Семья и семейное воспитание

Семья — наиболее распростра­ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные от­ношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-пси­хологического исследования. Типичная современная семья в раз­витых европейских странах состоит из 2 – 6 человек: мужа, же­ны, детей и ближайших родственников по материнской и отцов­ской линиям — бабушек и дедушек.

Основное назначение семьи — удовлетворение общест­венных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникатив­ная, организации досуга и отдыха. Между ними сущест­вует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодо­полняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизвод­стве жизни, то есть в рождении детей, продолжении чело­веческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на­селения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове­чества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различ­ного рода биологических аномалий».

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и уме­ния быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспита­тельного потенциала семьи. Он представляет собой комп­лекс условий и средств, определяющих педагогические воз­можности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, раз­витость семейного коллектива и характер отношений меж­ду его членами. Он включает идейно-нравственную, эмо­ционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер об­щения в семье и ее общение с окружающими, уровень пе­дагогической культуры взрослых (в первую очередь ма­тери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и обществен­ностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рожде­ния до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитатель­ный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Са­ма естественная жизнь в семье учит дошкольника, а за­тем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоцио­нально по своему характеру, чем любое другое воспита­ние. Семья объединяет людей разного возраста, пола, не­редко с разными профессиональными интересами. Это по­зволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоцио­нальные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния се­мьи на детей — его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дош­кольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность лично­сти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоде­лью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирова­ния жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потреб­ляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздейст­вия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются есте­ственные условия для формирования полноценного семей­ного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно­го выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически слива­ется с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се­мьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), ли­тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции доста­точное внимание, то это заметно усиливает ее воспитатель­ный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свя­зывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата се­мьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу дина­мичную эпоху сильно возрастает значение семьи как пси­хологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рассматриваются в последующих главах.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы усло­вимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмот­рению. Свободное время — одна из важнейших социаль­ных ценностей, незаменимое средство восстановления фи­зических и духовных сил человека, всестороннего разви­тия личности. Повышению роли досуга способствуют пра­вильный ритм и режим жизни семьи, разумное распреде­ление обязанностей между ее членами, планирование тру­да и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя:

· чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров;

· проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу;

· занятия спортом, участие в соревно­ваниях, в проведении праздников.

В организации семейного досуга обнаруживается не­мало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители за­частую недостаточно уделяют времени своим детям, ссы­лаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошиб­ки — задача современной семьи.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т. к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения каких-то общих правил в принципе. Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Семья — это основанная на браке или кровном род­стве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимо­помощью. В ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих вза­имодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья — важнейший институт социализации подрас­тающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной се­мьи. Это следующие параметры:

Демографический — структура семьи (большая, вклю­чая других родственников, или нуклеарная, включаю­щая лишь родителей и детей; полная или неполная; без­детная, однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный — образовательный уровень ро­дителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический — имущественные характе­ристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической фун­кцией, но и — что для нас еще важнее — коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятиле­тий меняются, становясь все более эмоционально-психо­логическими, то есть определяемыми глубиной их привя­занности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жиз­ни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. На­зовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений — родителей и детей; бабуш­ки и дедушки, другие родственники, как правило, жи­вут отдельно. В результате родители не имеют возмож­ности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнооб­разие, вносимое в межличностные отношения пожи­лыми, сиблингами (братьями — сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделе­ния «мужского» и «женского» труда, первый в массе се­мей (кроме деревень и малых городов) сведен к мини­муму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожида­ний по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих ин­дивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали от­ношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более вы­сокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне се­мьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Ав­торитет родительской власти сегодня часто не сраба­тывает — на смену ему должны приходить авторитет лич­ности родителей. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективно­сти на том или ином возрастном этапе играет семья. По­этому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоцио­нальное развитие человека. В младенчестве и в раннем дет­стве семья играет определяющую роль, которая не мо­жет быть компенсирована другими агентами социализа­ции и воспитательными организациями. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влия­ние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психоло­гического пола ребенка. В первые три года жизни это вли­яние определяющее, ибо именно в семье идет необрати­мый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоцио­нальных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью или фемининностью. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая пли мешая поло-ролевому формирова­нию подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум вы­явил, что различие в коэффициенте умственного разви­тия детей, выросших в благополучных и неблагополуч­ных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влия­ет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах со­циализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладе­нии человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и харак­тер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, ко­торые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детс­кие или пубертатные конфликты, как правило, не спо­собны установить со своим ребенком тесную эмоцио­нальную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные цен­ностные ориентации человека в сферах социальных и ме­жэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе со­циального развития человека в связи с тем, что ее одоб­рение, поддержка, безразличие или осуждение сказыва­ются на притязаниях человека, помогают ему или меша­ют искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореа­лизации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них со­циализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные ха­рактер и результаты. По некоторым данным, до 25 % се­мей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % — формируют правонарушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенера­цией, которая проявляется не только в психических забо­леваниях или дебильности, но и в полной эмоциональ­ной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII веке в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака и про­ститутки образовалась семья Джюков. Среди более чем двух тысяч их потомков — 55 % бродяг, воров, проститу­ток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа — эмпиричес­кий факт. И, наконец, сегодня распространилось стрем­ление сбывать детей с рук. В редких случаях — родственными взаимоотношениями в родительской семье. Родители, ко­торые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детс­кие или пубертатные конфликты, как правило, не спо­собны установить со своим ребенком тесную эмоцио­нальную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные цен­ностные ориентации человека в сферах социальных и ме­жэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе со­циального развития человека в связи с тем, что ее одоб­рение, поддержка, безразличие или осуждение сказыва­ются на притязаниях человека, помогают ему или меша­ют искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореа­лизации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них со­циализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные ха­рактер и результаты. По некоторым данным, до 25 % се­мей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % — формируют правонарушителей.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материаль­ными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), сти­лем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Что же касается воспитания в семье как относитель­но социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой про­цент российских семей (по различным данным разброс очень велик — от 20 % до 60 %).

