Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах
№№ Тем | Наименование лабораторной работы | Объем в часах (очная/заочная) |
5 семестр | ||
Определение биологического возраста человека | 2/0 | |
Определение сухожильных рефлексов, анализ рефлекторных дуг; выработка условного рефлекса (мигательного); определение типа высшей нервной деятельности; влияние позы на результат деятельности | 8/0 | |
Определение остроты зрения; определение слепого пятна | 4/0 | |
Исследование функционального состояния ССС; определение стрессоустойчивости ССС; оценка реакции пульса на дозированную нагрузку; измерение и оценка показателей артериального давления; реакция ЧСС на физическую нагрузку; реакция ССС на дозированную физическую нагрузку; ортостатическая проба; расчетный способ определения МОК | 8/2 | |
Определение частоты дыхания; определение ЖЕЛ; пробы с задержкой дыхания; | 8/0 | |
Определение и оценка физического развития; определение осанки и типа телосложения; формирование двигательного навыка методом сравнения образцов записи | 4/2 | |
Итого | 34/4 |
5. Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины «Возрастная физиология» используются различные образовательные технологии в разном объеме.
При чтении лекций – используются классические технологии: информационные лекции – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя); обзорные лекции – изложение материала, призванное сформировать обобщенное представление по определенным разделам, темам дисциплины; интерактивные технологии – лекции «обратной связи», лекции–беседы, лекции–дискуссии до 50% от всего лекционного времени.
При проведении лабораторных занятий используется доминирующий принцип интраактивности, где студент выступает в роли «обучающегося» субъекта, самостоятельно определяющего информационные ресурсы обучения. При организации лабораторных применяются традиционные лабораторные работы с использованием современных электронных приборов.
Самостоятельная работа студента предполагает использование традиционной формы, а также может быть организована в виде исследовательского проекта. Исследовательский проект по структуре приближен к формату научного исследования (обязательно наличие следующих разделов: актуальности темы, определение целей и задач, методов исследования, источников, обобщение результатов, выводы). Тематика проекта разрабатывается кафедрой, на основе программного материала дисциплины. Результаты исследовательской работы представляются в виде доклада, статьи к проводимой ежегодно кафедральной и итоговой студенческой научно-технической конференции университета, секции «Функциональные состояния».
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Текущий контроль
Текущий контроль проводиться на каждом лабораторном занятии путем устного ответа на вопросы по теме данного занятия.
Например, вопросы для контроля теоретических знаний по теме занятия: «Общебиологические закономерности индивидуального развития»:
1. Общие закономерности роста детского организма.
2. Общие закономерности развития детского организма.
3. Сенситивные периоды развития ребёнка.
4. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
5. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
6. Периодизация онтогенетического развития.
В качестве дополнительного контроля знаний по темам с большим объемом СРС применяется тестирование. Например, батарея тестов по теме «Общебиологические закономерности индивидуального развития» имеет вид:
1. Функции целостного организма осуществляются:
a. только при тесном взаимодействии со средой;
b. только при взаимодействии систем органов;
c. при связи всех клеток и органов;
d. через жидкие среды организма;
e. непрерывной работой систем органов.
2. Процесс развития это ...
a. процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия его систем;
b. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров;
c. процесс увеличения числа клеток;
d. процесс увеличения размеров и числа клеток;
e. повышение в организме общего количества белка и увеличение размеров костей.
3. Функциональные системы созревают:
a. равномерно, включаются поэтапно, обеспечивают организму приспособление в онтогенезе;
b. неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития;
c. равномерно и выявляется это на стадии эмбрионального развития;
d. в пренатальном периоде онтогенеза;
e. в пренатальном периоде, обеспечивая организму биологическую надежность.
4. Период новорожденности считается:
a. от 1 до 10 дней;
b. от 1 до 40 дней;
c. от 4 до 30 дней;
d. от 1 до 7 дней;
e. от 1 до 100 дней.
5. Саморегуляция это:
a. свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели;
b. один из механизмов координации жизнедеятельности в организме, осуществляемой через лимфу;
c. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма;
d. непрерывный процесс увеличения массы организма, и изменения числа его клеток;
e. повышение в организме общего количества белка и увеличение размеров костей.
6. Кто сформировал « энергетическое правило скелетных мышц»?
a. А. А. Маркосян
b. И. А. Аршавский
c. И. М. Сеченов.
d. П. К. Анохин.
e. И. П. Павлов.
7. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет ...
a. закладывание тканей, органов и их дифференцировку;
b. специфику функциональных возможностей плода;
c. преобладание процессов увеличения размеров самих клеток;
d. координацию процессов жизнедеятельности в организме;
e. специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.
8. Кто выдвинул учение о гетерохронии?
a. Н. Е. Введенский.
b. П. К. Анохин.
c. М.Т. Матюшонок.
d. М. В. Антропова.
e. Н. Н. Леонтьева.
9. Подростковый период считается:
a. с13–16 лет у мальчиков, с12–15 лет у девочек;
b. с 8–12 лет у мальчиков; с 11–14 лет у девочек;
c. с 8–11 лет у мальчиков; с 8–12 лет у девочек;
d. с 12–15 лет у мальчиков, с 10–14лет у девочек;
e. нет правильного ответа.
