Структура курсовой работы практического типа
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
5. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, план исследовательской работы, методы исследования, практическая значимость, структура исследования.
3. Основная часть, состоящая из:
- теоретической части, в которой дается история вопроса, теоретические аспекты, научные подходы к изучению проблемы, психолого-педагогическое (социально-педагогическое, социальное) обоснование проблемы;
- практической части, которая должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из моделирования педагогической, социальной, социокультурной, туристской деятельности, описания ее частичной или полной реализации, возможной оценки ее результативности. В практической части должны бытьпредставлены:
- план проведения эксперимента,
- характеристика методов экспериментальной работы,
План проведения эксперимента может быть двух видов и включать 2 этапа:
- 1 вариант - констатирующий и формирующий этапы;
- 2 вариант - констатирующий и итоговый этапы.
Если автор выбирает 1-ый вариант, то следует ориентироваться на следующее.
- Констатирующийэтап проводится в начале исследования и ставит своей целью выяснение на практике изучаемого явления путем проведения диагностического исследования. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ работ детей, уроков, анализ деятельности конкретного предприятия, туристских ресурсов и т. д. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и последующего анализа полученных данных.
- Формирующий этап-направлен на практическое создание новых условий для эффективного преобразования проблемной ситуации, диагностированной на констатирующем этапе. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, системы воспитания конкретного образовательного учреждения, конкретного предприятия, туристских ресурсов) с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению. Если решение данной проблемы носит длительный характер (например, социальные проблемы), то достаточно ограничиться составлением модели. Ниже представлен возможный вариант модели социально-педагогической деятельности:
Таблица 1
Образец составления модели
Проблема | Механизм решения | Специалисты | Ожидание результатов | |||||
Д и а г н о с т и ч е с к и й э т а п | ||||||||
I. Работа с подростками | ||||||||
.... | .... | ..... | .... | |||||
II. Работа с педагогами | ||||||||
… | … | … | … | |||||
III. Работа с родителями | ||||||||
… | … | … | … | |||||
А н а л и т и ч е с к и й э т а п | ||||||||
Анализ и обобщение результатов диагностики | ||||||||
К о р р е к ц и о н н о – п р о ф и л а к т и ч е с к и й э т а п | ||||||||
I. Работа с подростками | ||||||||
… | … | … | … | |||||
II. Работа с педагогами | ||||||||
… | … | … | … | |||||
III. Работа с родителями | ||||||||
… | … | … | … | |||||
З а к л ю ч и т е л ь н ы й э т а п | ||||||||
Сравнение первичных и повторных результатов диагностики | ||||||||
Если автор выбирает 2-ой вариант проведения эксперимента, то план будет следующим.
- Констатирующийэтап проводится в начале исследования и ставит своей целью выяснение на практике изучаемого явления путем проведения диагностического исследования. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ работ детей, уроков, анализ деятельности конкретного предприятия, туристских ресурсов и т. д. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и последующего анализа полученных данных.
- Итоговый этап ставит своей целью качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе констатации какого-либо явления, как правило, с использованием методов математической статистики.
4. Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов, позволяющих сделать вывод о правильности или ошибочности выдвинутой во введении гипотезы.
5. Список использованной литературы (не менее 20 источников).
6. Приложение, содержащее таблицы, рисунки, описание диагностических методик и т. д.
Примерные темы курсовых работ практического типа:
1. Особенности работы социального педагога по профилактике наркомании.
2. Особенности работы социального педагога с девиантными подростками в социально-реабилитационном центре.
3. Конкурентный анализ территориального туристического производства и перспективы его развития (на примере Сахалинской области).