Ибо я един со всем Человечеством

А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе.*

Джон Донн**

______________

* Перевод Н.Волжиной и Е.Калашниковой. Это эпиграф к роману Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» — Прим. перев.

** Донн Джон (1572—1631) — английский поэт. Его религиозно-мистические поэмы «Путь души» (1601) и «Анатомия мира» (1611) положили начало метафизической школе Цитата взята из сборника «Молитвы на неожиданные случаи, Медитация 17» (1624). — Прим. перев.

Сострадание означает выражение сочувствия и обеспокоенности другими людьми — как в мыслях, так и на деле. Оно есть обращение к окружающим в духе любви и уважения. Человеку, наделенному развитым духовным Интеллектом и состраданием, одновременно будут свойственны и ощущение долга перед другими людьми, и готовность брать на себя ответственность за оказание им всяческой помощи.

Хорошая новость (а для некоторых — и наиболее трудная задача) заключается в том, что первый человек, к которому вы должны проявлять сострадание, это вы сами! Вам необходимо уважать себя, заботиться о себе, быть пре данным себе и помогать себе реально стать тем, кем вы мо жете быть.

Центральная проблема при объединении дуалистических энергий наших взаимоотношений состоит в необходимости научиться, каким образом почитать друг друга. Ведь на деле весьма многое из тех путей и способов, какими мы реагируем на различные внешние вызовы, определяется тем, как мы реагируем на самих себя. В дополнение ко всем многообразным отношениям, которые мы поддерживаем с другими людьми, нам необходимо также постоянно формировать здоровые и любящие отношения с самими собою...

Каролина Мысс

Только в том случае, если вы питаете сострадание к самому себе, если вы взрастили и культивировали в себе это чувство, вы можете расширить зону действия своего сострадания таким образом, чтобы она включала и охватывала других людей.

Далай-лама* сказал, что в некотором смысле можно было бы дать состраданию следующее определение:

Это чувство невозможности выносить страдания других людей, страдания других разумных существ. Чтобы такое чувство возникло, нужно сначала в должной мере оценить степень серьезности или интенсивности страданий другого человека. Чем полнее кто—то понимает страдание вообще, а также его различные виды, которым мы подвержены, тем глубже будет его уровень сострадания.

Поэтому человек с высокоразвитым духовным Интеллектом будет гораздо лучше понимать других людей, а также причины и значимость действий, противодействий и иных реакций у окружающих. Человек, в полной мере развивший в себе способность сострадать другим людям, более склонен прощать ближних, проявит к ним больше терпимости и позволит окружающим существовать, как они сами того хотят, не позволяя себе излишнего вмешательства в чужую жизнь без крайней на то необходимости.

___________

* Далай-лама (от монт. далай море (мудрости) и лама — буддистский монах) — с ХVI в. титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете. — Прим. перев.

Как сказала Элеонора Рузвельт*, «Понимание — это улица с двухсторонним движением».

О сострадании следует думать как об «искусстве быть счастливым». На самом деле это искусство преобразования боли и страданий в счастье и радость.

А разве вы могли бы иметь в жизни какую-то лучшую цель?

________________

* Рузвельт (Анна) Элеонора (1884—1962) — с 1905 г. жена будущего президента США Фраиклина Делано Рузвельта (1882—1945; президент США в 1933—1945). Сыграла значительную роль в политической карьере мужа, особенно после 1921 г., когда он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Являлась либеральной общественной деятельницей, публицистом, лектором, а также представителем США в ООН (1945—1953). — Прим. перев.

Овладев этим искусством, вы, естественно, и сами станете более счастливым и радостным человеком! В процессе постижения всех тайн сострадания вы также станете менее предубежденньтм и научитесь устанавливать с людьми более глубокие дружеские отношения, основанные на взаимном понимании и уважении. Владея пониманием как своих собственных, так и чужих страданий, вы гораздо глубже станете разбираться и в своем состоянии, и в чувствах других людей. Короче говоря, ваша жизнь обретет глубину, смысл, высокую цель и радость.

Истории о сострадании

Чтобы лучше продемонстрировать природу сострадания и способы его практического проявления, предлагаю вам несколько правдивых историй о сострадании.

История тибетского монаха

Далай—лама рассказывает следующую историю про одного пожилого монаха из монастыря Намгьял. Заняв Тибет*, оккупационные китайские войска арестовали его и на протяжении 20 лет держали в качестве политзаключенного в исправительных лагерях принудительного труда, где ему довелось испытывать жестокие побои и пытки, невыносимую боль, всевозможные трудности и страдания.

Молодой Далай—лама однажды спросил своего друга, какую ситуацию из тех, которым ему пришлось противостоять за время пребывания в тюрьме, он сам считает наиболее трудной.

Ответ оказался никак не связанным ни с его собственными физическими или психическими страданиями, ни со страданиями других заключенных, множество которых были убиты.

Монах сказал, что самую большую угрозу для себя, с какой ему доводилось сталкиваться за годы мучений, он почувствовал после того, как утратил сострадание к своим китайским мучителям!

______________

* Тибет с 1914 г. по соглашению между британскими, китайскими и тибетскими представителями стал самостоятельным государством. В 1950 г. войска китайских коммунистов захватили Тибет и присоединили его к Китаю. Далай-ламе как духовному лидеру тибетского буддизма вначале позволили выполнять роль внутренней власти, но в 1959 г. он был вынужден бежать в Индию, после того как в Лхасе, столице Тибета, было подавлено вспыхнувшее там восстание против коммунистического режима. Активные выступления против китайского правления имели место также в 1987 и 1993 гг. — Прим. перев.

Мухаммед Али * и бродяга

Однажды Мухаммед Али, находясь на вершине славы и могущества, шел по бедному району Нью—Йорка под названием Гарлем, сопровождаемый, как обычно, толпой репортеров. Размашисто шагая по одной из улиц, заваленных мусором, он заметил всклокоченного и неопрятного бродягу, лежащего в какой—то сточной канаве.

Жестами показывая журналистам и операторам теле камер, чтобы те отошли и не мешали ему, Али присел на корточки и завел разговор с этим человеком. После того как знаменитый боксер попрощался и двинулся дальше, один репортер спросил бродягу, что тот думает о «самом великом».

«Он действительно самый великий», — сказал бродяга.

«Почему вы так думаете?» — уточнил репортер.

Бродяга ответил, что Али спросил у него, как он дошел до жизни в грязной канаве. После этого бедняга стал, по его словам, рассказывать знаменитости грустную историю собственной жизни, но не выдержал и очень скоро залился слезами.

А теперь подошел черед назвать причину, по которой он посчитал Али самым великим. Вот как сказал бродяга: «Я плакал перед ним. А он в ответ плакал передо мной».

______________

* Мухаммед Али (собственно, Кассиус Клей) (род. в 1942 г.) — американский боксер. Чемпион Олимпийских игр (1960) в полутяжелом весе. Трехкратньгй чемпион мира среди профессионалов (1964—1978) в тяжелом весе. Именовал себя «самым великим». На пике успеха перешел в ислам и поменял имя. Отказался воевать во Вьетнаме. Сейчас тяжело болен. — Прим. перев.

Наши рекомендации