Особенности психоречевого развития
С.Н.САЗОНОВА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по специальностям
педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 031800 —
Логопедия, 031900 — Специальная психология, 03200 — Специальная
дошкольная педагогика и психология
2-е издание, исправленное
Москва
ACADEMA
УДК 616.22-008.5(075.8) ББК74.102я73 С12
Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология для педагогических вузов и колледжей»
Руководитель программы — доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, декан кафедры дошкольной
и социальной педагогики Тольяттинского государственного университета,
профессор К Н. Лазарева;
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой логопедии СамГПУ,
доцент Е.А. Чаладзе
Сазонова С. Н.
С12 Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с. ISBN 5-7695-2393-Х
В учебном пособии представлены материалы комплексного подхода к планированию занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе детей с общим недоразвитием речи.
Для студентов дефектологических факультетов. Книга будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего видов, а также студентам педагогических училищ и колледжей. Она может быть использована в системе повышения квалификации педагогических кадров.
УДК 616.22-008.5(075.8) ББК74.102я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», воспроизведение его любым способом без согласия правообладателя запрещается
© Сазонова С.Н., 2003
INIIN Ч 7645-2.493-Х © Издательский центр «Академия», 2003
ВВЕДЕНИЕ
Коррекция речевых дефектов — один из наиболее сложных видов комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена прежде всего тем, что нарушение речевой деятельности, каково бы оно ни было по степени выраженности, никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими (Р.Е.Левина, С.С.Ляпидевский, С. И.Маевская, С. А. Миронова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева), психолингвистическими (В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.) исследованиями.
В связи с этим для устранения общего недоразвития речи у дошкольников необходим комплексный подход: соответствующая организация обучения; координация воспитательных и обучающих действий педагогов, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги разных направлений в осуществлении коррекционно-педагогической работы.
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях принята программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». Авторы этой программы предлагают логопеду и воспитателю совместно наметить словарный минимум, которым должны овладеть дети, и определить уровень требований, предъявляемых к их самостоятельной речи. Программа содержит рекомендации по развитию элементарных математических представлений, конструированию, изобразительному искусству, физической культуре, трудовому воспитанию. Известны также рекомендации для воспитателей Ю.Ф.Гаркуши, Т.А.Ткаченко, Н.Л.Крыловой, В.В.Коноваленко, С. А. Мироновой к планированию занятий по развитию речи, отличительной особенностью которых является системный подход к решению проблем, связанных с коррекцией речевого недоразвития у дошкольников.
Несмотря на это, по-прежнему ощущается недостаточная разработанность проблем комплексного подхода в деятельности педагогов дошкольных учреждений (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов): не обозначены с достаточной четкостью направления их работы, нет подробного описания различных видов деятельности дошкольников, нуждается в обновлении содержание дошкольного образования в соответствии с требованиями государственного стандарта. Мало освещен вопрос координации фронтальных занятий по развитию речи, организуемых учителем-логопедом и воспитателем. Целенаправленная помощь детям в устранении речевых дефектов, оказываемая родителями, является немаловажным условием успеха. Однако она сыграет свою роль только в том случае, если будет осуществляться в тесном контакте с учителем-логопедом и воспитателями и следовать логике их обучающих действий.
Настоящее учебное пособие имеет целью оказать практическую помощь будущим учителям-логопедам и воспитателям в организации целенаправленной совместной деятельности по устранению общего недоразвития речи воспитанников.
В разделе I дается характеристика психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи, раскрываются общедидактические и специфические принципы в работе с дошкольниками, подробно описывается система интеграции коррекционно-воспитательных взаимодействий учителя-логопеда, воспитателей и родителей в дошкольном образовательном учреждении.
В разделах II и III предложены учебно-тематические планы, комплексное (учитель-логопед —воспитатель —родители) перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, примерные конспекты занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи, которые проводит воспитатель.
В качестве практического материала для занятий в книге использованы стихотворные тексты, взятые из детских хрестоматий [52], [53], [54], сборников А.В.Соболевой «Загадки-смекалки» (М., 2000) и О.Н. Козак «Загадки и скороговорки» (СПб., 1997) и некоторых других источников, приведенных в списке литературы.
Предлагаемая в учебном пособии программа занятий с детьми, посещающими логопедическую группу дошкольников с общим недоразвитием речи рассчитана на два года. В основу ее положены программа «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», учебно-методическое пособие «Содержание и планирование коррекционной работы в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи» Т. Б.Филичевой и Г. В. Чиркиной, «Программы воспитания и обучения и детском саду» мод редакцией М.А.Васильевой, утвержденные Министерством образования РСФСР, временные требования Государственного стандарта по дошкольному образованию.
Для активизации усвоения предлагаемого материала и формирования у студентов интереса к исследовательской деятельности в учебное пособие включены контрольные вопросы и практические задания.
Ссылки на используемые источники даются в квадратных скобках, вторая цифра обозначает страницу.
Содержание занятий апробировалось в непосредственной педагогической практике педагогов детского сада «Центр коррекции речи» г. Новокуйбышевска Самарской области. У детей, с которыми проводилась работа по данному учебно-методическому пособию, специалистами психологической службы была отмечена положительная динамика преодоления общего недоразвития речи.
Автор выражает благодарность Л. И. Шутковой, Т. И. Фониной, принявшим участие в разработке разделов II и III, В.В.Никитиной, Н.В.Степанченко за апробацию материала.
РАЗДЕЛ I
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