Лабораторные работы, их наименование и объем в часах.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ (филиал) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. М. КИРОВА»

Кафедра

«Дорожное, промышленное и гражданское строительство»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Основы эксплуатации автомобильных дорог»

для студентов специальности 270205

Сыктывкар

2012

Составитель К.Е. Вайс

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Основы эксплуатации автомобильных дорог» для студентов специальности 270205 (СЛИ). Сост. К.Е. Вайс. Сыктывкар 2012

В учебно-методическом комплексе изложены: рабочая программа, описание лабораторных работ, самостоятельная работа студента, варианты выполнения расчетно-графических работ, методы поддержания и повышения технического уровня и эксплуатационного состояния дорожных одежд, искусственных сооружений и автомобильных дорог в целом.

Рецензент

Введение

Автомобильные дороги представляют с собой комплекс инженерных сооружений для непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями. В этот комплекс входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы, другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных служб. После проектирования, строительства дороги сдаются в эксплуатацию, для этого создаются дорожные организации, которые поддерживают все параметры и состояние дороги в течение срока службы. Геометрические параметры и состояние элементов дороги и дорожных сооружений определяют её технический уровень.

Технический уровень дороги – степень соответствия постоянных (неменяющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и ремонте) её параметров и дорожных сооружений нормативным требованиям. К параметрам дорог относятся: проектная ширина проезжей части и земляного полотна, длина прямых и кривых, протяженность и крутизна подъемов и спусков, высота насыпей, глубина выемок, габариты и грузоподъёмность мостов и путепроводов, элементов обустройства.

Дорожные организации ведут огромный объём работ по обеспечению эксплуатационного состояния и транспортно - эксплуатационных показателей. Эксплуатационное состояние – степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, изменяющихся под воздействием транспортных средств, метеорологических условий, уровня содержания. К характеристикам дорог относятся: прочность дорожной одежды, состояние поверхности дороги и фактически используемая ширина проезжей части и обочин, сцепные качества и ровность покрытия, состояние разметки, инженерное оборудование.

К основным транспортно - эксплуатационным показателям автомобильной дороги и дорожных сооружений относят обеспеченную скорость, пропускную способность, непрерывность, удобство и безопасность движения. Важным показателем, наиболее полно отражающим все основные транспортно-эксплуатационные показатели, принята скорость движения, выраженная через коэффициент обеспеченности расчётной скорости. Применяется для оценки качества проекта строительства, реконструкции или ремонта дороги, качества дороги в момент сдачи ее в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта, а также качества и транспортно-эксплуатационного состояния дороги, находящейся в эксплуатации.

Для повышения пропускной способности и безопасности движения по дорогам необходимо одновременное проведение комплекса мероприятий. Решение этой задачи должно осуществляться, с учетом возможностей всех звеньев системы «водитель – автомобиль – дорога – среда». Существенное повышение пропускной способности и безопасности движения достигается совершенствованием методов проектирования дорог и улиц, улучшением технологии выполнения дорожно-строительных работой, предназначенных для обеспечения безопасного, удобного, круглогодичного движения автомобилей с заданными скоростями и весовыми нагрузками. Уровень развития и техническое состояние дорожной сети существенно влияет на экономическое и социальное развитие как страны в целом, так и ее отдельных регионов, поскольку надежные транспортные связи, способствуют повышению эффективности использования основных производственных фондов, трудовых и материально-технических ресурсов, повышению производительности труда.

Эффективность работы автомобилей во многом зависит от состояния дорог, поэтому для выбора мероприятий по повышению пропускной способности и безопасности движения и очередности их выполнения, необходимо выявить наиболее неблагоприятные участки дороги всего комплекса дорожных сооружений в различные периоды года и оценить степень их опасности.

