Процесс осознания человечеством
Николаева Светлана Николаевна Теория и методика экологического образования детей
Учебное пособие
Редактор Е. Ю. А гарева
Технический редактор Е. Ф. Коржуева
Компьютерная верстка: Н. Е. Стаканова, Н. В. Протасова
Корректоры Э. Г. Юрга, О. Н. Тетерина
Изд. № А-120. Подписано в печать 30.08.2002. Формат 60*90/16. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 21,0. Тираж 20000 экз. (1-й завод 1-7000 экз.). Заказ №1993.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.1999. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.
©Николаева С.Н., 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Последние десятилетия прошедшего века — время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования. Проводились посвященные этому конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. Формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой — и это общепризнан- но — является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В учебном пособии развивается и теоретически обосновывается новая методика дошкольной педагогики, которая" была сформулирована автором в книге «Методика экологического воспитания дошкольников» (М.: Академия, 1999). В этой книге представлено психолого-педагогическое и экологическое обоснование методики. На основе исследований детских психологов и дошкольных педагогов показана, каким образом выкристаллизовывается содержание экологического образования детей, какие педагогические методы обеспечивают его реализацию, какие формы работы с детьми и какая развивающая среда детского сада действительно способствуют формированию начал экологической культуры.
Обе книги дополняют друг друга: в первой подробно описана собственно методика, изучение которой необходимо для становления профессиональных навыков воспитателя дошкольного учреждения; во второй проблема представлена многообразием теоретических аспектов, что может оказать влияние на формирование экологического мировоззрения читателя.
Воспитатель, заведующий детским садом, дошкольный методист, специалист районной системы управления – ключевые
фигуры, от которых зависит осуществление на практике экологического воспитания дошкольников. Именно этих специалистов готовят на дошкольных факультетах педагогических вузов — их высококвалифицированное понимание экологических проблем обеспечит необходимый уровень профессионализма в практической деятельности.
Спецификой нового пособия является широкое включение в него теоретического и экспериментального материала. Анализ философских работ позволит читателю сформировать глобальное понимание процессов, происходящих на Земле. Анализ экспериментального материала — методик и хода констатирующих обследований детей, построения обучающих и контрольных экспериментов — поможет студентам овладеть методом исследования. Особенно важными нам представляются анализ собранного материала, интерпретация полученных фактов и следующие из них выводы — ведь именно обстоятельно проведенное исследование позволяет правильно оценить возможности дошкольников и открывает путь к созданию новых программ и технологий их обучения и воспитания.
В книге, написанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом, отражается в то же время авторская позиция в понимании проблемы, сложившаяся в результате длительных (более 30 лет) исследований самых различных сторон и проблем экологического воспитания дошкольников. Исследования автора проверены на практике путем внедрения в России программы «Юный эколог» и методического обеспечения к ней (в частности, технологий работы с детьми 2 — 7 лет), правильность их подтверждена во время региональных семинаров и длительной работы с дошкольными учреждениями Москвы, где проводятся эксперименты в области экологического воспитания детей.
Глава 1
ПРИРОДА КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНЕТЫ
Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все, — это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных (материальных и духовных) ресурсов, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
Прямым следствием такого природопользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах и во всех государствах. К общепланетарным экологическим проблемам относятся следующие:
загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
интенсивное сокращение площади лесов, которые служат «легкими» планеты и обеспечивают кислородом всех живущих на ней;
деградация почвы — опустынивание, засоление, разрушение
ее структуры;
изменение климата – его потепление, которое грозит затоплением низменной части суши ряда материков; природные катастрофы;
озоновые дыры — разрушение озонового щита планеты, который защищает живые организмы от космической радиации.
Тесно связаны с обозначенными и другие проблемы, затрагивающие качество жизни людей, — проблемы энергетики, здоровья, питания.
Жизнь и деятельность современного человека напрямую связана с интенсивным использованием электроэнергии: чем более развито общество, тем больше требуется электроэнергии. А ее производство как раз и создает основные экологические проблемы: станции, ра-
ботающие на каменном угле, загрязняют своими выбросами воздух, а затем — посредством осадков — почву и воду; гидроэлектростанции нарушают среду обитания для существ, живущих в воде, что ведет к разрушению речных экосистем, уничтожению промысловой рыбы; атомные электростанции — самые экономичные, но и самые опасные: трагедия Чернобыля — яркий тому пример.
К числу экологических проблем относится и транспортная: более 70 % людей живут в городах и дышат выхлопными газами автомашин, которые переполняют улицы, создают пробки (и это тоже результат технического прогресса).
Общим печальным итогом сложившегося экологического неблагополучия биосферы является ухудшение здоровья людей — взрослых и особенно детей, что отрицательно влияет на генофонд планеты.
Ведущие отечественные и зарубежные философы и экологи одной из главных экологических проблем считают рост народонаселения Земли.
Беспокойство вызывают темпы роста народонаселения в самый последний период истории человечества. Это выглядит следующим образом: первый миллиард на планете сложился к 1830 г.; второй — примерно через сто лет, к 1939 г.; третьего миллиарда человечество достигло уже через 20 лет (в 1960 г.); четвертого — через 15 лет (в 1975 г.); пятого — через 12 лет. Одиннадцатого июля 1987 г. общественность планеты отметила интересное событие — рождение пятимиллиардного жителя Земли. Им стал мальчик Матей Гаспар в городе Загребе (бывшая Югославия). Организация Объединенных Наций торжественно объявила об этом всему миру. Сейчас — в начале нового века — на планете проживает уже около 6 млрд людей. Если темпы роста рождаемости населения не снизятся, то уже к 2050 г. на планете будет жить более 10 млрд людей.
Больше всего людей проживает в Азии, где находятся две самые многонаселенные страны — Китай (1230 млн) и Индия (950 млн). Около 750 млн человек проживает в Африке и почти 500 млн в Южной Америке. 265 млн человек составляет население США и 143 млн живет в России.
О демографической ситуации в России скажем особо: весь XX век проходило снижение уровня рождаемости, в то время как в начале века Россия входила в число стран с самым высоким ее показателем. К концу 60-х годов сложилась в основном двухдетная модель семьи и до 90-х годов сохранялась ситуация относительной стабильности рождаемости. Эта ситуация резко ухудшилась в 1999 г., что, возможно, связано с финансовым кризисом августа 1998 г., хотя в целом, как указывается в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской федерации. 2000» (М., 2001. С. 70), «тенденции рождаемости в России вполне укладываются в мировой демографический контекст».
Увеличение численности населения планеты напрямую влияет на ее экологию (социально-экологическую емкость среды). Естественно, что каждому человеку необходимы пропитание, пресная вода, чистый воздух и жизненное пространство; каждому нужна работа; каждый хочет пользоваться достижениями технического прогресса (иметь хорошие жилищные условия, бытовую технику, автомобиль, пользоваться современными видами транспорта и пр.). Поэтому с возрастанием численности населения Земли многократно возрастает нагрузка на природу: осваиваются новые территории, разрабатываются новые месторождения, добывается больше нефти, угля, руды, производится больше металла, электроэнергии, синтетических материалов, быстрыми темпами вырубаются леса. Общим итогом такого «освоения природы» стал экологический кризис — дисгармония между обществом и природой, дисбаланс между человеком и жизненной средой. Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том случае, если человечество осознает проблему экологического кризиса и обретет новое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества с природой и изменит практику жизнедеятельности.
ПРОЦЕСС ОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА.