Портрет Ольги Александровны (не окончен).
(Ред. – Трудно судить о «законченности» Серовских портретов. В настоящее время принято считать законченной ту вещь, которую считает законченной ее автор. Примером может служить история написания портрета Драгомировой, которую Серов писал одновременно со своим учителем Репиным: «В доме Драгомировых оба портрета - и серовский, и репинский - висели рядом. В начале 1890-х годов гости генеральского дома первым делом просили показать портрет кисти знаменитого Репина, который приводил их в восторг. По серовскому же портрету скользили равнодушным взглядом и только из вежливости интересовались именем автора. Прошло время, и посетители гостеприимного дома спрашивали уже: "Правда ли, что у вас имеется прекрасный портрет Софьи Михайловны работы Серова?" И только потом обращали внимание на второй портрет: "А это чья работа?" Софья Михайловна Драгомирова писала И. Грабарю: "Помню, что, приехав однажды в октябре 1889г. на сеанс к Репину ... я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. ... Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю, их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха". Когда молодой Валентин Александрович Серов писал этот портрет, он уже был автором прославивших его Девочки с персиками и Девушки, освещенной солнцем. Глубокий психологизм и одухотворенность образа, свежесть красок, гармония цветовых сочетаний, изысканность живописи характеризуют и портрет Софьи Михайловны Драгомировой, дочери командующего войсками Киевского военного округа генерала М.И. Драгомирова. Восемнадцатилетнюю девушку одновременно в мастерской И.Е. Репина в Санкт-Петербурге писали два великих художника - сам Репин и его талантливейший ученик Серов. Работа последнего послужила причиной размолвки между ними, правда не имевшей серьезных последствий. Серов уехал в Москву, немного не закончив портрет. Репин, передавая его работу Драгомировой, чтобы придать законченный вид, "сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица". Это вмешательство возмутило Серова, и он направил учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Портрет Серова долгое время находился в собрании Драгомировых в Санкт-Петербурге и Киеве, затем перешел в собственность подруги Софьи Михайловны З. В. Ратьковой-Рожновой. Впоследствии он попал в Государственную Третьяковскую галерею, откуда в 1927 году Отделом по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР был передан казанскому музею. Репинский портрет Драгомировой находится в Государственном Русском музее».)
|
2. 1975.
Для копийной работы очень важно знать историю создания картины.
Точно так же важно - подбор и подготовка холста и подрамника.
1. Точно установил объект копирования (сделано совместно с руководителем мастерской, а потом с руководителем копийной практики – Девятовым М. М. Получилось разногласие, перешел на другой объект. Оформил пропуск.
2. Оформил пропуск в музей на утвержденные для копирования работы. Получил подтверждение сотрудников музея о том, что намеченные для копирования работы будут находиться в экспозиции музея в период практики.
3. Заказал подрамник с учетом отклонения в размере от оригинала (не менее 3 см. по какой-либо стороне). Размер подрамника взял на 2,5 см. меньше, чем на оригинале (в длину и в ширину).
Подобрал холст, как можно более одинакового плетения, зернистости. Сделал серовский грунт.
4. Изучил необходимый литературный материал. Нашел много разных работ, касающихся всего творческого процесса В. А. Серова. Но не смог найти более подробного описания процесса работы над картиной. Думаю, что все-таки понял суть работы.
5. Подготовил мольберт, клеенку для подстилки, подобрал кисти, масленки (2 шт.), пульверизатор, тряпочка, бритвочка.
Нашел репродукцию оригинала. Увеличил по величине подрамника. Сделал на бумаге рисунок, затем перевел на холст.
6. Прежде чем определить состав палитры, делаем предварительный этюд копии. Подрамник взял я небольшой (в размере), а холст и грунт – те, которые надо.
Сделал рисунок. Подготовил все нужные инструменты, принадлежности. Начал работать. Не получилось.
Сделано замечание руководителем практики М. М. Девятовым на счет палитры, организации холста, размещения красок и др. Учел. Понял, что это очень важно и необходимо. Недооценивал.
Разжижитель: масло (чуть-чуть пинен).
Краски:
охра светлая,
кость жженая,
английская красная,
белила,
кобальт зеленый (редко).
Стараюсь взять четыре основных больших отношения (это фон, лицо, платье и волосы).
Пишу сразу в силу, корпусно, почти без применения лаков, масла, разбавителя. Масло применял, когда писал в тенях.
Стараюсь брать в тоне светлее, в цвете цветнее. Пишу от куска. Со временем сядет в тоне.
Золотистое лицо. Серебристо-теплый фон. Серов словно погружается в реальную красоту мира и краски насыщаются светом и воздухом, озаряются солнцем, сияют и излучают радость! Модели позируют ему продолжительное время. Это, однако не мешает Серову сохранить ощущение непосредственности, донести до зрителя самое верное впечатление от натуры.
В дальнейшем, в процессе работы межслойную обработку делал маслом. Старался любой кусок взять в цвете, и в силу тона как можно точно, или же чуть выше или ниже по своему соображению. (Ред. – Масляные краски после высыхания несколько темнеют (светлые тона). При прожухании темные тона становятся несколько светлее. Это зависит от свойств грунта и др. (см. лекции М. М. Девятова). Приходится убеждаться, что цвет обладает своей собственной красотой. Каждый цвет «откликается» в разных частях холста, тяготеет к единству, к живописной общности всего произведения. «Смеси» тоже поражают своей благородной красотой и ясностью.
Ценные указания руководителя. Стараюсь понять и все учесть.
Пишу от куска. Если бы не сделал предварительный этюд c подлинника, то мог испортить холст. Этюд очень помог установить подбор определенных красок, разобраться во всем, ощутить на деле. Надо иметь большую выдержку при смешивании красок. (Нужна культура работы). Профессиональный подход ко всему. Не нагружать холст. Прежде чем положить нужную краску в нужное место, мне пришлось потрудиться. Здесь я очень многое понял.
В портрете основное составляет лицо. Волосы, платье и все другое только в стадии прокладки.
Трудно установить основные большие отношения. Интерес Серова к формальной стороне дела. Необходимо в процессе работы понять и помнить, что само мастерство, сам его артистизм – содержательны. Основная трудность достижения того внутреннего содержания портрета, власть художника над материалом, его волевую устремленность, что само по себе делает образ жизненно убедительным.
У Серова форма является самоцелью, именно от этого оказывается содержательной, полной внутреннего глубокого смысла и образного значения. Во многом здесь помогают художнику твердые принципы стиля.
Когда сделан предварительный этюд, можно переходить к основной работе. Без предварительного этюда не смог бы выполнить задание. Писал на масле. (Масло применял как можно реже и меньше). Писал от куска. Каждый кусок писал долго, тщательно, учитывая все. Засохшие места обрабатывал маслом (протирал).
Писал приблизительно 20 дней. Кончил, когда руководитель (преподаватель) сказал, что можно кончить. Каждый мазок, который ложил - продумывал. Одним словом, кое чему научился у Серова.
В течении месяца работа «села» в тоне. Все-таки как бы не старался, не смог все учесть и предусмотреть.
А. Е. Архипов. «В мастерской масок». 1897 г. Холст, масло. 58х48,6 |
А. Е. Архипов «В мастерской масок».
К этой работе приступил после того, как кончил работу над портретом работы Серова.
Подобрал подрамник с отклонением в меньшую сторону на 1 см. (по длине и ширине). Натянул холст. Перед этим сделал предварительный этюд. Подобрал на палитру нужные краски.
Сделал с репродукции рисунок на бумаге (тщательно и внимательно). Перевел на холст.
Изучил литературный материал.
Архипов был художником одной большой темы. Его творчество – взволнованный рассказ о жизни русского крестьянства, его стойкости, трудолюбии, горестях и надеждах. Это новое – особая теплота и задушевность с которой Архипов рассказывает о героях своих полотен.
Начал писать. Сделал подмалевок (пинен с маслом). Межслойную обработку делал ретушным лаком.
Нашел общий тон. Затем уже начал писать корпусно. В тенях – почти прозрачно.
Попросил работников перевесить картины. Отказ. Пришлось вставать на стул, что очень затрудняет работу.
В общем композиционном решении сцены, в ее освещении, расстановке действующих лиц и характеристике образов, в расположении (…) отчетливо проступает великолепное знание натуры, строгая обдуманность построения всей картины и каждой ее части. Следы влияния В. Перова и В. Маковского, у которых учился Архипов, ощущается и в тщательной проработанности рисунка, и в красках тонкослойного письма.
В основном идут краски: охра, кость жженая, умбра, белила (применял мало), охра красная (частично), кобальт зеленый.
Сделаны в процессе работы ряд замечаний. Исправил. В некоторых местах не согласен. Стараюсь понять и дойти до сути вещей сам.
Прежде чем писать, на палитре подбираю, или же создаю те меси, которые есть на оригинале.
Писал в течении трех недель. Остался неудовлетворенным. В отдельных кусках не мог достигнуть успеха. Тщательно прорабатывал каждый кусок.
(Ред. – Видимо здесь и выше приводятся цитаты из какой-то книги). Хорошо справляется со сложной задачей ракурсной постановки. Точно найдено равновесие масс и цветовых пятен на холсте. Обращает внимание уверенный и точный рисунок – голова, изображенная в сложном повороте также конструктивно верно прорисована.
Цельность колорита. Материально написана натюрмортная часть. Этюд исполнен с большой живописной культурой. Умело использована игра светотеней для лепки формы. Цветовые пятна сгармонированы в общую мягкую гамму.
Обострение интереса к воздействиям воздушной среды на изображаемые формы. Стремление внести в свою работу больше движения воздуха, усилить звучание цвета.
***
В. Серов. Портрет С. Чоколова. холст, масло. 1887 г. |
Год
Дневник копирования
Серов «Портрет Чоколова»
Яркин В.
Размер работы 54 / 68 см. взял подрамник на 2 см. больше. Холст обычный, синтетический (Ред. – Видимо имеется ввиду синтетический грунт), только еще раз обработал и покрыл эмульсией. (Ред. – О какой эмульсии идет речь не понятно, может быть имеется ввиду темперные белила ПВА (вероятно пошкурил и нанес слой белил)).
1 июня.
Присматривался к работе и начал писать маленький этюд.
2 июня.
Продолжаю этюд.
3 июня.
Принес холст, начал рисовать.
4 июня.
Продолжаю рисунок кистью
5 июня.
Жидко прописал фон и костюм
6 июня.
Начал жидко писать волосы и лицо.
7 июня.
Утром обнаружил, что рисунок сбит, нехватает лба, а правая скула несколько выдвинута.
8 июня.
Положил лоб, стараясь его списывать с волосами и пописал костюм, но видимо пересинил – придется осадить.
9 июня.
Переписал фон, но он стал еще более далек от оригинала, видимо нужно дать ему высохнуть, а потом на масле лессировками попробовать добиться тех колебаний, которые там есть.
Писал волосы, списывая их с фоном.
10 июня.
Писал лицо, разбирая по форме и по тону. Получается дробно.
11 июня.
Работа кажется пустая, явно нехватает красочного слоя. Проложил еще раз лоб в свету и в тени.
12 июня.
Писал волосы, бороду с шеей.
14 июня.
Работа пожухла. Протер маслом и проскоблил лезвием. Исправлял рисунок.
15 июня.
Утром освежил работу ретушным лаком. Писал костюм. У Серова он видимо написан в два приема и оба раза жидко. Первая прокладка теплая, а вторая холодная. Я уже загрузил холст и просвечивания не получается.
16 июня.
Писал освещенную часть лица (относительно лба кажется слишком розовым).
17 июня.
Теневая часть лица кажется пустой. Набираю красочный слой, но теряется прозрачность и тень становится глухая.
Михаил Михайлович дал несколько ценных советов и показал, как составлять колер. Начинать надо с фона.
19 июня.
Третий раз переписал фон. Составил колер из белил, охры, ультрамарина и кости. Весь фон получился несколько холоднее и мутнее. Переписал костюм, он стал ближе к истине.
21 июня.
Протер голову маслом и поскоблил. Писал скуловую часть лица (освещенную). Получается слишком розово. Ни английская, ни кадмий, ни охра не подходят.
22 июня.
Еще раз переписал лоб. Краски те же, но делал все немеренно светлее, в расчете на потемнение. Немного тронул правую щеку.
23 июня.
Писал нижнюю часть лица: губы, бороду и шею, стараясь добиться материальности. Для волос брал кость, белила, охру и умбра жженая.
25 июня.
Писал волосы (кость, охра, белила, феодосийская коричневая). Кистью нанес краску, а лепил форму мастихином и пальцем.
28 июня.
Покрыл работу маслом, проскоблил лезвием. (Ред. – Обычное масло (не уплотненное) не дает склеивающей адгезии между новым слоем краски и старым. Вероятно, студенты ленились готовить уплотненное масло, поэтому пользовавлись обычным. За неимением уплотненного масла можно использовать даммарный лак, правда некоторые специалисты не считают его надежным средством для прочной адгезии (см. Лекции М. М. Девятова)). Четвертый раз переписал фон. Краски – белила, охра золотистая, ультрамарин, кость и кобальт фиолетовый. Писал кистью, мастихином, снова кистью и пальцем.
29 июня.
Писал волосы, списывая их с фоном. Краски: кость, охра, феодосийская, марс темный, белила. Писал кистью и пальцем.
30 июня.
Утром обнаружил, что глаза совершенно потускнели. Прописал глаза. Переписал лоб в тени и на свету. Колер составлял из белил, охры золотистой, кости, кадмия желтого.
1 июля.
Копался в мелочах. Поправлял губы, глаза, нос, ухо.
2 июля.
Переписал все лицо: вначале нагрузил краски в тени и на свету, а потом списывал, стараясь сохранить рисунок. Краски те же.
10 июля.
Обработал работу маслом, и мягкой кистью лессировками прописал все лицо, где-то списывая, а где-то вводил более насыщенные цвета.
12 июля.
Освежил работу ретушным лаком. Поправлял рисунок глаз. Пописал фон в тенях, добиваясь больших колебаний.
14 июля.
Писал бороду и костюм (предварительно обработал маслом).
15 июля.
Писал лицо, уточняя детали.
Рецензия преподавателя (Г. В. Орлова): «Одна хроника».
***
1986 год.
Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
Академия художеств СССР
Факультет живописи
Технико-технологический отчет по копированию
Студент Гриднев Валерий Борисович
Мастерская Орешникова
Копируемое произведение – В. Серов «Портрет Чоколова»
(Ред. – Отчет заполнен по напечатанной форме: «Технико-технологический отчет по копированию» (приведен в конце книги). Некоторые пункты пропущены).
1. Серов. «Портрет Чоколова».
Привлекает творчество Серова, желание понять живописную манеру художника на ранней стадии его творчества.
3. Подлинный портрет Серова, размер произведения 54/68.
4. Грунт казеино-масляный. Фондовский холст мелкозернистый.
5. Рисунок переводил по клеточкам с репродукции, с последующим уточнением с оригинала. Масштаб 1:1, с каждой стороны прибавил по 2 см. Композиция повторяет оригинал. Рисунок выполнялся на бумаге, с переводом потом на холст.
7. Писал сразу. Пытался в один сеанс раскрыть портрет с последующей доработкой.
Использовал пинен, акрил-фисташковый лак и уплотненное масло.
9. На выбор палитры повлияло само копируемое произведение.
Последовательность нагружения красочного слоя, лессировка. Использовалось на первом этапе незначительно, в основном письмо а ля прима.
Использовал зачистку бритвой и протирку уплотненным маслом между сеансами.
Кисти – щетина, и тонкие – колонок.
10. Прожухания восстанавливал уплотненным маслом.
11. Перед покрыванием работы лаком, вымыл ее с мылом. Лак акрил-фисташковый. Покрывал тонким слоем, кистью.
13. Польза от копирования – умение заканчивать портрет до определенной стадии. Процесс работы помог понять манеру письма мастера.
***
В. А. Серов. Портрет С. М. Боткиной. 1899 г. Холст, масло. 189х139,5 |