Наменитая "искусственная" фраза Успенского: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
Поверьте, нет на свете ребенка (русскоговорящего, конечно), который тут же бы, не задумываясь, не разыграл или не нарисовал эту историю. А ведь, казалось бы, ни одного знакомого слова! Однако почему-то все понятно. Интересно, почему?
Части речи опознаются с ходу. Однако хорошо бы доказать! Эстафета по рядам. Передавая мелок из рук в руки, надо отметить то, что сигналит о принадлежности слова к той или иной части речи. Окончание прилагательного -ая (глокая). Наречный суффикс -о (штеко). Суффикс однократного действия -ну- (будланула). Уменьшительно-ласкательный суффикс -енк- и окончание -а родительного падежа (бокренка). Личное глагольное окончание -ит (кудрячит). Знакомые русские морфемы.
Любое слово (вернее, корень) в этом предложении можно заменить на какое-нибудь другое, пожалуйста. Да хоть все! История останется прежней - про то, как какая-то куздра (мымра, швабра, вобла) как-то там (больно, бойко, ловко) будланула (долбанула, крутанула, дерганула) некоего бокра и что-то там делает с его дитенком (бокренком, котенком, тигренком).
Выходит, что у предложения есть что-то наподобие скелета. И этот "скелет" может обрастать тем или иным "мясом". Оставаясь при этом все тем же скелетом. Другими словами, по-научному: структура предложения распознается независимо от лексического наполнения (по крайней мере, в русском языке).
Ага. А что вы скажете на это? Жидкий баран летал по заостренному небу. Все слова знакомые, скелет правильный, а получается ерунда какая-то!
Дети обычно очень радуются, когда узнают, что это предложение придумал компьютер.
А "глокую куздру" мог придумать компьютер? - спрашиваю. - Нет.
А почему? Чем она от "жидкого барана" отличается? "Скелет" нормальный, слова нормальные...
А слов таких у него в памяти нету!
А что ж нету-то?
Ему просто русский словарь загнали, а что с чем по смыслу соединяется, не объяснили. А человек может сам какие угодно слова выдумывать.
Какие угодно? - спрашиваю.
Ну не совсем какие угодно. А такие, чтоб были хоть чуточку похожи на нормальные слова...
ТРИНАДЦАТЫЙ СЕКТОР
О круге частей речи
Ч
То ж это за нормальные слова такие?..
Я предлагаю кучу речи все-таки не растаскивать, а мелкие кучки аккуратненько обратно в кучу придвинуть и посмотреть на все это сверху.
Рисую круг (вид кучи сверху), а в нем пока что четыре небольших сектора (секторы располагаю так, чтобы прилагательное не оказалось рядом с существительным, а наречие - с глаголом; почему - об этом чуть ниже). Пишу снаружи секторов вдоль окружности: существительное, прилагательное, глагол и наречие. И говорю: "Вообще-то частей речи тринадцать. Четыре из них мы уже точно можем, что называется, узнать в лицо. Давайте остальные секторы в этом круге дорисовывать".
Выуживаем из текста
Все, конечно, еще в начальной школе слышали про предлоги и союзы. Но многим невдомек, что это и есть названия частей речи. Более того, что это тоже слова!
Ну, в общем, кто-то что-то называет или просто мямлит. И тут надо взять книжку (разумеется, подходящую к тому или иному возрасту), открыть на любой странице и начать по очереди выуживать оттуда части речи. Сначала знакомые. А затем вытащить какую-нибудь одну незнакомую и попробовать поискать еще несколько похожих на нее.
Первым делом вылезают местоимения (по крайней мере, личные, поскольку в предложении часто играют роль подлежащего). А поскольку местоимение - "вместо имени" (по выражению Лидии Филякиной), то вот мы и начинаем выяснять, вместо какого имени то или иное местоимение: вместо имени человека, вместо имени города, вместо имени животного, вместо имени предмета или явления - одним словом, вместо существительного. Или оно вместо имени прилагательного?
По ходу рысканья по тексту могут всплыть, как нечто узнаваемое, и числительные (порядковые, поскольку ребенок интуитивно чувствует их похожесть на прилагательные), и причастия (похожи на прилагательные и на глаголы одновременно), и деепричастия (похожи и на глаголы, и на наречия). Один ребенок "похожесть" ухватывает в словобразовании и морфологии, другой - в синтаксической функции.
Причастия и деепричастия - вообще-то материал седьмого класса. Но даже младшему школьнику я называю эти части речи как нечто само собой разумеющееся и между делом.