Неожиданно в зал вбегают «Ох» в валенках и шапке и «Ах» в спортивной форме.
Ох: Ох, как я устал! Ох, какой я больной! Ох, как мне холодно!
Ах: Ах, как хорошо! Ах, я, кажется, попал на праздник! Ах, как будет весело!
Ведущий: Кто вы? Как вас зовут?
Ах: Я –Ах!
Ох: Я – О-ох! Хватается за спинуОх, как болит!
Ведущий: Вот оно что! Вы Ох и Ах. Пришли к нам из мультфильма.
Ах: Ах, как хорошо!
Ох: Ох, я ударился! У меня бок болит! Ох падает, Ах пытается поднять его за ногу, потом тащит за руку.
Ах: Да ты сядь, посмотри на детей, может и научишься как стать сильным и закаленным. Ох садится.
Ах: Послушай, Ох, что ты так закутался? Шапка, шарф. Ты почему не закаляешься?
Ох: Ох, простужусь!
Ах: А ну, снимай ушанку. Делай со мной зарядку. Показывает движения: Раз-два! Раз-два! Ох неумело повторяет.
Ах: Ничего у тебя не получается, давай лучше поиграем с ребятами.
Игра «Самолеты»
Ведущий обращается к Оху:
Не надо бояться, что будут смеяться,
Зарядку свою не бросай никогда!
Лишь тот, кто не плачет, добьется удачи, легко, без труда!
Ах: Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна,
От лени и болезней спасает всех она!
Ведущий: Начинаем эстафету, вместо палочки – конфета!
Ее вместе понесем, вокруг стойки обойдем,
А затем назад бегом, ее команде мы вернем!
Ох иАх стоят во главе команд.
1 эстафета «С конфетой»
Ведущий: Шагают по дорожке не две, а четыре ножки.
Две ноги идут вперед, две другие наоборот.
2 эстафета «На маминых ногах»
Ведущий: Ой, случился вдруг потоп!
Дети, все на островок!
Вы – сюда, а вы – сюда!
Не случилась бы беда!
Ведущий: Приглашаю папу от каждой команды, вы сегодня спасатели. Ваша задача перенести всех детей на сухое место. Как это сделать, решайте сами. Победит тот, кто быстрей перенесет.
3 эстафета «Потоп»
Дети садятся и некоторое время сидят. Пауза.
Ведущий: Ну, что, скучно так сидеть
Друг на друга все глядеть?
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться!
Игра «Перебежки»
Ведущий: Отгадайте загадку:
«Длинная, не палка, быстрая, не галка,
С ней так весело скакать. Что это?»
Соревнования двух мам со скакалками.
Ведущий:Почему-то все считают,
Что ковры и не летают.
Наш ковер не такой,
Он летит всегда стрелой!
4 эстафета «Перетащим»
Ведущий: Эх, на скейте хорошо,
Ведь он катится легко.
Садись ровно, не вертись
И поехали, держись!
5 эстафеты «На скейте»
Ведущий: Мы ничуть не унываем,
В новую игру играем.
Мяч по кругу покатился,
А потом остановился.
Ты внимательно смотри,
Вместе с мячиком замри!
Игра «Мяч по кругу»
Ведущий: Вот за праздник ваш веселый
Я вас всех благодарю!
Свой подарок витаминный
На здоровье вам дарю!
Ах и Ох вместе с детьми идут в группу мыть руки и угощаться витаминами.
Самостоятельная работа № 16
Элементарный туризм
Элементарный туризм
Экскурсии и прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач и включают в себя упражнения, которые можно проводить с ребенком 3—4 лет. Они содействуют укреплению здоровья, физическому, эстетическому, нравственному, интеллектуальному развитию.
Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача.
К проведению прогулок воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане.
Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок является лето.
Воспитатель перед прогулками и экскурсиями тщательно изучает район, дорогу, по которой пройдет прогулка: в городе — Парк, сквер, сад; на даче — ближайший лес, луг, поляну, реку, озеро и т.д.
Определяется дальность маршрута и место отдыха.
Прогулки и экскурсии позволяют познакомить ребенка с об-щественными учреждениями, например дворцом детского творчества, оздоровительным лагерем, стадионом, физкультурными площадками и т.д.
В 5—7 лет ребенок уже обладает довольно большим двигательным опытом, самостоятельностью, организованностью, что позволяет проводить туристские прогулки.
Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитательного мероприятия.
Туристские прогулки может проводить как специалист по физической культуре, так и воспитатель. Наилучший результат достигается при усилии всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения, особенно воспитателя и специалиста по физической культуре.
Работа по организации туристских прогулок на протяжении всего года входит в план воспитательно-образовательной работы с ребенком. Педагогические исследования показали целесообразность планирования работы по данному разделу в соответствии с циклическим принципом. Это позволяет установить тесную связь с различными видами деятельности ребенка, обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы дошкольного образовательного учреждения и школы. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы.
Каждый цикл — неразрывное единство трех взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.
Целью подготовительного этапа является создание психологической и двигательной готовности детей к новому виду деятельности.
На этом этапе задается общая эмоциональная направленность. Затем перед детьми ставится цель предстоящей деятельности, уточняются и расширяются знания ребенка, формируются необходимые навыки.
Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы или педагог читает им художественную литературу, показывает слайды и туристское снаряжение, что помогает формировать у детей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и желанию овладеть туристскими умениями.
Важное место на подготовительном этапе отводится организации сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.
На этапе подготовки педагог организует практическую продуктивную деятельность. Она связана с изготовлением эмблем, значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колышков для палатки и т.д.). Важную роль в этом играют развивающие игры и упражнения, подвижные игры, сюжетные физкультурные занятия и т.д.
При проведении туристских прогулок у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике.
Для детей 5—6 лет вводится следующая лексика:
· слова-предметы: турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас;
· слова-определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный туризм;
· слова-действия: поход, привал, сбор, преодоление.
Для детей 6—7 лет: слова-предметы: руководитель группы, штурман, маршрут, карта, снаряжение, бивак; слова-определения: горный, конный, автомобильный туризм; слова-действия: страховать, ориентироваться, сигналить; словосочетания: туристский слет, полоса препятствий.
В формировании словаря ребенка огромную роль играет использование педагогом соответствующих понятий как во время предварительной работы, так и при проведении туристских прогулок.
Важная роль в подготовке к походам отводится предварительной двигательной тренировке ребенка. В основном уделяется внимание индивидуальной физической подготовленности ребенка, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.д. Содержание туристских прогулок разнообразно. Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут проходить под девизом «Туризм — лучший отдых», «Туризм — путь к здоровью» и т.д.
Организуются туристские прогулки к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов — воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, развить нравственно-патриотические чувства.
Туристские походы носят также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.
Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручку.
На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.