Этапы прохождения практики
СБОРНИК ПРОГРАММ ПРАКТИКИ
для студентов 1 – 4 курсов по направлению подготовки 071800.62 «Социально-культурная деятельность» профильные модули «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Социально-культурная анимация и рекреация» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Орел - 2013
Сборник программ практики для студентов по направлению подготовки 071800.62 «Социально-культурная деятельность», профили «Социально-кулшьтурн6ый менеджмент» и «Социально-культурная анимация и рекреация»
Рецензенты:
Пояснительная записка
Соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800.62 «Социально-культурная деятельность» (квалификация (степень) бакалавр) профессиональная деятельность выпускников осуществляется в области социально-гуманитарного знания, теории социально-культурной деятельности; культурной политики и управления; социокультурного менеджмента и маркетинга; социально-культурного творчества, досуга, рекреации и туризма; культурно-воспитательной деятельности и образования.
Объектами его деятельности являются:
· системы управления государственными учреждениями и негосударственными организациям и, общественным и объединениями социально-культурной сферы;
· процессы менеджмента и маркетинга социально-культурной деятельности, рекреационных объектов и индустрии досуга;
· процессы творческо-производственной деятельности учреждений и организаций куль туры;
· процессы художественного руководства деятельностью учреждений культуры;
· процессы продюсирования и постановки культурно-досуговых программ и социально-культурных проектов с применением художественно-образных, выразительных средств;
· технологии социально-культурного творчества и культурно-просветительной деятельности;
· технологии социально-культурной анимации и рекреации;
· технологии социальной реабилитации с применением средств культуры и искусства;
· процессы педагогического обеспечения организации детско-юношеского досуга, массовой культурно-воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством;
· процессы организации социально-культурной деятельности молодежи;
· процессы организации досуга взрослого населения, массовой культурно-просветительной работы;
· учебно-воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с Учебным планом по направлению подготовки 071800.62 «Социально-культурная деятельность» в течение срока подготовки студенты проходят учебную, производственную и преддипломную практики, которые являются важной частью системы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов сферы культуры и досуга, обеспечивают соединение теоретической подготовки с практической деятельностью в учреждениях куль туры.
Различные виды практик студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность», предполагают их активное участие в реальной жизни конкретного учреждения культуры, дополнительного образования, социальной защиты. Они призваны не только создать условия для выхода каждой учебной дисциплины кафедры за рамки учебного процесса, но и обеспечить её взаимосвязь с реально протекающими социокультурным и процессами.
Прохождение практик предполагает формирование компетенций, необходимых бакалавру социально-культурной деятельности для его будущей успешной профессиональной работы. Деятельность студентов в период практик является аналогом профессиональной деятельности, адекватная её содержанию и структуре, организуется в реальных условиях социально-культурной среды.
Практики как виды учебных занятий строятся в форме самостоятельного выполнения студентами заданий, определенных программой, по таким направлениям, как:
· формирование умений и навыков применять полученные знания на практике;
· поиск путей творческого подхода к социально-педагогической деятельности;
· изучение и внедрение в практическую деятельность современных новаторских методов организации культурного досуга;
· изучение специфики организации социально-культурной деятельности в различных социальных сферах;
· формирование умений и навыков работы с информацией научно-исследовательской деятельности;
· развитие способностей критического анализа своей деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 071800.62 и Учебными планами профилей «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Социально-культурная анимация и рекреация» установлены различные виды практик в объеме 20 недель:
· Учебная (ознакомительная) - 2 семестр – 3 недели;
· Производственная – 6 семестр – 6 недель;
· Преддипломная – 8 семестр – 11 недель
Основная цель практик заключается в том, чтобы знания студентов, приобретенные в ходе теоретического обучения, нашли свой выход в технологический процесс в области творческо-производственной, организационно-управленческой, научно-методической и педагогической деятельности, а также в области художественного руководства деятельностью учреждения культуры.
БАЗЫ ПРАКТИК
Профессионально-практическая подготовка обучающихся может проходить в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Базами практик являются общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов этико-эстетической и социокультурной направленности, гимназиях, лицеях (школы №13, 24, 38 г. Орла), среднем профессиональном учебном заведении (Орловский колледж культуры и искусств), а также в учреждениях дополнительного образования (Домах творчества и Школах искусств и ремесел). Кроме того, основными базами практик бакалавров социально-культурной деятельности являются Областной центр краеведения и туризма, музеи и музеи-усадьбы города и области, городской центр культуры, Центр народного творчества Орловской области, Центр моделирования образовательных систем института усовершенствования учителей. Учреждения культуры, являющиеся базой для практической подготовки, выступают своеобразной тренировочной площадкой, где студенты развивают свои когнитивные способности, совершенствуют свои практические действия, формируют коммуникативную компетентность и индивидуальную ответственность за результаты своего труда, овладевают ценностями профессии и социокультурными нормами.
Также студенты могут проходить практику на базе научно-исследовательской лаборатории кафедры социально-культурной деятельности «Взаимодействие учреждений социально-культурной сферы в формировании ценностных ориентаций молодежи».
База практики должна отвечать следующим требованиям:
· иметь хорошую материальную базу, необходимое для проведения практики число средних и старших классов, студенческих групп или групп дополнительного образования (для образовательного учреждения);
· в данном заведении должны осуществлять образовательную деятельность учителя (руководители кружков) первой и высшей категории (среднее образовательное учреждение или учреждение дополнительного образования), кандидаты или доктора наук (высшее учебное заведение);
· администрация и коллектив данного заведения должны выразить готовность принять студентов на практику в заявленные сроки и оказывать методическую помощь в прохождении практики.
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКАМИ
Практическая работа проводится индивидуально или небольшими группами под руководством закрепленных педагогов (руководителей практики) и в согласованной деятельности с руководством базового учреждения культуры или образования.
Руководство практиками осуществляют преподаватели, имеющие соответствующую теоретическую подготовку, знающие работу учреждений социально-культурного профиля. Перед началом практики проводится организационная встреча студентов с педагогами-руководителями практики, на которой они знакомят студентов с условиями, характером и спецификой работы учреждений – баз практики. Руководители практик организуют работу студентов совместно с консультантом-специалистом учреждения из опытных практических работников и несут ответственность за выполнение программы и объективную оценку результатов практики.
Руководитель осуществляет общий контроль за прохождением практики студента, разрабатывает индивидуальные программы-задания для студентов, обеспечивает наличие необходимых документов, проводит индивидуальное консультирование, контролирует ход выполнения программы в соответствии с заданиями и сроками; отчитывается на заседании кафедры о ходе и результатах работы студентов на базах практики; организует итоговую конференцию, обобщающую полученный опыт.
ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Курс, 2 семестр