Семейное воспитание — более или менее осознавае­мые усилия по взращиванию ребенка, предпринимае­мые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имею­щимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного вос­питания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь, от тех личностных ресурсов, которые в ней име­ются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяют­ся составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов — братьев и/или сестер, близких род­ственников, включенных в семейную жизнь, — бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) такими характеристиками старших членов се­мьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Одна из важнейших характеристик — отношение стар­ших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домаш­них учителей, гувернеров.

Личностные ресурсы, в частности уровень образова­ния старших членов семьи, их социальный статус, цен­ностные ориентации, уровень притязаний и т. п., влия­ют на цели и стиль семейного воспитания. Цели воспитания в семье могут быть весьма различ­ными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, быто­вых умений, культуры общения, физическое, интеллек­туальное, экспрессивное, личностное развитие; культи­вирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к опре­деленной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструмен­тальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут со­знательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т. п.).

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зави­симости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко до­биваться исполнения своих требований, полностью кон­тролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жиз­нью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может ве­сти к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, ко­торые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность».

Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, бес­пощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между стар­шими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходи­мости получить санкцию на какие-либо действия. Комму­никация направлена преимущественно или исключитель­но от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинируя младших и формируя у них желательные старшим установки и навыки поведения, с другой — может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по от­ношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлени­ем старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициати­ву и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не счита­ют себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих тре­бований, поощряют их обсуждение младшими; в млад­ших ценится как послушание, так и независимость. До­верие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и пробле­мами младших, которые охотно выступают его инициа­торами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способ­ствует воспитанию самостоятельности, ответственнос­ти, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные вариан­ты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать не иден­тичные друг другу стили (например, отец — более авто­ритарен, мать — демократична).

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, доби­ваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдель­ной комнаты, «угла», «своих» стола, шкафа и пр.), со­ответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного ин­вентаря, аудио и видеоаппаратуры, компьютера, необ­ходимых для удовлетворения различных интересов пред­метов (музыкальных инструментов; столярных, слесар­ных и т. п. наборов; этюдников и пр.).

Эффективность реализации функций семьи в про­цессе стихийной социализации человека и в его воспи­тании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том слу­чае, если ее члены имеют возможность и стремятся удов­летворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмо­циональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т. е. когда семейное жилище становится для человека сво­еобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят.

Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелатель­ная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во мно­гом зависит от некоторых объективных обстоятельств.

Так, исследования эстонского ученого М. Хейдметса показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою «персональную» территорию в жили­ще, т. е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи. Это может быть не обязательно от­дельная комната, а и угол (отгороженный или условно обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным сто­лом, свое кресло перед телевизором и т. д.

В семьях, где у ребенка (особенно начиная с возраста 9 – 10 лет) не было в квартире "своего места", т. е. объектов личного контроля, взаимоотношения между родителями и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети имели пер­сональную территорию. Более того, наличие «своего ме­ста» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась их совместная деятельность, а при его от­сутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность по своему желанию «ук­рыться» в своей нише стимулирует стремление к взаи­модействию.

Станет ли жилище домашним очагом, зависит от орга­низации быта семьи: распределения домашних обязан­ностей, совместного выполнения работ по дому, пред­почтения домашней еды внедомашней, разговоров за столом, на кухне и т. п.

Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью — шить, вязать, масте­рить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к за­нятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже общее телесмотрение в одних семьях имеет совместный характер, а в других — факти­чески индивидуальный.

Наконец, жилище становится домашним очагом и вос­принимается таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи — «закрытая система» которую не обсужда­ют с посторонними, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений. А с другой — именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, от­мечать различные праздники, на которые приглашают гостей.

Наши рекомендации