Этапы прохождения практики и формирования отчета

Для решения задач учебной практики необходимо прохождение следующих этапов:

- постановка проблемы;

- постановка цели и задач исследования;

- определение предмета исследования;

- проведение информационного поиска.

Постановка проблемыпроисходит на основе выявления имеющихся противоречий между потребностью в научных знаниях о предмете и фактическими знаниями, которыми располагает наука на данный период ее развития. Например, выявлено, что большинство промышленных предприятий очень медленно реагирует на возникновение кризисных явлений, в результате чего многие из них становятся банкротами. Определено, что одной из причин этого является отсутствие апробированной системы антикризисного управления.

Постановка цели и задач научного исследования.Цель работы составляется на основе названия темы и содержит прогнозируемый результат научного исследования.

При определении цели предлагается использовать следующие критерии:

- цель должна быть актуальна;

- цель должна быть в рамках компетенции и возможностей исследователя;

- цель должна быть потенциально достижима, в тот период времени, который исследователь планирует выделить на ее достижение;

- достижение цели можно проверить, в идеале с помощью количественных индикаторов;

- желательна взаимосвязь цели с основной деятельностью исследователя.

Формулировка цели должна полностью отражать содержание цели, быть краткой, ясной и конкретной. При этом она не должна содержать:

- частицу «не»;

- излишне сложных терминов, затрудняющих ее понимание;

- терминов, понятий и выражений, допускающих произвольное или неоднозначное толкование;

- указаний на аспекты, являющихся следствиями достижения этой цели;

- описания путей, средств и методов достижения цели.

- двух или более предложений;

Задачи работы должны отражать ключевые направления достижения цели и рассматриваться как основные этапы работы. Правила формулировки задач те же, что и для цели исследования. Особенностью их формулирования является то, что они всегда начинаются с глагола. Например: изучить, обобщить, проанализировать, предложить, уточнить, выявить, сформировать, разработать и т.д.

Определение предмета исследования.Предметом исследования является область (или направление), проводимого исследования. В связи с тем, что в работе изучаются экономические исследования, их предметом будут экономические отношения, склады­вающиеся в процессе изучения темы исследования. Например, для темы «совершенствование антикризисного управления на промышленных предприятиях» предметом исследования будут экономические отношения, склады­вающиеся в процессе антикризисного управления на промышленных предприятиях. Для темы «интеллектуальная собственность как фактор становления инновационной экономики», предмет исследования – экономические отношения интеллектуальной собственности в условиях становления инновационной экономики.

Информационный поиск.Информационный поиск – это процесс нахождения во множестве текстов тех, которые посвящены выбранной теме исследования или содержат нужные факты, сведения и т.п.

Для организации процесса информационного поиска целесообразно придерживаться следующих правил:

1. Определить список периодических изданий по тематике исследования.

2. Ограничить параметры: язык, страна, год издания, авторы и др.

3. Начать поиск с новейшей литературы, а затем по ссылкам выходить на первоисточники.

4. Использовать монографии, диссертации, авторефераты, реферативные журналы и сборники изобретений. Все эти источники позволяют добиться необходимой широты исследования. При этом в монографиях и диссертациях можно найти уже составленный обзор литературы по теме или задачам исследования.

Основными целями информационного поиска являются:

1) Составление плана научного исследования;

2) Обобщение и критическая оценка мнений других ученых по выбранным направлениям исследования;

Для выполнения первой цели информационного поиска полезно изучить содержания монографий, диссертаций и учебных пособий по выбранной теме. И на их основе, совместно с научным руководителем, составляется план (примерная структура работы, последовательность и сроки выполнения каждого пункта) и программа исследования.

Для выполнения второй цели информационного поиска обрабатываются источники информации в соответствии с утвержденным планом работы.

Поиск информации представленной в печатном виде обычно предполагает:

1. Определение ключевых слов (на основе темы работы). Например, для темы «Анализ долговой политики России», ключевыми словами будут «государственный долг», «государственная долговая политика», «устойчивость бюджета» и «управление государственным долгом».

2. Выбор мест, в которых будет проведен поиск. Научно-исследовательская работа проводится по месту нахождения организации и предполагает использование библиотечного фонда Университета, однако при необходимости можно посетить библиотеки других ВУЗов, центральные и национальные библиотеки города.

3. Нахождение по библиотечному каталогу книг, в названии которых присутствуют ключевые слова или словосочетания. При их обнаружении – просмотр их содержания на предмет соответствия задачам работы.

4. Определение журналов и сборников тезисов конференций, в которых могут обсуждаться задачи работы и изучение названия статей и (или) тезисов в них, а при обнаружении подходящих и текста статей и тезисов. В большинстве научных журналов в последнем номере на конец года есть перечень всех статей опубликованных в нем за этот год. Как правило, для студентов оптимальным является изучение источников за пять последних лет. В целях организации эффективной работы студентам предлагается использовать электронный каталог библиотечных ресурсов Университета, в котором размещена информация о книгах, статьях в журналах, выписываемых Университетом.

5. Если обнаружено, что в тексте источника есть искомый материал, то он, либо конспектируется (если при большом объеме материала ценных мыслей в нем немного), либо копируется (если большая его часть является полезной).

6. Обработка и систематизация материала в соответствии с планом работы.

Поиск электронных данных обычно проходит по следующей схеме:

1. Определение и использование ключевых слов и (или) подходящих названий известных сайтов (например, «Википедия», «словарь - Яндекс», «Российская государственная библиотека» и т.п.). При входе на сайт обычно производят поиск по ключевым словам. Например, по названию темы и задачам работы, а также ключевым словосочетаниям, входящих в их состав. При этом следует ориентироваться на сайты, являющиеся первоисточниками информации. Например, электронные библиотеки, официальные сайты предприятий, организаций, органов власти и т.п., тематические профильные сайты. Не рекомендуется копировать материал с сайтов, содержащих рефераты, курсовые и дипломные работы по теме исследования, так как есть очень высокая вероятность использования не достоверной и устаревшей информации. При этом практическая часть таких работ часто содержит ошибки и выполнена с соблюдением минимального уровня требований. Для поиска электронных ресурсов обучающимся рекомендуется использовать электронную информационно-образовательную среду КИУ (ИЭУП), доступ к которой организован через библиотеку Университета. Кроме того, поиск электронных версий статей и их библиографических описаний целесообразно осуществлять с использованием других информационных баз научных исследований,указанных в разделе 5.

2. Первичный отбор информации, то есть копирование в отдельный файл всей информации связанной с темой и направлениями исследования;

3. Систематизация информации, то есть ее группировка по направлениям исследования. Обычно создают несколько файлов или папок, в каждой из которых находится информация, связанная только с одним направлением работы;

4. Окончательная обработка материала, то есть оставшийся материал отдельно по направлениям работы копируют в текст итоговой работы, либо его содержание кратко излагают своими словами. При копировании оригинального текста следует соблюдать все правила цитирования. Обычно копируют таблицы, рисунки и небольшие определения, а остальной материал представляют в виде конспекта.

Последним этапом информационного поиска является составление списка литературы. Для исключения повторного поиска использованных источников, лучше сразу ознакомиться с требованиями оформления списка литературы и ссылок по тексту будущей работы.

Требования к научному стилю изложения материала

Стиль должен быть научным, то есть должна присутствовать:

1. Объективность изложения материала;

2. Системность и логичность изложения. Системная взаимосвязь и целостность работы зависят от ее структуры. Демонстрация системности работы частично отражается во введении, является одной из задач заключения, присутствует в работе в виде внутритекстовых отсылок;

3. Смысловая законченность изложенных мыслей. Она обязательно должна присутствовать, даже если для этого придется повторить ключевые аспекты или сделать ссылку на предыдущие суждения;

4. Позитивная форма изложения материала;

5. Безличность изложения (от третьего лица: «предлагается …»);

6. Точность, то есть слова должны выбираться в строгом соответствии с предметом речи и правильно сочетаться. Например, вместо сообщения «анализ инвестиций РТ проведен за семь лет», лучше написать: «проанализированы статистические данные в области инвестирования в Республике Татарстан за семь последних лет».

Материал должен быть легкодоступен для восприятия, поэтому не нужно:

1. Составлять длинные слова и предложения.

2. Применять непонятные слова и предложения.

3. Без необходимости употреблять научные термины (валидность, аппроксимация, интерполяция и др.), иностранные слова (пролонгировать, презентовать и т.п.), математические формулы и модели, сокращения и аббревиатуры (за исключением общеупотребляе­мых). Если сокращение слов все же происходит, то условные обозначения должны быть едины для всей работы;

4. Применять посло­вицы, поговорки, сленговые обороты и слова в переносном смысле;

5. Использовать одинаковые слова, выражения или образы в одном предложении.

6. Постоянно использовать однообразный текстовый материал. При возможности он должен быть изложен наглядно. Обычно его представляют в виде схемы или таблицы, когда они облегчают его восприятие и представлены более компактно, чем в виде текста. Включение в текст отсканированных рисунков не допускается.

Наши рекомендации