Понятие о спортивной форме

Лекция № 8

Управление спортивной тренировкой

План занятий

1.Структура управления.

2.Планирование.

3.Переодизация круглогодичной учебно-тренировочной работой.

УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ

Достижение спортивного мастерства возможно лишь в результате методически правильно организованной спортивной тренировки. Ведущим условием ее эффективности является управление тренировкой.

Функция управления принадлежит тренеру, а в качестве объекта управления выступают спортсмен и команда. Следовательно, управление — это процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления, который вызывает в нем соответствующие изменения, направленные на достижение поставленной цели.

Роль управления исключительно велика. Управление процессом тренировки прежде всего заключается в приспособлении ее содержания к индивидуальным особенностям каждого спортсмена. В спортивных играх осуществление этого требования представляет достаточно сложную задачу, поскольку сам процесс игры и характер тренировки в абсолютном большинстве носят коллективный характер.

Структура управления

Процесс управления основывается на принципе двусторонней связи между органом управления (тренером) и объектом управления (спортсменом). Эта связь носит информационный характер и состоит в сборе информации о текущем состоянии объекта, ее переработке и принятии новых управленческих решений, направляемых от органа управления к объекту управления.

Управление включает: планирование, организацию, контроль и учет.

Эффективность управления обусловливается рядом факторов. В их числе важнейшая Роль принадлежит непрерывности. Она обеспечивается созданием замкнутого цикла управления, включающего:

— планирование тренировочного процесса;

— контроль за его осуществлением и состоянием тренированности спортсменов;

— обобщение и анализ данных контроля и внесение изменений. Организация процесса управления осуществляется при определении реально достижимых целей и задач подготовки, выборе средств и путей их достижения. Обучение и тренировка ведутся в оптимальном для каждого спортсмена режиме.

Задача тренера заключается в том, чтобы всегда знать, видеть и действовать. Это значит, что тренер должен уметь выбирать время, средства и способ воздействия на спортсмена, которые обеспечат успешное решение учебно-воспитательных задач.

Следовательно, управленческие функции тренера заключаются в планировании учебно-тренировочного процесса, его организации, контроле за его ходом, материально-техническом обеспечении учебно-тренировочного процесса.

Планирование

Планированию принадлежит важнейшая роль в процессе управления. Суть его состоит в разработке обоснованной программы практической деятельности, обеспечивающей достижение определенного уровня подготовленности отдельных игроков и всего коллектива в целом и соответствующего ему спортивного результата.

Планирование есть не что иное, как правильное прогнозирование ожидаемого прироста спортивных результатов и обеспечивающего их уровня подготовленности. Прогнозирование, в свою очередь, опирается на моделирование, заключающееся в построении моделей спортсменов и игровых коллективов будущего и необходимого в этих целях планирования процесса подготовки. В основу моделей положены объективные закономерности совершенствования спортивного мастерства в данном виде спортивных игр.

Основная цель планирования — создать условия, обеспечивающие всестороннюю подготовку спортсменов к участию в соревнованиях.

Планирование — это наиболее сложная часть работы тренера. Оно требует глубоких знаний, умения правильно выбирать средства и методы тренировки и рассчитывать необходимое время.

Планирование составляет основной вид управленческой деятельности тренера и ее главное содержание. Избранный план подготовки определяет формы контроля за его выполнением и метод анализа его результатов.

В практике учебно-тренировочной работы по спортивным играм применяют перспективное, текущее и оперативное планирование.

Каждый из этих видов тесно связан друг с другом — они составляют единое целое. Ведущая роль принадлежит перспективному планированию, а остальные виды вытекают из него, являясь формой его детального раскрытия.

Планирование осуществляют с помощью количественных показателей. К их числу в первую очередь относится время, выделяемое на учебно-тренировочную работу. Объем используемых упражнений обычно выражается в часах. Интенсивность и сложность тренировочных и соревновательных нагрузок могут быть выражены с помощью условных единиц.

Перспективное планирование

Перспективное (долгосрочное) планирование определяет характер всей подготовки спортсменов на несколько (2—5) лет вперед. Тем самым создается программа поэтапного овладения спортивным мастерством для данного спортсмена и игрового коллектива.

Чаще всего такой план разрабатывают на четырехлетний (олимпийский) период и полностью согласуют с календарем важнейших соревнований. В нем определяют общие задачи по годам подготовки, динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, периодизацию тренировки в годовых циклах.

Для проведения перспективного планирования нужно прежде всего иметь полную характеристику о спортсменах: уровень общей и специальной подготовленности, результаты выступления в соревнованиях, объемы тренировочных нагрузок и т. д. Это нужно для того, чтобы узнать, как выполнены задачи предыдущего этапа и что нужно изменить в содержании подготовки в будущем.

Перспективный план включает:

1. Основные цели и задачи подготовки (прогнозируемый результат в различных соревнованиях).

2. Основные направления и задачи подготовки по этапам (годам).

3. Характеристики основных показателей процесса тренировки (количество тренировочных дней и тренировок, продолжительность тренировок, соотношение объема и интенсивности и др.).

4. Контрольные показатели уровня подготовленности (результативность игровых действий, рост функциональных возможностей и пр.).

5. Меры профилактики и восстановления.

6. Содержание врачебно-педагогического контроля.

В перспективном плане находят отражение основные закономерности процесса тренировки: непрерывность, цикличность, волнообразность, изменение нагрузки, постепенность в увеличении ее объема и интенсивности, отличающие каждый последующий год от предыдущего.

В таком перспективном плане отражаются наиболее общие положения, характерные для всего коллектива спортсменов. Индивидуальные особенности учитываются при составлении индивидуальных планов подготовки.

Документы перспективного планирования— это общий (командный, групповой) перспективный план и индивидуальные перспективные планы.

Общий план состоит из двух частей: общей части и графика. Общая часть включает следующие разделы:

1. Характеристика команды.

2. Цель и основные задачи подготовки.

3. Этапы подготовки и их продолжительность.

4. Главные соревнования этапов и планируемые результаты.

5. Основная направленность тренировки, плановые задания и контрольные требования по разделам и этапам подготовки, средства и методы тренировки.

6. Периодизация тренировки, динамика нагрузок, их объем интенсивность, психическая напряженность.

7. Спортивно-технические показатели по годам.

8. Комплектование состава команды для выступления в главных соревнованиях, подготовка резервов.

9. Педагогический и врачебный контроль.

10. Материально-техническое обеспечение подготовки и соревнований.

График дополняет текстовую часть. В нем отражаются годовые показатели и их выполнение. Выделяют такие их характеристики:

1. Общее количество рабочих дней (из них — соревновательных и тренировочных).

2. Общее количество тренировок (из них — индивидуальных групповых, командных).

3. Общее количество тренировочных часов.

4. Количество часов, используемых на различные виды подготовки.

5. Интенсивность тренировок (в часах) — количество тренировок с максимальной, высокой, средней и малой интенсивностью.

6. Количество дней активного отдыха и восстановления.
Индивидуальный перспективный плансоставляют на основе общего

плана с учетом особенностей выполняемых игровых функций. Примерная форма плана:

1. Общая и спортивно-техническая характеристика спортсмена
(возраст, спортивный разряд, спортивный стаж, игровая функция,
антропометрические данные, уровень подготовленности, психологическая
характеристика).

2. Цели и задачи подготовки (основная цель и задача подготовки, спортивные результаты, тренировочные и соревновательные нагрузки, задания и контрольные требования по различным видам подготовки).

3. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль (сроки сдачи контрольных нормативов, медицинских обследований, текущий самоконтроль).

4. График подготовки (по форме общего графика).

Текущее планирование

На каждый год (или сезон) подготовки разрабатывается подробная программа. Она составляет годовое, или текущее, планирование.

Годовой план раскрывает содержание тренировки исходя из годичного календаря соревнований и решаемых на данном этапе задач. В нем даются: структура тренировки, деление ее на периоды и этапы, их содержание и динамика нагрузок. Все это делается для того, чтобы подвести спортсмена к вершине спортивной формы к моменту самых ответственных соревнований сезона. Поэтому он основывается на закономерностях развития тренированности.

Годовой план состоит из следующих разделов:

— краткая характеристика предыдущего сезона;

— основные цели и задачи текущего сезона;

— календарные сроки соревнований и связанные с ними задачи;

— периодизация годичного цикла подготовки;

— задачи и содержание периодов и этапов тренировки;

— динамика тренировочных и соревновательных нагрузок;

— распределение времени на различные виды и средства подготовки по периодам и этапам годичного цикла;

— контрольные требования по разделам подготовки;

— формы и сроки врачебно-педагогического контроля;

— материально-техническое обеспечение.

На основании общего плана разрабатывают индивидуальные годовые планы тренировки для каждого спортсмена.

В индивидуальных планах предусматривают задачи подготовки, определяют требования по различным характеристикам спортивного мастерства, указывают необходимые средства подготовки, сроки и формы контроля за выполнением задания.

Понятие о спортивной форме

В процессе спортивной тренировки в организме спортсмена происходят сложные перестройки, которые определяют уровень его подготовленности. Хотя этот процесс протекает непрерывно, состояние готовности к достижению высоких спортивных результатов возникает лишь в отдельные, сравнительно непродолжительные периоды, характеризующиеся оптимальным состоянием всех функциональных систем организма. Это состояние носит название спортивной формы.

Приобретение спортивной формы носит фазовый характер. Выделяют фазы становления, стабилизации и временной утраты.

Становление спортивной формы происходит на основе достижения нового уровня общей и специальной подготовленности.

Стабилизация спортивной формы — это относительно короткий период, характеризующийся неоднократными высокими результатами, показываемыми спортсменами в отдельных соревнованиях.

В спортивных играх, отличающихся особой длительностью календаря соревнований, особенно важна стабильно высокая спортив­ная форма. Однако ее достижение и сохранение представляют большую трудность. Практически спортивная форма непостоянна и колеблется в известных пределах.

Временная утрата спортивной формы — неизбежное следствие накапливающегося утомления. Поэтому после этапа ответственных соревнований спортивная форма утрачивается и необходимы опреде­ленные шаги для ее возвращения.

Наши рекомендации