10. Бурный рост тела в длину на первом году жизни обусловлен:
a. проявлением активных процессов дифференцирования клеток;
b. перестройкой функций желез внутренней секреции;
c. проявлением активных процессов дифференцирования тканей;
d. с увеличением массы тела;
e.активизацией медиаторов.
Все виды работ оцениваются по бально-рейтинговой системе (БРС). Итоговая оценка выставляется в соответствии с общим положением о бально-рейтинговой системе оценки кафедры ФиСМ. Конечный (итоговый) результат освоения ООП по данной дисциплине осуществляется исходя из шкалы оценивания (международная система ECTS).
Шкала итоговых оценок для семестра, заканчивающегося зачетом
Набранные баллы | <50 | 51-60 | 61-67 | 68-84 | 85-93 | 94-100 |
Зачет/незачет | Незачет | Зачет | ||||
Оценка по шкале ECTS | F | Е | Д | С | В | А |
Контрольные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями и сданы не позднее 1 месяца до начала зачетной недели, опоздание на каждую неделю наказывается штрафом в –10%, но не более – 30%.
За участие в научно-исследовательской деятельности кафедры и работе в СНО студент может заработать до 10 баллов.
Если студент в результате текущего, промежуточного контроля и результатов научно-исследовательской работы набрал 61 и более баллов, то ему выставляется зачет в соответствии со шкалой ECTS, без проведения итогового контроля (зачет). Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного контроля представлены ниже.
Промежуточный контроль
Промежуточный контроль проводиться в виде защиты контрольной работы (см. ниже) и сдачи зачета (вопросы для самоподготовки см. ниже).
Темы контрольных работ
Контрольная работа является обязательным этапом промежуточного контроля знаний студентов и включает ряд разделов, которые изучаются студентом самостоятельно.
Контрольная работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к контрольным, курсовым и дипломным работам на кафедре.
1. Возрастные физиологические механизмы деятельности нервно-мышечного аппарата. 2. Вегетативное обеспечение мышечной деятельности с учетом возраста и пола. 3. Возрастные физиологические механизмы изменений в системе крови при мышечной активности. 4. Возрастные физиологические механизмы программирования и организации произвольных движений. 5. Возрастные особенности регуляции работы сердца в покое и при работе (саморегуляция, нервная и гуморальная). 6. Возрастные и половые особенности регуляции кровообращения в покое и при мышечной работе. 7. Физиологические механизмы регуляции дыхания при мышечной работе с учетом возраста и пола. 8. Возрастные и половые особенности физиологических процессов, определяющих и лимитирующих максимальное потребление кислорода. 9. Возрастные особенности пищеварения при мышечной деятельности. 10. Возрастные и половые особенности энергетического обмена с учетом избранного вида спорта. 11. Возрастные и половые особенности механизмов водно-солевого обмена в покое и при мышечной работе. 12. Возрастные и половые особенности стресса и адаптации. 13. Роль желез внутренней секреции в формировании перехода срочных адаптивных реакций в долговременные с учетом возраста и пола. 14. Возрастная характеристика состояний организма при спортивной деятельности (предстартовый и рабочий период, врабатывание, восстановление, утомление). 15. Возрастные и физиологические основы формирования двигательного навыка. 16. Физиологические основы тренировки силы и скоростно-силовых качеств с учетом возраста и пола. 17. Возрастные основы тренировки выносливости в избранном виде спорта. 18. Возрастные изменения работоспособности человека. 19. Возрастные особенности дифференцирования звука у детей. 20. Последовательность появления у детей условных рефлексов с различных рецепторов. |
Вопросы для самоподготовки к зачету
1. Понятие об онтогенезе и закономерности его течения: гетерохронность, неравномерность развития, особенности обмена белков.
2. Возрастная периодизация детей и подростков.
3. Общие закономерности развития детей и подростков.
4. Возрастные изменения в составе и количества крови.
5. Особенности кровообращения у детей и подростков. Показатели кровотока: МОК, СОК, ЧСС и АД.
6. Возрастные изменения обмена белковых веществ и основного обмена.
7. Особенности процессов пищеварения у детей и подростков.
8. Возрастные особенности водно-солевого обмена и выделения у детей и подростков.
9. Особенности терморегуляции у детей и подростков.
10. Особенности внешнего дыхания у детей и подростков.
11. Формирование желез внутренней секреции у детей и подростков.
12. Особенности зрительного восприятия у детей различных возрастных групп.
13. Роль вестибулярной сенсорной системы при выполнении сложно-координационных двигательных действий. Вестибулярная устойчивость.
14. Формирование скелетной мускулатуры у детей и подростков.
15. Формирование костного скелета у детей и подростков.
16. Формирование нервной системы у детей и подростков. Особенности протекания нервных процессов, возбудимость, лабильность.
17. Возрастные особенности высшей нервной деятельности в дошкольном, младшем, среднем м старшем школьном возрасте.
