Психологическая профилактика
Психологическое консультирова- ние
Психологическая коррекция
• личиостно ориентированная тера-
пия
« психологическая реабилитация
Методы психологического
взаимодействия в тренингах:
Дискуссионные
Игровые
Релаксационные
Интеллектуальные
Сенситивные
Психогимнастические
Рис. 7. Психотехнологии личностно
ориентированного образования
Анализ литературы по проблемам личностно ори-
ентированного образования показывает, что авторы
не приводят определения личностно ориентирован-
ных технологий. Педагоги в основном используют
понятие «педагогические технологии», психологи —
«психологические технологии». Возникает вопрос: а
есть ли, собственно, свой состав технологий у лично-
стно ориентированного образования?
В рамках когнитивно ориентированного образо-
вания накоплен огромный репертуар форм, методов,
средств его реализации. В педагогической психоло-
гии, в свою очередь, также разработаны разнообраз-
ные технологии. Очевидно, что при определении со-
става личностно ориентированных технологий неиз-
бежно заимствование из уже имеющихся педагогиче-
ских и психологических технологий.
Личностно ориентированные технологии образова-
ния, направленные на обучение, воспитание и разви-
тие личности, частично совпадают и с педагогиче-
скими и с психологическими технологиями. Соотно-
шение педагогических, психологических и личност-
но ориентированных технологий схематически пред-
ставлено на рис. 8.
Рис. 8. Соотношение педагогических, психологических
и личностно ориентированных технологий
И. С. Якиманская подчеркивает, что организация
личностно ориентированного обучения требует но-
вых технологий, «целью которых (на всех этапах обу-
чения) является не накопление знаний, умений, а по-
стоянное обогащение опыта творчества; формирова-
ние механизма самоорганизации и самореализации
личности каждого ученика»1.
Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориен-
тированным на личностное развитие школьников // Вопр.
психологии. — 1994. —• № 2. — С. 73.
Но, чтобы определить состав личностйо ориентиро-
ванных технологий, следует выявить их отличитель-
ные особенности, признаки. Основываясь на вышеиз-
ложенной сущности личностно ориентированного обра-
зования, приведем следующее определение личностно ори-
ентированных технологий профессионального образова-
ния. Это упорядоченная совокупность действий, опера-
ций и процедур, направленных на развитие личности,
инструментально обеспечивающих достижение диа-
гностируемого и прогнозируемого результата в профес-
сионально-педагогических ситуациях, образующих
интеграционное единство форм и методов обучения
при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе
развития индивидуального стиля деятельности.
В этом определении подчеркиваются следующие
моменты личностно ориентированных технологий
профессионального образования:
• целевая установка на развитие личности;
• конгруэнтность содержания образования буду-
щей профессиональной деятельности;
• опора на субъективный опыт обучаемых;
• интеграционное единство форм, методов и
средств обучения;
• взаимодействие обучаемых и педагогов;
• индивидуальный стиль педагогической дея-
тельности.
Реализация технологии в профессионально-обра-
зовательном процессе обеспечивается соблюдением
следующих условий:
• наличия четкой и диагностически заданной
цели обучения, т. е. измеримого представления об
ожидаемом результате;
• представления изучаемого учебного материала
в виде системы познавательных и практических за-
дач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений и др.;
• наличия достаточно устойчивой последователь-
ности, логики, этапов выполнения учебных заданий;
• указания способов взаимодействия участников
профессионально-образовательного процесса;
• мотивационного обеспечения субъектов педа-
гогической деятельности и учения, основанного на
реализации их личностных функций в этом процессе;
• указания границ правилосообразной (алгорит-
мической) и творческой деятельности педагогов, до-
пустимого отклонения от правил;
• открытости обучения профессиональному бу-
дущему, направленности на его предвосхищение.
Личностно ориентированное образование пред-
ставляет собой интеграцию обучения, воспитания и
развития. Поэтому технологии должны быть направ-
лены на достижение этих трех составляющих, обес-
печивающих становление личности. Единицей ана-
лиза личностно ориентированных технологий высту-
пают способы. Наглядно взаимосвязь всех составля-
ющих личностно ориентированного образования
представлена на рис. 9.
Рис. 9. Взаимосвязь составляющих личностно
ориентированного образования
'"Hi
Рассмотрим технологии, в наибольшей степени
удовлетворяющие принципам личностно ориентиро-
ванного образования.
Одним из видов личностно ориентированных техно-
логий являются диалогические методы обучения. К ним от-
носятся групповые дискуссии, анализ социально-про-
фессиональных ситуаций, диалогические лекции.
Широкое распространение в профессиональном
образовании получили личностно ориентированные
игровые технологии: дидактические, деловые, роле-
вые игры.
В меньшей степени в профессионально-образова-
тельном процессе учебных заведений используются
тренинговые технологии, но в практике повышения
квалификации они широко применяются. Действен-
ность этих технологий высокая, нужны новые формы
и методы их проведения. Адаптация существующих
психотренингов и проектирование новых с учетом
личностно ориентированного подхода представля-
ются сейчас актуальными. К личностно ориентиро-
ванным тренинговым технологиям можно отнести
тренинг рефлексивности, профессионально-пове-
денческий тренинг.
Наряду с адаптацией уже существующих техноло-
гий к особенностям личностно ориентированного
образования актуальным становится проектирова-
ние интегративных личностно ориентированных тех-
нологий. К ним относятся диагностирующие семина-
ры-тренинги, проектирование сценариев професси-
онального роста, виртуальная реструктуризация со-
циально-профессиональной жизни.
На продуктивность реализации личностно ориен-
тированного образования влияет учебно-пространст-
венная среда, в которой осуществляется профессио-
нально-образовательный процесс. Проектирование
этой среды также представляет вид технологии.
Из определения сущности личностно ориентиро-
ванного образования следует необходимость посто-
янного отслеживания развития личности. Поэтому
следующей технологией является мониторинг профес-
сионального развития обучаемых.
Один из основополагающих принципов личност-
но ориентированного образования — фасилитацион-
ный подход, т. е. личность педагога, особенности его
профессионально-психологической деятельности
также могут быть отнесены к разновидности лично-
стно ориентированных технологий. Естественно, что
не всякая педагогическая деятельность соответствует
сути личностно ориентированного образования. В
наибольшей мере ей адекватно личностно ориенти-
рованное общение педагога и обучаемых'. Это взаи-
модействие создает наилучшие условия для развития
мотивации обучения, придает профессионально-об-
разовательному процессу творческий характер и по-
зволяет максимально учесть личностные особенно-
сти педагогов и обучаемых. Назовем это личностно
ориентированное общение педагогической интерак-
цией субъектов образования.
Схематически взаимосвязь компонентов личност-
но ориентированного образования и его технологий
можно представить следующим образом (рис. 10).
Цели профессионально-образовательного процесса:
• профессиональное развитие личности;
• формирование профессиональных знаний,
умений, навыков и повышение профессиональной
компетентности;
• приобретение опыта квалифицированного вы-
полнения профессиональной деятельности;
• актуализация профессионально-психологиче-
ского потенциала;
' См.: ЛеонтьевА. А. Педагогическое общение. — М., 1979.
302
Учебно-профессиональная | |||||
в | заимора | эвитме | деятельность | ||
i | |||||
Направленность, компе- тентность, профессио- нально важные качества, | Ключ квали ци | евые |>ика- и | Функции, виды деятельности, знания, умения, навыки, | ||
профессионально значи- мые психофизиологические свойства | формы профессионального поведения | ||||
^-—--"^ |
|Личностноориентиро ванное содержание образования|
Тренин- говые | Диалоги- ческие | Игро- вые | Интегра- тивные | Организация учебно- | Мониторинг профес- | |||||
техно- | методы | техно- | техно- | пространст- | ||||||
логии | обучения | логии | логии '—;———' | венной среды | вития |
Педагогическая интеракция субъектов образования
Рис. 10. Взаимосвязь компонентов и технологий
личностно ориентированного образования
• развитие профессионально важных качеств и
ключевых квалификаций.
Теоретическая основа: концепция личностно ори-
ентированного образования.
Глава 3
Проектирование
личностно ориентированных технологий
профессионального развития специалиста