В учебно-методическом комплексе рассмотрены отдельные положения теоретического курса, расчетные задачи, выполнен разбор примеров, способствующих развитию навыков, и может быть рекомендован для выполнения расчетно-графических работ, разработки курсовых и дипломных проектов по эксплуатации дорог студентами дневного и заочного обучения специальности 270205 – «Автомобильные дороги и аэродромы».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Цель преподавания дисциплины

Дисциплина «Основы эксплуатации автомобильных дорог» относится к разряду дисциплин специализации и является основополагающей для специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы».

Цель преподавания дисциплины «Основы эксплуатации автомобильных дорог» является изучение методов поддержания и повышения технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог.

1.2 Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Основы эксплуатации автомобильных дорог» студент должен знать:

· теоретические основы эксплуатации автомобильных дорог и сооружений;

· организацию и обеспечение безопасности движения;

· управления эксплуатацией дорог;

· воздействие транспортных средств на окружающую среду и дороги;

· методы и средства диагностирования и оценки состояния автомобильных дорог.

Программой курса предусмотрено чтение лекций и проведение практических и лабораторных занятий, написание курсового проекта; для студентов заочной формы обучения предусмотрено написание контрольных работ.

Курс завершается зачетом в VIII, IX семестре для очной формы обучения и экзаменом в XI семестре для заочной формы обучения. Обязательным условием допуска к зачету и экзамену является посещение лекций и работа на практических и лабораторных занятиях, выполнение курсового проекта, написание контрольных работ.

1.3. Перечень дисциплин и тем, усвоение которых студентами необходимо для более

полного изучения данной дисциплины:

Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине «Основы эксплуатации автомобильных дорог» необходимо иметь прочные знания по инженерной геодезии, инженерной геологии, инженерной гидрологии, проектированию автомобильных дорог, строительство мостов и путепроводов, технологии строительства автомобильных дорог, строительные машины и механизмы.

1.4. Дополнение к нормам Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине

Социально-экономическая значимость эксплуатации дорог и организации движения. Теоретические модели управления функционированием дорог. Взаимодействие автомобиля с дорогой. Природно-климатические факторы, состояние дорог и условия движения автомобилей. Деформации и разрушения автомобильных дорог; транспортно—эксплуатационные показатели дорог, методы их определения. Методы определения параметров и характеристик эксплуатируемых дорог. Технология ремонта земляного полотна и системы водоотвода; благоустройство дорог. Технология ремонта покрытий и дорожных одежд. Эксплуатация дорог в особых условиях. Организация и управление движения на эксплуатируемых дорогах. Повышение безопасности и удобства движения средствами дорожной службы. Сервис и обслуживание движения на дорогах, связь. Организация дорожной службы. Организация работ по содержанию и ремонту дорог. Технологический учет, паспортизация дорог и дорожных сооружений. Охрана труда и техника безопасности при ремонте автомобильных дорог.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

Наименование темы Краткое содержание занятия Количество часов
Раздел I. Введение
1.Социально-экономическая значимость эксплуатации дорог и организации движения Развитие дорожной сети страны и безопасность движения. Роль состояния дорожной сети и задачи.
Раздел II. Основы теории эксплуатации дорог и организации движения
2. Теоретические модели управления функционированием дорог Модель взаимодействия комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда»ю Модель управления системой «дорожные условия – транспортные потоки». Уровни управления эксплуатацией дорог и дорожным движением.
3.Взаимодействие автомобиля с дорогой Характеристики поверхности дороги; состояние покрытия и условия движения;
4.Природно-климатические факторы, состояние дорог и условия движения автомобилей Влияние природно-климатических факторов на дорожную конструкцию; Пучины на автомобильных дорогах; Условия движения по периодам года.
Раздел III. Оценка транспортно-эксплуатационных показателей и состояния автомобильных дорог
5. Деформации и разрушения автомобильных дорог Дорожные конструкции под воздействием автомобилей и природных факторов; Возникновение деформаций и разрушений дорожных одежд и покрытий;
6.Транспортно-эксплуатационные показатели дорог, методы их определения Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния дорог; Скорость и методы ее оценки; Влияние параметров, состояния дороги и климатических факторов на обеспеченность расчетной скорости; Пропускная способность и уровни загрузки; методы комплексной оценки состояния дорог;
7. Методы определения параметров и характеристик эксплуатируемых дорог Порядок и методы оценки геометрических элементов дороги и прочности дорожной одежды; Оценка ровности, шероховатости и сцепных качеств покрытия;
8. Классификация и планирование работ по содержанию и ремонту дорог Классификация и состав работ по содержанию и ремонту дорог; Назначение ремонтных работ; Порядок планирования работ по содержанию и ремонту дорог; Эффективность дорожно-ремонтных работ;
Раздел IV. Технология и организация содержания автомобильных дорог
9. Технология содержания дорог в летний и осенне-весенний периоды Содержание земляного полотна, искусственных сооружений и обстановки; Содержание проезжей части;
10. Зимнее содержание автомобильных дорог Особенности эксплуатации дорог зимой; Способы защиты дорог от снежных заносов; Методы борьбы с зимней скользкостью; Технико-экономическое обоснование требований к зимнему содержанию.
11.Технология ремонта земляного полотна и системы водоотвода; благоустройство дорог Ремонт земляного полотна и системы водоотвода; Технология озеленения и благоустройства дорог;
12. Технология ремонта покрытий и дорожных одежд Ремонт щебеночных (гравийных) покрытий; Ремонт асфальтобетонных и цементобетонных покрытий; Способы повышения шероховатости покрытий;  
13. Эксплуатация дорог в особых условиях Эксплуатация дорог в горной местности; Эксплуатация дорог в районах с жарким климатом.
14. Организация и управление движения на эксплуатируемых дорогах Основные методы организации дорожного движения; Автоматизированное управление движением на автомобильных дорогах  
Раздел V. Организация и обеспечение безопасности и удобства движения на дорогах
15. Повышение безопасности и удобства движения средствами дорожной службы Анализ причин дорожно-транспортных происшествий и меры повышающие безопасность движения; Обеспечение безопасности движения в населенных пунктах; Повышение безопасности движения в неблагоприятные периоды года;
16. Сервис и обслуживание движения на дорогах, связь Здания и сооружения на автомобильных дорогах; Охрана природы при эксплуатации дорог;  
17. Организация дорожной службы   Дорожно-патрульная служба и служба организации движения; Производственная база дорожной службы;
Раздел VI. Организация эксплуатации и управление автомобильными дорогами
18. Организация работ по содержанию и ремонту дорог Методы организации работ; Управление качеством ремонта и содержания дорог,  
19. Технологический учет, паспортизация дорог и дорожных сооружений Порядок проведения учета и паспортизации; Автоматизированная система паспортизации дорог, создание банка дорожных данных; Учет интенсивности движения;
20. Охрана труда и техника безопасности при содержании и ремонте автомобильных дорог Правила техники безопасности на работах по содержанию и ремонту дорог; Правила техники безопасности при содержании и ремонте искусственных сооружений; Охрана автомобильных дорог.

Всего: 50 часов

Всего: 16 часов.

Практическое занятие № 1.

Работа на плане существующей автодороги. Определение состояния покрытия земляного полотна, системы водоотвода геометрических элементов дороги.………………..... – 2 часа.

Практическое занятие № 2.

Создание поперечного профиля автомобильной дороги, определение степени соответствия автомобильной дороги, определение вида ремонтных работ..………..– 4 часа;

Практическое занятие № 3.

Определение коэффициентов аварийности на участках автомобильной дороги (графики коэффициентов аварийности)…………………………………………………………. – 4 часа;

Практическое занятие № 4.

Оценка качества автомобильных дорог и уровня их содержания….……………... – 2 часа;

Практическое занятие № 5.

Определение уровня загрузки дорог движением (линейный график пропускной способности)……………………………………………………………………………. – 2 часа;

Практическое занятие № 6.

