Примерный перечень вопросов к зачету
1. Физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое совершенство, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
2. Двигательная деятельность как необходимый компонент существования человека. Функциональные системы организма. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Утомление при физической и умственной работе. Гипокинезия и гиподинамия, их влияние на организм. Средства физической культуры в совершенствовании организма.
3. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Факторы, определяющие здоровье человека (окружающая среда – экология, наследственность, медицина и образ жизни).
4. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие ЗОЖ.
5. Роль питания в формировании здоровья. Понятие о рациональном питании. Пища как источник энергии. Роль белков, жиров и углеводов. Роль витаминов в сохранении здоровья. Минеральные вещества, их роль в рациональном питании. Роль воды в организме.
6. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента. Общие закономерности изменения работоспособности студента в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Средства ФК в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.
7. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика. Занятия физическими упражнениями с оздоровительно-рекреативной направленностью.
8. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Использование антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений – тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
9. Принципы ФК: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности. Методы физического воспитания. Воспитание физических качеств: выносливости, силы, гибкости.
10. Формы и содержания самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.
11. Ежедневная гимнастика: коррегирующая гимнастика для глаз, причины нарушения зрения, методы оценки и коррекции осанки и телосложения, специальные упражнения для позвоночника, дыхательные упражнения.
12. Планирование и организация самостоятельных занятий (построение и структура индивидуальных комплексов физических упражнений, учебно-тренировочного и других видов занятия оздоровительной и рекреационной направленности) с указанием допустимого диапазона физической нагрузки.
13. Цели и задачи ОФП (общая физическая подготовка). Интенсивность физических нагрузок, зона интенсивности (по частоте сердечных сокращений). Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами ФК и спорта в студенческом возрасте.
14. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в учебное, рабочее и свободное время специалистов.
15. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности.
16. Гигиенические требования к условиям занятий. Методика закаливания. Восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряженной умственной и производственной деятельности ФК и банные процедуры. Массаж, самомассаж.
Для определения уровня сформированности компетенции(й) предлагаются следующие критерии оценки зачетного ответа:
— Оценка «удовлетворительно» ставится за уверенное и точное изложение основных категорий и понятий, умение конкретизировать понятия примерами практики. При этом не допускаются сущностные искажения в толковании терминов.
— Оценка «хорошо» ставится, когда в дополнение к предыдущим требованиям выявляются причинно-следственные связи, объясняются структурные элементы педагогических явлений, внутри - и межпредметные связи. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами из педагогического опыта.
— Оценка «отлично» ставится, если в дополнение к предыдущим требованиям педагогическая теория используется для анализа и объяснения педагогического опыта, студент обосновывает свою позицию в таком анализе.
Примерные тестовые задания для текущего (промежуточной) аттестации
Вопрос 1. Под физической культурой понимают...
Выберите один ответ.
a. совокупность материальных и духовных ценностей
b. средство сохранения себя, как природы, сбережение и поддержание жизни людей
c. способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности
Вопрос 2. К морфологическим показателям человека не относится
Выберите один ответ.
a. вес
b. тип телосложения
c. рост
d. АД
Вопрос 3. ЧСС при нагрузке
Выберите один ответ.
a. Увеличивается
b. Остается без изменения
c. Уменьшается
d. Зависит от индивидуальных особенностей человека
Вопрос 4. Для развития выносливости главным при выполнении физических упражнений является не величина нагрузки, а продолжительность ее действия
Ответ: Верно Неверно
Вопрос 5. Сопоставьте попарно каждую группу задач с соответствующими задачами
1. формирование прикладных и спортивных умений и навыков | А) воспитательные | |
2. совершенствование телосложения | Б) оздоровительные | |
3. формирование моральных и волевых качеств | В) образовательные |
Для определения уровня сформированности компетенций конгитивной направленности предлагаются следующие критерии оценки:
— Оценка «удовлетворительно» ставится за выполнение заданий базового уровня, включающих преимущественно вопросы с множественным выбором ответа либо типа «да/нет», «верно/неверно»; при правильном ответе на 60 % полного объема теста, включающего 30-35 заданий.
— Оценка «хорошо» ставится при достижении студентом повышенного уровня, когда в дополнение к предыдущим требованиям он выполняет задания на выявление причинно-следственных связей и структурных элементов педагогических явлений. При этом процент правильных ответов на вопросы – 80%.
— Оценка «отлично» ставится, если студент при выполнении тестирования набирает более 80% заданий и, в дополнение к предыдущим требованиям, правильно отвечает хотя бы на один вопрос открытого типа, обосновывая свою позицию в анализе и объяснении, опираясь на свой профессиональный опыт (соответствует продвинутому уровню развития компетенции).
Примерные темы рефератов
1. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и профессиональной деятельности, основные факторы её определяющие.
2. Организационно – правовые основы физической культуры и спорта в структуре профессионального образования.
3. Культура как условие формирования здорового стиля жизни (культура движения, телесная и спортивная культура).
4. Методы регулирования психоэмоционального состояния и работоспособности, профилактики утомления в отдельные периоды учебной и профессиональной деятельности.
5. Влияние двигательной активности на здоровье человека (оптимальный двигательный режим и критерии эффективности здорового образа жизни).
6. Оценка суточных энергетических затрат (коррекция питания и величины физической нагрузки).
7. Нетрадиционные формы физической культуры при различных видах профессиональной деятельности и уровне здоровья.
8. Роль отдельных систем организма в обеспечении двигательных возможностей организма человека (влияние различных заболеваний на личную работоспособность и самочувствие).
9. Физиологические механизмы, обеспечивающие высокую работоспособность (подбор средств физической культуры для оптимизации сопряжённой деятельности студентов в учёбе и профессиональной деятельности).
10. Средства восстановления организма и профилактики переутомления.
Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно» оцениваются учебно-исследовательские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 рукописных страниц формата А4); структура реферата (наличие плана, введения, основных разделов, заключения, списка литературы); количество используемых источников (как правило, не менее 2-3 статей или монографий); правильность оформления ссылок. При использовании электронных источников информации обязательна ссылка на них.
На «хорошо» оцениваются умения и навыки, освоенные на инициативном уровне активности: во введении – умение четко и грамотно сформулировать задачи работы; в основных разделах – умение анализировать материал источников, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемой проблеме; в заключении – способность обобщить изученный материал и сделать значимые выводы.
На «отлично» оценивается работа, выполненная на творческом уровне: в ней необходимо продемонстрировать не только навыки работы с научной литературой, но и умение самостоятельно определять и разрешать проблемные вопросы избранной темы, логически непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения. Дополнительно может быть оценено наличие в реферате иллюстраций, фотографий, схем, графиков, таблиц.