Лоренцо Коста «Женский портрет».

2 июня 1976 г.

Начал работу в Эрмитаже. «Женский портрет» Лоренцо Коста мне нравился и раньше, и поэтому решил его копировать.

Заготовил холст мелкозернистый. Грунт сделал полумасляный. Пришлось немного помучиться с грунтовкой. Первый холст потрескался, так как неаккуратно обрабатывал.

6 июня.

Пришел с утра и с настроением начал писать этюд на картоне. Сразу понял, как нужно работу вести, и не затягивая время, решил начать писать на холсте, не переводя по клеткам рисунок и не делая имприматуры. Хотел доказать Девятову, что без всякой подготовки справлюсь.

7 июня.

Начал писать на холсте, без имприматуры и без подготовительного рисунка. Вроде интересно начал копировать. Но не успел покрыть весь холст, пришел М. М. и заставил смыть весь холст и не заниматься ерундой, сделать имприматуру и перевести рисунок. В тот же день смыл холст и сделал имприматуру темперой. По цвету получилась красивая. Смешал марс с косточкой. Нанес по клеточкам рисунок, получилось очень красиво.

Как пользоваться колерами я умел. Писать я начал сразу, без всякой подготовки. Что самое интересное, чему был очень рад – наконец понял, для чего нужна имприматура. Надеюсь, что и в будущем буду применять имприматуру, потому что работа с первого мазка имеет вес.

8 июня.

Начал писать. Работа пошла интересно. Составив колера, начал писать голову. Каждый день ходил и был доволен работой.

Прошло несколько дней. Пришел Орлов, посмотрел работу и сказал, что портрет у меня получается старее, чем в натуре. Я учел это и всю работу переписал. В общем, вся работа шла без всяких затруднений. Самое главное, почему она у меня быстро хорошо получалась, потому что М. М. меня все время поддерживал в ведении работы. В общем-то даже не знаю, что писать.

Еще одну интересную вещь себе открыл, когда писал рукава. Пишу, пишу и никак не могу написать свет. Понял, что такое золотые гривы у старых мастеров. Взял почти чистую охру и прошел по свету. И сразу все заиграло. Когда писал, межслойные обработки проходили хорошо. Холст почти совсем не прожухал.

Во время письма с рисунка не сбивался. Боялся, что касания не смогу сделать, но вроде бы справился. Правда не знаю, может и не совсем. Но в общем-то где-то интересные моменты уточнил – как тонко обрабатывать холст, чтобы не превратить в дешевую работу. Попробую применить то, что понял в копии на постановках.

Единственное, чем страшно доволен, это понял, что такое имприматура. Хочу попробовать покопировать Леонардо да Винчи. Думаю, что интересно будет поизучать его.

***

Филиппино Липпи

Лоренцо Коста «Женский портрет». - student2.ru
Филиппино Липпи. (1457-1504 г.) Флорентийская школа. «Благовещение». Италия, середина 1490-х гг. Дерево, темпера. 35x50,5 см.

1986 год

Технико-технологический отчет по копированию

Ф. Липпи «Благовещение»

мастерская Ю. М. Непринцева

Насибулин Р.

(Ред. – Отчет заполнен по отпечатанной форме)

1. Выбор объекта копирования. Какими соображениями руководствовался при выборе работы. Мнение руководителя мастерской.

- Желание освоить технологию работы темперой. Нравятся работы раннего Возрождения. Руководитель мастерской не возражал.

2. Подготовительная стадия. Выполнялись ли копии с живописных эскизов или рисунков данного мастера, школы. Какие литературные источники изучались. Что копировалось ранее.

- Прочерк.

3. Основа – имитация: оргалит и левкас на ПВА. Размер 51 / 35 см.

4. Грунт.

- Левкас на ПВА: 1 часть белила, 1 часть мел, 1 часть клей, 1,5 части вода. 15 слоев, цвет белый, фактура «под нож». (Ред. – фактурой «под нож» называется грунт, наложенный шпателем на холст, при этом просматриваются только верхушки переплетения холста. А грунтом «под левкас» называется абсолютно гладкий как зеркало грунт. В данном случае речь идет о синтетическом левкасе. Левкас – это клее-меловой грунт с абсолютно гладкой поверхностью).

