Особенности психоречевого развития

С.Н.САЗОНОВА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по специальностям

педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 031800 —

Логопедия, 031900 — Специальная психология, 03200 — Специальная

дошкольная педагогика и психология

2-е издание, исправленное

Москва

ACADEMA

УДК 616.22-008.5(075.8) ББК74.102я73 С12

Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология для педагогических вузов и колледжей»

Руководитель программы — доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, декан кафедры дошкольной

и социальной педагогики Тольяттинского государственного университета,

профессор К Н. Лазарева;

кандидат педагогических наук, зав. кафедрой логопедии СамГПУ,

доцент Е.А. Чаладзе

Сазонова С. Н.

С12 Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Свет­лана Николаевна Сазонова. — 2-е изд., испр. — М.: Изда­тельский центр «Академия», 2005. — 144 с. ISBN 5-7695-2393-Х

В учебном пособии представлены материалы комплексного подхода к планированию занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе детей с общим недоразвитием речи.

Для студентов дефектологических факультетов. Книга будет полезна пе­дагогам дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего, ком­бинированного, компенсирующего видов, а также студентам педагогиче­ских училищ и колледжей. Она может быть использована в системе повы­шения квалификации педагогических кадров.

УДК 616.22-008.5(075.8) ББК74.102я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», воспроизведение его любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Сазонова С.Н., 2003
INIIN Ч 7645-2.493-Х © Издательский центр «Академия», 2003

ВВЕДЕНИЕ

Коррекция речевых дефектов — один из наиболее сложных ви­дов комплексной медико-психолого-педагогической помощи де­тям. Сложность оказания такой помощи обусловлена прежде всего тем, что нарушение речевой деятельности, каково бы оно ни было по степени выраженности, никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психо­лого-педагогическими (Р.Е.Левина, С.С.Ляпидевский, С. И.Маевская, С. А. Миронова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева), психолинг­вистическими (В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.) ис­следованиями.

В связи с этим для устранения общего недоразвития речи у дошкольников необходим комплексный подход: соответствующая организация обучения; координация воспитательных и обучающих действий педагогов, решение вопросов методического обеспече­ния, включающего учебно-тематический и перспективный пла­ны; разработка и систематизация практического материала, кото­рым могли бы воспользоваться педагоги разных направлений в осуществлении коррекционно-педагогической работы.

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях принята программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Коррекционное обу­чение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразви­тием речи». Авторы этой программы предлагают логопеду и воспи­тателю совместно наметить словарный минимум, которым должны овладеть дети, и определить уровень требований, предъявляемых к их самостоятельной речи. Программа содержит рекомендации по развитию элементарных математических представлений, конст­руированию, изобразительному искусству, физической культуре, трудовому воспитанию. Известны также рекомендации для воспи­тателей Ю.Ф.Гаркуши, Т.А.Ткаченко, Н.Л.Крыловой, В.В.Коноваленко, С. А. Мироновой к планированию занятий по разви­тию речи, отличительной особенностью которых является си­стемный подход к решению проблем, связанных с коррекцией речевого недоразвития у дошкольников.

Несмотря на это, по-прежнему ощущается недостаточная раз­работанность проблем комплексного подхода в деятельности педагогов дошкольных учреждений (воспитателей, музыкальных ру­ководителей, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов): не обозначены с достаточной четкостью направления их работы, нет подробного описания различных видов деятельно­сти дошкольников, нуждается в обновлении содержание дошколь­ного образования в соответствии с требованиями государствен­ного стандарта. Мало освещен вопрос координации фронтальных занятий по развитию речи, организуемых учителем-логопедом и воспитателем. Целенаправленная помощь детям в устранении ре­чевых дефектов, оказываемая родителями, является немаловаж­ным условием успеха. Однако она сыграет свою роль только в том случае, если будет осуществляться в тесном контакте с учителем-логопедом и воспитателями и следовать логике их обучающих дей­ствий.

Настоящее учебное пособие имеет целью оказать практическую помощь будущим учителям-логопедам и воспитателям в органи­зации целенаправленной совместной деятельности по устранению общего недоразвития речи воспитанников.

В разделе I дается характеристика психоречевого развития де­тей с общим недоразвитием речи, раскрываются общедидакти­ческие и специфические принципы в работе с дошкольниками, подробно описывается система интеграции коррекционно-воспитательных взаимодействий учителя-логопеда, воспитателей и ро­дителей в дошкольном образовательном учреждении.

В разделах II и III предложены учебно-тематические планы, комплексное (учитель-логопед —воспитатель —родители) пер­спективное тематическое планирование занятий по формирова­нию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, примерные конспекты занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи, которые проводит воспитатель.

В качестве практического материала для занятий в книге ис­пользованы стихотворные тексты, взятые из детских хрестома­тий [52], [53], [54], сборников А.В.Соболевой «Загадки-смекал­ки» (М., 2000) и О.Н. Козак «Загадки и скороговорки» (СПб., 1997) и некоторых других источников, приведенных в списке литературы.

Предлагаемая в учебном пособии программа занятий с детьми, посещающими логопедическую группу дошкольников с общим не­доразвитием речи рассчитана на два года. В основу ее положены программа «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летне­го возраста с общим недоразвитием речи», учебно-методическое пособие «Содержание и планирование коррекционной работы в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи» Т. Б.Филичевой и Г. В. Чиркиной, «Программы воспитания и обу­чения и детском саду» мод редакцией М.А.Васильевой, утвержденные Министерством образования РСФСР, временные требо­вания Государственного стандарта по дошкольному образованию.

Для активизации усвоения предлагаемого материала и фор­мирования у студентов интереса к исследовательской деятельно­сти в учебное пособие включены контрольные вопросы и практи­ческие задания.

Ссылки на используемые источники даются в квадратных скоб­ках, вторая цифра обозначает страницу.

Содержание занятий апробировалось в непосредственной пе­дагогической практике педагогов детского сада «Центр коррек­ции речи» г. Новокуйбышевска Самарской области. У детей, с ко­торыми проводилась работа по данному учебно-методическому по­собию, специалистами психологической службы была отмечена положительная динамика преодоления общего недоразвития речи.

Автор выражает благодарность Л. И. Шутковой, Т. И. Фониной, принявшим участие в разработке разделов II и III, В.В.Никити­ной, Н.В.Степанченко за апробацию материала.

РАЗДЕЛ I

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации