Методические рекомендации по работе с детьми
Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей
От автора
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) определены основные цели и задачи образовательной области «Безопасность»:
«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».
При реализации этих целей и задач необходимо обязательно соблюдать в работе с детьми следующие принципы:
• развивающего образования;
• научной обоснованности и практической применяемости;
• полноты, необходимости и достаточности;
• единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.
Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.
Автор данного пособия К. Ю. Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Книга «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей» / К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и пособие для работы с дошкольниками «Твоя безопасность» широко используются воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
В течение четырех лет в журнале «Дошкольник. Младший школьник» К. Ю. Белая вела рубрику «Кодекс семейной безопасности», где родителям и педагогам предлагалось поразмышлять над одной из тем, касающихся основ безопасности и излагались методы работы с дошкольниками по этой непростой образовательной области. Пособие К. Ю. Белой «Тематический словарь в картинках „Я и моя безопасность”» («Школьная Пресса», 2010), предназначенное для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т. д.
На протяжении десяти лет К. Ю. Белая ведет семинары и спецкурсы для педагогов ДОУ по проблемам организации работы с дошкольниками – «Основы безопасности».
Введение
Данное пособие посвящено очень важной и актуальной теме: безопасности ребенка.
Задача пособия – подсказать родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, каким образом, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Напомним, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:
• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:
• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:
• опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
• опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);
• опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
• опасности на природе.
Мы уверены: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.
Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
В данном пособии предлагаются материалы для бесед с детьми, условно разделенные на четыре раздела:
1) безопасность собственной жизнедеятельности;
2) бережем свое здоровье;
3) безопасность на дорогах и улицах;
4) безопасный отдых на природе.
В содержании каждого раздела выделены темы, которые мы считаем основными (обязательными), но педагоги и родители могут самостоятельно разработать дополнительные темы с учетом специфики и особенностей региона.
Материал по каждой теме раскрывается в рубриках: «О чем рассказать ребенку», «Вопросы и задания», «Загадки» и др.
Следует помнить, что дети лучше запоминают материал, если им интересно или когда они выполняют какое-то задание, например, рисуют, отгадывают загадки, решают кроссворды.
В структуре отдельных тем выделяются «Правила безопасного поведения», которые ребенок должен запомнить, знать и выполнять.
В рубрике «Размышляем вместе с взрослыми» речь идет о проблемах, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе формирования у ребенка навыков безопасного поведения; даются некоторые практические советы.
Несмотря на то что пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен какой-либо одной проблеме, все вместе они позволяют выработать у ребенка подсознательную привычку в соблюдении безопасности; каждый следующий раздел дополняет предыдущий.
Рекомендации, данные в книге, могут показаться несколько однообразными, но это объясняется тем, что один и тот же совет применим к различным ситуациям.
Методические рекомендации по работе с детьми
• Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях.
• Задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка.
• Помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей.
• Если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание. Это окрылит его, а к трудному заданию он может вернуться позже.
• Выбрав тему для беседы с ребенком, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа:
– источники опасности;
– возможные угрожающие ситуации;
– меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;
– приемы элементарной первой помощи, действия в некоторых опасных ситуациях.
Автор надеется, что данное пособие поможет сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.
Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»
Тема «Взаимная забота и помощь в семье»