Группировка содержания теоретического обучения в соответствие с отраслью хозяйственной деятельности и видов деятельности рабочего
На основе тактических целей обучения следует, разработать программу теоретической и практической профессиональной подготовки специалиста.
Для определения содержания программы курса профессионально-теоретической подготовки следует:
· определить функциональную структуру профессиональной деятельности специалиста в соответствии с уровнем его квалификации;
· определить структуру обобщенного объекта деятельности;
· выделить элементы структуры содержания профессиональной подготовки;
· подробно раскрыть каждый из этих элементов.
Структурными компонентами отрасли хозяйственной деятельности специалиста являются:
- техника - теоретические основы и работа оборудования; средств производства: станки различные машины и механизмы; орудия труда: инструменты и приспособления;
- технология - теоретические основы технологических процессов, последовательность осуществления конкретных технологических процессов, отдельных технологических операций;
- организация, управление и экономика производства - экономика машиностроительной промышленности; научная организация труда и стимулирование труда рабочих;
- охрана труда - безопасные приемы труда, гигиена и промышленная санитария, противопожарная безопасность, охрана труда);
- экология - вопросы экологии машиностроительной отрасли, производственные вредности, выделяемые машиностроительными производствами, рациональное и экономное использование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, утилизация отходов машиностроительного производства, использование вторичного сырья и т.п.;
- право - правовые вопросы отрасли, законы Украины о труде и социальной защищенности работающих, права и обязанности работающих и т.п..
Группировка тем профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии «машинист мостового крана» составлена в таблице 1.7.
Таблица 1.7.
Программа теоретической и практической подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Машинист мостового крана»
Структура объекта изучения (отросли хозяйственной деятельности) | Виды профессиональной деятельности | Обобщенная структура объекта изучения | Набор тем программы профессиональной теоретической подготовки |
Техника | Технологическая | Теоретические основы и работа оборудования: средства производства: станки различные машины и механизмы: орудия труда: инструменты и приспособления. | - Конструкция козлового крана, - Контрольно измерительные приборы - Сведения о механизмах и деталях крана Электрооборудования кранов - Крановые канаты - Инструменты для подьема груза |
Технология | Технологическая | Общая технология – теоретические основы технологических процессов | - Характеристика кранов по конструкции. - Действие приборов и устройств козлового крана - Последовательность выполнение работ. |
Конкретная технология – конкретные технологические процессы. | -Технология перемещения груза - Выявление и устранение, возникающие в процессе эксплуатации неполадки - Ремонтные работы - использование знаковой сигнализации при проведении погрузочно -разгрузочных работ. - чтение машиностроительных чертежей. - Электромонтажные работы | ||
Организация управления экономика | Организационная | Экономика и организация производства, экономика машиностроительной промышленности: научная организация труда и стимулирования труда рабочих | - Социально-экономическое народное хозяйственное значение профессии, перспективы его развития |
Охрана труда | Технологическая, организационная. | Охрана труда, безопасные приемы труда, гигиена и промышленная санитария. Противопожарная безопасность | - Требования безопасности труда на предприятии - порядок обучения: инструктирования и допуск рабочих к работам на кранах - требования безопасности труда при выполнении работ с применением кранов |
Экология | Технологическая, организационная. | Вопросы экологии отросли | - правила порядка на предприятии - влияния |
Право | Технологическая, организационная | Правовые вопросы | - права работника - права работодателя |
Рабочий данной профессии осуществляет технологический вид деятельности в рамках узла (отдельной операции), поэтому элемент структуры объекта изучения технология рассматривается наиболее подробно, так как в ней отражены основные теоретические и практические положения необходимые для данной профессии.