Определение работоспособности дорожных одежд и назначение ремонтных работ…………………………………………………………………………………….. – 4 часа;

Практическое занятие № 7.

Расчет снегопереноса на участке автомобильных дорог……………………………– 4 часов;

Практическое занятие № 8.

Организация зимнего содержания участка автомобильных дорог.………………... – 4 часа;

Практическое занятие № 9.

Комплексная снегозащита дорог. Расчет и технико-экономическое обоснование методов борьбы со снегом и с зимней скользкостью…………………………………………...– 4 часа;

Практическое занятие № 10.

Оценка эффективности мероприятий, повышающих безопасность движения.…….– 2 часа.

Всего: 32 часа.

Самостоятельная работа и контроль успеваемости очной формы обучения.

№ п/п Вид самостоятельной работы Количество часов Вид контроля успеваемости
1. Проработка лекционного материала по конспектам и учебной литературе.   ФО
2. Подготовка к лабораторным занятиям ФО, ОЛР
3. Подготовка к практическим занятиям. ФО, КО
4. Выполнение и курсового проекта. КП
5. Подготовка к зачету зачет
6. Подготовка к экзамену экзамен
7. ВСЕГО:  

Текущая успеваемость контролируется опросом по лабораторным работам (ОЛР), фронтальным опросом текущего материала (ФО), контрольным опросом на практике (КО), а также защита курсового проекта (КП). Итоговая успеваемость проверяется на зачете и экзамене.

2.5. Распределение часов самостоятельной работы по темам и видам занятий очной формы обучения

Наименование тем дисциплины Объем работы студентов, часов Формы Контроля
лекции лабор. работ практ. занят сам. работ всего
Раздел I. Введение
1.Социально-экономическая значимость эксплуатации дорог и организации движения   - - ФО, КО
Раздел II. Основы теории эксплуатации дорог и организации движения
2. Теоретические модели управления функционированием дорог - ФО, КО
3. Взаимодействие автомобиля с дорогой - - ФО, КО
4. Природно-климатические факторы, состояние дорог и условия движения автомобилей - - ФО, КО
Раздел III. Оценка транспортно-эксплуатационных показателей и состояния автомобильных дорог
5. Деформации и разрушения автомобильных дорог - ФО, КО, ОЛР
6.Транспортно-эксплуатационные показатели дорог, методы их определения ФО, КО, ОЛР
7. Методы определения параметров и характеристик эксплуатируемых дорог - ФО, КО, ОЛР
8. Классификация и планирование работ по содержанию и ремонту дорог - ФО, КО
Раздел IV. Технология и организация содержания автомобильных дорог
9. Технология содержания дорог в летний и осенне-весенний периоды ФО, КО, ОЛР
10. Зимнее содержание автомобильных дорог ФО, КО, ОЛР
11.Технология ремонта земляного полотна и системы водоотвода; благоустройство ФО, КО, ОЛР
12. Технология ремонта покрытий и дорожных одежд ФО, КО, ОЛР
13. Эксплуатация дорог в особых условиях ФО, КО, ОЛР
14. Организация и управление движения на эксплуатируемых дорогах ФО, КО, ОЛР
Раздел V. Организация и обеспечение безопасности и удобства движения на дорогах
15. Повышение безопасности и удобства движения средствами дорожной службы - - ФО, КО
16. Сервис и обслуживание движения на дорогах, связь - ФО, КО
17. Организация дорожной службы - ФО, КО
Раздел VI. Организация эксплуатации и управление автомобильными дорогами
18. Организация работ по содержанию и ремонту дорог ФО, КО, ОЛР
19. Технологический учет, паспортизация дорог и дорожных сооружений ФО, КО, ОЛР
20. Охрана труда и техника безопасности при содержании и ремонте автомобильных дорог - ФО, КО
Выполнение курсового проекта - - - КП
Подготовка к зачету - - - зачет
Подготовка к экзамену - - - экзамен
ВСЕГО:  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Самостоятельная работа и контроль успеваемости заочной и сокращенной форм обучения

