов В.А., М.. Издательство: Приор-издат. 2003.

http://www. knigafund.ru/books/53246/read#page1

Наши рекомендации