Место и время проведения учебной практики
Учебная практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Специальная психология» проводится на базе специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений (комбинированного и компенсирующего видов), образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, а также на базах учреждений структур здравоохранения и социальной защиты (поликлиники, центры медико-психолого-педагогической реабилитации, специализированные отделения больниц, специализированные интернаты и др.).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательных, лечебно-профилактических учреждений и учреждений социальной защиты педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- уровень оснащенности учебной литературой;
- наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
- наличие оборудования для проведения отчетов и презентаций по практике.
Учебная практика проводится в течение:
2 недель на 2 курсе в 3 семестре (ознакомительная практика в качестве специального психолога в МОУ
2 недель на 2 курсе в 4 семестре (практика в качестве специального психологав специальных и инклюзивных школьных и дошкольных ГОУ.
2 недель на 3 курсе в 6 семестре (учебно-исследовательская практика бакалавра на базе специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждений (комбинированного и компенсирующего видов).
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики:
Выпускник должен обладать следующими
общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);
способеностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способен к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);
профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);
способностью использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОПК-3).
готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);
в области диагностико-консультативной деятельности:
способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);
способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);
в области исследовательской деятельности:
готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);
в области культурно-просветительской деятельности:
готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13)
cпециальными компетенциями (СК):
- готовностью к проведению психологического обследования детей с психофизическими нарушениями разного возраста, первичной обработке результатов и формированию психологического заключения; подготовке документации о ребенке для психолого-медико-педагогического консилиума учебного учреждения (СК – 1);
- готовностью эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (СК – 2);
- способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с различными нарушениями по абилитации и интеграции их в социокультурное (СК-3).
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1)знать
– основные направления своей будущей профессии, профессиональные обязанности
- основные социально-значимые проблемы и процессы коррекционно-развивающего воздействия, возникающие в ходе профессиональной деятельности;
- особенности детей с различными психофизическими нарушениями разного возраста,
- содержание психологического обследования детей с различными психофизическими нарушениями,
- ориентировать в процессах абилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство .
2) уметь
– осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья
- осуществлять первичную обработку результатов и формулирование психологического заключения,
- готовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения,
- принимать участие в решении профессиональных задач
- оказывать консультативную помощь членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;
3) владеть
– основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером,
- умениями и навыками общения с лицами с ограниченными возможностями,
- умениямивступать в контакты и эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности,
- основными методами взаимодействия, сотрудничества и разрешения конфликтов в социальной и профессиональной сферах.
Структура и содержание учебной практики
6.1. Структура и трудоемкость учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 9зачетных единиц, или 6 недель, или 324 часа.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Недели | Общая трудоемкость | Формы текущего контроля | |
Кредиты | часы | ||||
1 модуль | Ознакомительная практика(в учреждениях социальной защиты и здравоохранения, | зачет | |||
2 модуль | специальный психолог в специальных школьных и дошкольных ГОУ | зачет | |||
3 модуль | Учебно-исследовательская практика бакалавра | зачет |
6.2. Виды деятельности студентов на учебной (название вида) практике
1 этап: Ознакомительная практика
– осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;
–сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов,
− провести анализ содержания деятельности специального психолога учреждения социальной защиты, формы и методы его работы;
− знакомиться со спецификой подготовки документации по результатам разного рода исследований, проводимых специальным психологом учреждения социальной защиты;
- провести рефлексивный анализ актуальных профессионально-личностных качеств будущего специального психолога.
2 этап: специальный психолог в специальных и интегрированных школьных и дошкольных ГОУ
– составление плана индивидуальной работы
– формулирование цели психолого-педагогического изучения активности учащихся, конструирование процесса изучения их поведения и деятельности;
- распознавание особенностей проявлений психических процессов, состояний и свойств в поведении и деятельности учащегося;
- понимание границ собственных возможностей в работе с психологическими методами;
- выявление образовательных потребностей учащихся;
- разрабатывание психологически обоснованного педагогического влияния на личность учащегося и коллектив;
3 этап: Учебно-исследовательская практика бакалавра
– составление плана индивидуальной работы
– овладение способами фиксации сведений, получаемых с помощью методов наблюдения, беседы, анкетирования, анализа продуктов деятельности учащихся;
- овладение способами анализа и интерпретации эмпирических данных, полученных в процессе психологического изучения педагогической ситуации;
- овладение способами анализа собственных действий в определении продуктивности осуществляемого психолого-педагогического влияния;
- овладение навыками использования разнообразного оборудования, в т.ч. электронных изданий, ресурсов и учебных материалов для учебно-исследовательской работы ;