№ п/п Вид самостоятельной работы Количество часов Вид контроля успеваемости
1. Проработка лекционного материала по конспектам и учебной литературе.   ФО, КО
2. Подготовка к лабораторным занятиям ФО, ОЛР
3. Подготовка к практическим занятиям ФО, КО
4. Выполнение курсового проекта. КП
5. Изучение тем, не рассматриваемых на лекциях ФО, КО
6. Выполнение контрольных работ контр. раб.
7. Подготовка к зачету зачет
8. Подготовка к экзамену экзамен
  ВСЕГО:  

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Целью проведения лабораторных работ является практическое освоение студентами методов оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги (ТЭС АД) с последующим принятием решения о назначении ремонтных мероприятий.

Для освоения этих материалов необходимо решить ряд задач:

- научить студентов использовать теоретические знания при выполнении работ;

- развивать навыки пользования оборудованием, нормативной литературой;

- получить опыт самостоятельно анализировать лабораторные данные;

В результате выполнения лабораторных работ студент должен знать и уметь использовать:

- основные требования к автомобильным дорогам;

- основы эксплуатации транспортных сооружений и организации движения;

- влияние геометрических параметров на безопасность и удобство движения;

- обеспечение расчетной скоростью и пропускной способностью;

- технологию содержания и ремонта дорог.

Перед проведением лабораторных работ все студенты должны пройти инструктаж по технике безопасности и расписаться в журнале инструктажа. Студенты, не прошедшие инструктажа, к работе не допускаются.

Определение интенсивности, скорости движения и состава транспортного потока выполняются студентами с обочин или с тротуаров. Выход на проезжую часть запрещен. Переход проезжей части допускается только в разрешенных местах при отсутствии движения автомобилей на расстоянии от места перехода не менее 85 м.

4.1 Лабораторная работа № 1 (6 часов)

Общие положения.

Режим движения транспортных потоков при проходе через пересечения меняется, т.к. для участников движения не всегда бывают, ясны намерения других водителей, не четко, несвоевременно выполняющих перестроения или требования подачи сигналов о готовящемся повороте.

Безопасность движения на пересечениях автомобильных дорог в значительной степени зависит от расположения пересечения в продольном профиле, от обеспечения видимости пересекаемой дороги с приближающегося автомобиля, от направления пересекающих потоков автомобилей, их интенсивности, числа точек пересечения (П), разветвления (Р) и слияния (С) потоков, называемых конфликтными точками, а также расстояний между этими точками.

При детальном изучении особенностей движения на пересечениях с разной планировкой выявлено значительное влияние на безопасность движения углов, под которыми пересекаются потоки движения.

Пересечения бывают под разными углами:

- острыми (ПО); - тупыми (ПТ); - прямыми (ПП) см. (рис.4.1.).

 
  Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru

Рис. 4.1. Виды конфликтных точек

Метод оценки опасности дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на пересечениях в одном уровне был предложен Г. Раппопортом (Германия). Этот метод основан на системе коэффициентов, характеризующих степень опасности в каждой конфликтной точке для пересекающихся потоков см. таблица 4.1. Оценивается степень опасности узла по следующей формуле:

Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru (4.1)

где s — степень опасности узла; a — степень опасности точек в балах; b — коэффициент напряженности в конфликтной точке; Р — степень, введенная для уменьшения цифровых значений показателей s;

Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru (4.2)

Где: N и M — интенсивности движения по направлениям в конфликтной точке, авт./сут.

Таблица 4.1

Порядок выполнения работы.

Для обследования рассмотрим четыре пересечения:

1) кольцевое пересечение по улицам Коммунистическая и Октябрьский проспект;

2) пересечение улиц Пушкина и Советская;

3) пересечение улиц Коммунистическая и Первомайская;

4) пересечение улиц Димитрова и Октябрьский проспект.

5) пересечение улиц Октябрьский проспект и Сысольское шоссе.

