Схема развития навыков выразительного движения детей
Основные навыки и умения | Возрастные группы | ||||
1-я младшая | 2-я младшая | средняя | старшая | подготовительная к школе | |
I. Физкультура | |||||
1) Основные движения | Ходить и бегать под музыку | Ритмично ходить под музыку, бегать не шаркая, легко подпрыгивать на двух ногах | Ходить под музыку спокойно, бодро; бегать легко; подпрыгивать с небольшим продвижением вперед; двигаться прямым галопом | Ходить легко, ритмично; бегать быстро, высоко поднимая ноги; скакать с ноги на ногу | Ходить торжественно, мягко-плавно, стремительно и широко; ритмично скакать с ноги на ногу, меняя характер движения (легко, сильно) |
2)Гимнастические упражнения | - | Поднимать флажки, платочки, погремушки, махать ими, переходя под музыку от одного вида движения к другому | Делать движения с флажками, платочками (вверх, в сторону вправо, в сторону влево, вниз), легко пружинить ногами, слегка приседая | Выполнять движения различного характера с предметами и без них, пружинить на ногах | Выполнять движения с предметами и без них (плавно, энергично) |
3) Перестроения | Двигаться по кругу, взявшись за руки | Двигаться парами по кругу, кружиться по одному, парами, собираться в круг в играх и хороводах | Перестраиваться из свободного расположения в круг и обратно, двигаться парами в плясках и хороводах | Самостоятельно становиться в ровный круг, соблюдать расстояние между парами; увеличивать и уменьшать круг, из построения в парах разойтись в разные стороны | Ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах |
II. Драматизация | |||||
Сюжетно-образные движения | Использовать отдельные элементы движений для инсценирования песен («птичка улетела», «котята спят») | выполнять образные движения («зайчики прыгают», «птички летают»); инсценировать в играх простые пес- | Пытаться выразительно передавать характерные элементы музыкально-игрового образа | Передавать игровые образы различного характера, действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу | Выразительно передавать различные игровые образы (трусливый заяц, хитрая лиса), инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного движения в играх |
III. Элементы танца | Выполнять простые танцевальные движения: хлопать в ладоши, топать ногами, полуприседать, покачиваться с ноги на ногу | Притопывать попеременно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, плясать, используя названные танцевальные движения | Выполнять танцевальные движения: ставить ногу на пятку, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши, по коленям, вращать кисти рук, исполнять несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений | В танцевальных движениях поочередно выставлять ноги вперед на прыжке, делать шаг всей ступней на месте и в кружении, приставной шаг с приседанием, плавно поднимать и опускать руки вперед, в стороны, двигаться в парах, отходить спиной, уметь исполнять пляски, состоящие из этих элементов, творчески использовать знакомые элементы | Выполнять шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, плавные движения рук, хлопки в различном ритме. Исполнять выразительно, непринужденно пляски, состоящие из этих движений. Знать термины: «шаг польки», «переменный шаг», «шаг галопа». Комбинировать элементы танцевальных движений, составлять несложные варианты народных плясок и современных танцев |
Стр. 128
В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т.д.
Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру — к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
Пляски, танцы, хороводы
Своеобразной формой музыкально-ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.
Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать.
Пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения. Двухчастной пьесе соответствует двухчастная пляска, например «Стукалка» под украинскую народную мелодию в обработке Р. Леденева. Первая часть музыки имеет легкую, подвижную, негромко звучащую мелодию и сопровождается быстрым, непрерывно звучащим аккомпанементом (шестнадцатые доли). В движениях это передается легким бегом.
Стукалка
Украинская народная мелодия
Обработка Р. Леденева
[Быстро]
Стр.129
Вторая часть звучит достаточно громко, компактно. Мелодия переходит в нижний голос, имеет акценты, паузы. Аккомпанемент изложен аккордами в верхнем голосе. В движениях это выражается так: дети средней группы, стоя на месте, притопывают одной ногой (показывают, как хорошо умеют топать).
Стр.130
Возьмем другой пример. «Пляска парами» под латвийскую мелодию в обработке Т. Попатенко. Первая часть изложена в виде легкой подвижной мелодии и при повторении не меняется. Движения также остаются без изменения (бег парами по кругу).
Вторая часть пьесы имеет форму вариаций, каждая из которых характеризуется по-своему.
Первая вариация - громким звучанием в среднем регистре, с подчеркнутым пунктирным ритмом. Движения - энергичные притопывания ногой.
Пляска парами
Латвийская народная мелодия
Обработка Т. Попатенко
[Оживленно]
Вторая вариация — высоким регистром, что придает ей более изящный характер. Движения — негромкие хлопки в ладоши.
Стр.131
Третья вариация — негромким легким и непрерывным звучанием шестнадцатых долей. Движения — кружение парами на легком беге.
Стр.132
Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю, например пляска «Плетень», построенная на двух контрастных русских народных мелодиях. Первая — «Сеяли девушки яровой хмель» в обработке А. Лядова — плавная размеренно-неторопливая; этому соответствуют определенные движения: спокойная ходьба шеренгами и поклон в конце музыкальной фразы (дети приглашают друг друга); вторая — «Я на горку шла» в обработке Е. Туманян — веселая, задорная, живая. Это позволяет включить движения в виде импровизации — каждый пляшет как хочет.
Свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.
Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Назовем широко бытующую пляску «Каравай», а также другие, связанные с развлечениями, праздниками, например с елкой (новогодние хороводы).
Детский «бальный танец» (условное определение), включающий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, ша галопа).
Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста: легкие поскоки с высо-
Стр.133
ким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т. д.
Характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и т. д.). Перечисленные разновидности плясок, танцев, хороводов в основном исполняются детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
У малышей пляски тесно связаны с игрой, поэтому назвать их так можно условно. Например, в пляске «Помирились» Т. Вилькорейской на первую часть музыки (четкую, громкую) дети, стоя парами спиной друг к другу («рассердились»), притопывают ногой. На вторую часть (оживленную), повернувшись, берутся за руки и весело кружатся. В заключение каждый обнимает танцующего с ним в паре («помирились»).
В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность. Обучать малышей плясовым движениям помогают маленькие песенки, прибаутки, такие, как «Юрочка». Это белорусская народная мелодия в обработке Ан. Александрова, во время исполнения которой воспитатель подпевает слова: «Хлопай, хлоп-хлоп-хлоп! Топай, топ-топ-топ!», стимулируя ребенка к выполнению движений, подсказанных текстом.
Упражнения
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.
Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные средства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).