18. Акселерация и ретардация онтогенетических процессов. Влияние эпохальных, внутригрупповых и экологических факторов.
19. Возрастные особенности долговременной адаптации у юных спортсменов.
20. Определение биологического возраста у детей и подростков.
21. Критические проявления при половом созревании: в основном обмене, в регуляции вегетативных функций, в высшей нервной деятельности.
22. Особенности стартового состояния, врабатывания, утомления, восстановления у юных спортсменов.
23. Общие закономерности адаптации детей к физическим нагрузкам.
24. Физиологические особенности организма в период полового созревания.
25. Аэробная производительность школьников и юных спортсменов. Причина отсутствия возрастного прироста ее удельных величин у подростков.
26. Общая физическая работоспособность школьников и юных спортсменов. Её возрастной прирост у мальчиков и девочек.
27. Анаэробная производительность у школьников и юных спортсменов. Причины ее невысокого уровня.
28. Развитие мышечной силы и быстроты движений у школьников и юных спортсменов.
29. Физиологические факторы, определяющие достижения юных спортсменов в разных видах спорта.
30. Общие физиологические предпосылки тренировки юных спортсменов.
31. Понятие о сенситивных и критических периодах в развитии ребенка.
32. Физкультурно-спортивная ориентация детей.
33. Значение и понятие спортивного отбора. Прогнозирование спортивных способностей.
34. Гипокинезия и “Гигиеническая норма” двигательной активности.
35. Обоснование средств физиологического воспитания по возрастным периодам.
36. Особенности и возрастная периодизация подготовки юных спортсменов.
37. Возрастная и тренировочная динамика локомоторной координации у юных спортсменов.
38. Адаптационные механизмы развития энергетических и координационных процессов у юных спортсменов.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная и дополнительная литература
№№ п-п | Автор и наименование | Вид Пособия | Год издания | Кол-во экз. в библиотеке | ||
основная литература | ||||||
Л-1 | Безруких, М. М. Возрастная физиология : (Физиология развития ребенка) [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология"; "Педагогика и методика дошкольного образования" / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 416 с. | УП | ||||
Л-2 | Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и средних профессиональных учебных заведений физической культуры / Ю. А. Ермолаев. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 444 с. | УП | ||||
Л-3 | Солодков, А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная [Текст] : учебник / А. С. Сологуб, Е. Б. Сологуб. – М. : Терра-Спорт, 2001. – 520 с. | У | ||||
дополнительная литература | ||||||
Л-4 | Нормальная физиология [Текст] : В 3 т.: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология". Т. 1 : Общая физиология / Яковлев Виктор Николаевич [и др.] ; Под ред. В.Н. Яковлева. - М. : Академия, 2006. - 240 с. | УП | ||||
Л-5 | Нормальная физиология [Текст] : В 3 т.: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология". Т. 2 : Частная физиология / Яковлев Виктор Николаевич [и др.] ; Под ред. В.Н. Яковлева. - М. : Академия, 2006. - 288 с. | УП | ||||
Л-6 | Нормальная физиология [Текст] : В 3 т.: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология". Т. 3 : Интегративная физиология / Яковлев Виктор Николаевич [и др.] ; Под ред. В.Н. Яковлева. - М. : Академия, 2006. - 224 с. | УП | ||||
Л-7 | Обреимова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Академия, 2007. – 384 с. | УП | ||||
Л-8 | Полежаев Е. Ф. Основы физиологии и психологии труда : учеб. пособие / Е. Ф. Полежаев, В. Г. Макушин. - М. : Экономика, 1974. - 239 с. | УП | ||||
Л-9 | Физиология человека : учеб. для магистрантов и аспирантов высш. учеб. заведений физической культуры и спорта, обучающихся по направлению 032100 - Физическая культура / Е. К. Аганянц [и др.] ; Под ред. Е.К. Аганянц. - М. : Советский спорт, 2005. - 336 с. | У | ||||
Л-10 | Физиология человека : В 3 т. Т. 1 / Й. Дудель [и др.] ; Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса; Пер. с англ. Н.Н. Алипова и др.; Под ред. П.Г. Костюка. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Мир, 1996. - 323 с. | У | ||||
Л-11 | Физиология человека : В 3 т. Т. 2 / М. Циммерман [и др.] ; Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса; Пер. с англ. Н.Н. Алипова и др.; Под ред. П.Г. Костюка. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Мир, 1996. - 313 с. | У | ||||
Л-12 | Физиология человека : В 3 т. Т. 3 / Ульмер Х.-Ф. [и др.] ; Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса; Пер. с англ. Н.Н. Алипова и др.; Под ред. П.Г. Костюка. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Мир, 1996. - 198 с. | У | ||||
Л-13 | Сергеев, Б. Ф. Занимательная физиология [Текст] / Б. Ф. Сергеев. - М. : Молодая гвардия, 1969. - 235 с. | Др | ||||
Примечание:
1. Порядковая нумерация сквозная, двуиндексная (Л-1, Л-2, Л-3 и т.д.);
2. Условные обозначения вида пособия: У – учебник, УП – учебное пособие, Др – монография и другая литература.