Студенты распределяются по одному на каждую конфликтную точку. В течение часа считают интенсивность движения в конфликтных точках, отдельно по потокам (Ni и Mi). Например, рис. 4.2.:

 
  Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru

Рис. 4.2. Определение опасности конфликтной точки

Общие положения

Из теории транспортных потоков известно, что зависимость между средней скоростью потока и интенсивностью движения не постоянна и меняется с ростом интенсивности. При малой интенсивности движения действия водителей определяются только восприятием ими дорожных условий. Водитель выбирает скорость по своим индивидуальным качествам. Некоторые водители едут слишком быстро с повышенным риском, особенно на опасных участках (ограниченная видимость, узкие мосты, недостаточная ширина проезжей части, неровности и т.д.), при ослаблении внимания, водитель часто допускает ошибки, в результате возникают дорожно-транспортные происшествия.

Эффективная работа автомобильного транспорта обеспечивается тогда, когда техническое состояние дорог соответствует нормативным требованиям.

Важным показателем является скорость транспортного потока.

Порядок выполнения работ

Для измерения скорости выбирается прямой участок дороги протяженностью 50 метров. Границы участка отмечаются вешками или мелом на покрытии. Определяется время прохождения по участку автомобилей при помощи секундомера. Результаты измерения заносятся в табл. 4.2

Таблица 4.2

Общие сведения

Коэффициентом безопасности называют отношение скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги (Vф), к максимальной скорости (Vmax), которая может быть развита на предшествующем ему участке. Чем меньше значение коэффициента безопасности, тем более вероятны дорожные происшествия. Коэффициенты безопасности при различных условиях движения приведены в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Порядок выполнения работ

Для обследования прнимаем 3 створа улиц Морозова, Пушкина, Кирова.

Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru

Ул.Кирова     Ул.Пушкина Ул.Морозова

Рис. 4.6. Схема улиц г. Сыктывкара

Данные l1. i1, R1, l2, i2, l3, i3, R2, l4, i4 принять из приложения согласно номеру варианта.

Характеристики улиц г. Сыктывкара приведены в табл. 4.5.

Таблица 4.5

Характеристика улиц

Название улиц Ширина улиц (В) Число полос движения (n)
Морозова Пушкина Кирова 15,00 11,25 10,00

На обследуемом участке имеется 3 створа и 6 точек стояния. В течении одного часа необходимо высчитать общую интенсивность движения во всех створах в прямом и обратных направлениях и количество легковых автомобилей, автопоездов и автобусов в общем потоке.

Общие сведения

Степень опасности участков дороги характеризуется итоговым коэффициентом аварийности.

Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru (4.11)

Где: К1…Кi — частные коэффициенты, представляющие собой отношение количества происшествий при том или ином значении элемента и профиля к количеству ДТП на эталонном горизонтальном, прямом участке дороги, имеющим проезжую часть 7,5 м с шероховатым покрытием и укрепленные обочины шириной 3,5 м.

Частные коэффициенты аварийности принимаются в зависимости от параметров дороги, ситуации, на подходах изменений условий движения учитываются зоны влияния по ОДМ «Указания по безопасности движения на автомобильных дорогах» приведены таблицах 4.6. и 4.7. соответственно.

Таблица 4.6

Зоны влияния

Участки улиц с повышенной опасностью Зоны влияния
Остановочные пункты пассажирских транспортных средств: Одностороннее движение   Двухстороннее движение       40м до остановочного пункта и 20м за остановочным пунктом. 50м в каждую сторону от остановочного пункта
Места скопления пешеходов вблизи от дороги более 1000 чел./ч.   40м в каждую сторону от опасного участка  
Обозначенные пешеходные переходы: Переход вне зоны пересечений и примыканий Переход в зоне пересечения или примыкания   50м в каждую сторону от перехода   Соответствует зоне перекрестка
Пересечения и примыкания магистральных улиц 40м в каждую сторону от пересечения, 25м в каждую сторону от примыкания.
Кривые участки в плане с радиусом:   50м в каждую сторону 25м в каждую сторону 10м в каждую сторону
Участки подъемов и спусков   20м за вершиной подъема 50м после подошвы спуска

Опасные участки дорог вызывают ДТП разной степени тяжести, поэтому для установления очередности реконструкции наиболее опасных участков дороги, с равными значениями итогового коэффициента аварийности более 15 необходимо дополнительно учесть тяжесть ДТП.

Для каждого однородного по дорожным условиям участка определить Китог с учётом стоимостных коэффициентов тяжести

Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru (4.12)

Где: Мтяж. – коэффициент относительной тяжести происшествий равный произведению дополнительных стоимостных коэффициентов происшествий, определённых как отношение потерь при осложнении дорожных условий по сравнению со средними потерями народного хозяйства от одного происшествия на горизонтальном, прямом участке с ровным сухим покрытием шириной 7,5 м и с укреплёнными обочинами.

Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru

Коэффициенты тяжести приведены в табл. 4.8.

Таблица 4.8

Коэффициенты тяжести

Ширина проезжей части улиц, м М1 4,5 1.0 6,0 1,02 7,75 0,98 8,0 – 9,0 1,02 10 – 14,0 1,01 15,0 1,08
Продольный уклон, ‰ М2 <20 1,0 >20 1,17
Радиусы кривых в плане, м М3 <200 1,36 >200 1,0
Нерегулируемые перекрестки М4 0,81
Регулируемые перекрестки М5 0,80
Пешеходные переходы М6   1,25
Остановки общественного транспорта М7   1,34

Порядок выполнения работ

Сделать все необходимые измерения, согласно коэффициентам; измерить ширину обочин; расстояния до застройки, до деревьев; ширину разделительной полосы.

Обработка результатов

Заполнить табл. 4.9. по участкам с одинаковыми условиями для движения транспорта. Составить график коэффициентов аварийности с введением поправочных коэффициентов тяжести ДТП. Сделать анализ этих графиков.

Данные вводим в сводную таблицу коэффициентов аварийности, табл. 4.9.

Таблица 4.9

Сводная таблица коэффициентов аварийности

Итоговые коэффициенты аварийности с учётом стоимостных коэффициентов 40  
Китог. стоим.    
Итоговые коэффициенты аварийности 20 10  
Китог.  
Номер участка.  
Частные коэффициенты   Интенсивность движения тыс. авт./сут. К1  
Количество легковых автомобилей в потоке, ‰.   К2  
Ширина проезжей части, м. К3  
Безопасная скорость потока, км/ч К4  
Число полос движения. К5  
Тип пересечения. К6  
Суммарная интенсивность движения на перекрестках, тыс. авт./сут. К8  
Видимость пересечения, м. К9  
Расположение остановочных пунктов. К10  
Расположение переходов. К11  
Интенсивность движения пешеходов на переходах, тыс. чел./сут К12  
Расположение тротуаров К13  
Продольный уклон, ‰ К14  
Радиусы кривых в плане К15  
Характеристика покрытия К16  
Освещение тротуаров и проезжей части, лк К17  
Интенсивность движения, авт./сут  
Ширина проезжей части, м  
Пересечения, интенсивность движения на пересекаемой дороге, авт./сут.  
Интенсивность пешеходов на пересечении, чел./сут.  
Число полос движения  
Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru Продольный уклон, ‰ i1 i=0 i2 I3 i=0 I4
   
Лабораторные работы, их наименование и объем в часах. - student2.ru Прямые и кривые 1   2 3   4
R2 R3
  R1      
   

Контрольные вопросы:

1. В чем суть оценки безопасности движения методом коэффициентов аварийности?

2. Как влияет уширение проезжей части и укрепление обочин на безопасность движения?

3. Какие меры по повышению безопасности движения принимают на участках крутых подъемов и кривых малого

Наши рекомендации