5. Композиция и рисунок. Выбор масштаба по отношению к оригиналу. Повторяется ли композиция в целом или берется фрагмент.

- Копия больше на 1,5 см. Композиция повторяется в целом. Рисунок нанесен с фотографии на кальку (основные контуры) с доработкой на месте. Рисунок с кальки перенесен типографской краской. Не фиксировал.

6. Имприматуры нет.

7. Подмалевок монохромный, темпера (умбра жженая и натуральная).

***

Испания

Эль Греко

Лоренцо Коста «Женский портрет». - student2.ru
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). 1541-1614. «Апостолы Петр и Павел». Испания. Между 1587-1592 гг. Холст, масло. 121,5x105 см. «Ученик Тициана, испанский художник Эль Греко, также писал свои произведения на клее-гипсовых грунтах белого цвета, покрывая всю поверхность тонким, прозрачным слоем имприматуры коричневого цвета (жженая умбра)». («Материалы масляной живописи» А. В. Виннер, И. Э. Грабарь). «Рисунок Эль Греко выполнен твердыми энергичными линиями на белом клеевом грунте, который вслед за тем покрыт коричневой краской, подобной жженой умбре, притом таким образом, что белый грунт виден через нее. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, причем полутоны получали серый перламутровый тон, недостижимый простым смешением красок. (Ред. – Имеется ввиду эффект так называемых «мутных сред» - когда белила полупрозрачно наносятся на темную поверхность, они приобретают голубовато-лиловый цвет). Белила наносились поверх коричневой прокладки без примеси других красок, в тенях же коричневый тон оставался часто совершенно нетронутым. Поверх этой хорошо просохшей подготовки следовала прописка светов широко и корпусно, в значительно более светлом тоне, нежели первая прокладка белилами, с расчетом на заканчивание живописи главным образом прозрачными лессировками...» (Д. И. Киплик «Техника живописи»).

1971 год

Дневник копии

Атаев Фирдов

Размер подрамника снят с оригинала путем нитки. Подрамник с клинышками.

Грунт полумасляный с имприматурой (высохла через 4 дня).

Жидкости: ретушный лак, бальзамно-масляный и разбавитель для промывки кистей.

6 июня начинаю работать. Сделал рисунок и несколько этюдов.

9 июня.

Рисунок перевел на холст. Так как холст тонированный, пришлось рисунок с обратной стороны мелом помазать. (Мел быстро стирается во время работы). После, по рисунку прошел краской (марс коричневый).

11 июня.

Палитра – всего 4 краски (первые дни работы): белила цинковые, кадмий лимонный, кость жженая, ультрамарин. В последние дни работы добавил кадмий оранжевый и марс коричневый.

12 июня.

Вроде все получается.

13 июня.

Пришел. Посмотрел. Там, где были написаны темные места - не было никакой глубины, которая была в оригинале. Все снял.

14 июня.

Пишу большими кистями плащ Петра. Но я чувствую, что так дело не пойдет.

16 июня.

Я понял, что так не достичь той глубины и тонкости, которые были у Эль Греко.

Прошло несколько дней. Я достал линзу и стал смотреть на работу через линзу. (Ред. – Линза (для очков) помогает видеть работу в сильно уменьшенном размере. Это приспособление помогает в тесном помещении, когда нельзя отойти и увидеть работу издалека). У него все светится изнутри, столько воздуха в теневых частях работы, что даже непонятно, как ему удавалось это делать. Я подумал, наверное, лессировка. Оказалось, что и вовсе не лессировка дает эти глубины.

Начал писать так, как я сам пишу. Потому что быть «Эль Греко» - это невозможно. Может быть я в дальнейшем вернусь к этой работе и скопирую всю работу.

Я получил огромное удовольствие и многое понял. И вообще, делать копию, по-моему, обязательно надо, так как она многому нас учит.

Рецензия преподавателя (предположительно Г. В. Орлова): «Дневник слишком краткий, неполный, ничего нет о межслойной обработке, фактуре, пластической стороне вопроса».

***

1973 год (июнь – июль)

Наши рекомендации