Этические и правовые нормы поведения в обществе. Роль общины, общественного мнения в жизни людей
В процессе векового опыта жизнедеятельности украинцев выработалось много этических и правовых норм поведения личности, связанных с ее жизнью в семье и в обществе.
Главным источником народной морали всегда были уважение и любовь к работе, особенно земледельческой. Например, в "Описании Украины" Г. де Боплана находим свидетельства о том, что среди украинских казаков "случаются знатоки всех ремесел, необходимых человеку: плотники для строительства жилья и лодок, кузнецы, оружейники, кожевники, сапожники, бондари, портные и др. Их женщины прядут лен и шерсть, делают из них полотно и ткани. Все они хорошо умеют обрабатывать землю, сеять, жать, выпекать хлеб, готовить всяческие мясные блюда, варить пиво, хмельной мед, брагу, водку и т.п.".
Все славяне соблюдали общие этические нормы поведения:
Каждый человек всегда помнил о Боге.
День начинался молитвой.
Большое значение придавали общественному мнению.
Каждый должен был с уважением относиться к старшим, особенно к женщинам.
Все преступления осуждались "на деньги" (преступник платил штраф сельской общине).
Молодых людей наказывали за добрачные интимные отношения.
Холостяцкие общины имели свои кассы. Средства использовали на оплату музыкантов и организацию молодежных праздников по народному календарю.
Самым большим преступлением считалось конокрадство, за что осуждали "на смерть".
Большое значение украинцы придавали заключению брака. Только после бракосочетания человека считали самостоятельным. Женатый мужчина пользовался авторитетом в обществе.
Церковь и законодательство запрещали венчать несовершеннолетних. Девушки выходили замуж в 16–23 года, парни – в 18–25 лет. Народ одобрял ранние браки: "Рано встанет – дело сделает, рано женится – детей до ума доведет". Женихов и невест старались выбирать из своего села, редко – из соседних.
В обществе существовали принципы социальной эндогамии, то есть избранника искали равного по социальному и экономическому положению, и национальной эндогамии, то есть избранника искали одинаковой национальности.
Семья – это объединение людей на основе брака или кровного родства, которые связаны между собой общностью быта и взаимной ответственностью. Основу семьи представляет брачный союз между мужчиной и женщиной, санкционированный обществом. Простая – это семья, которая состоит из одной супружеской пары или одного из родителей с неженатыми детьми. Сложная – это семья, которая состоит из нескольких супружеских пар. Иногда случались неполные семьи – из-за смерти одного из супругов. Очень редко семьи становились неполными из-за развода. Сельская община признавала развод только в случае отсутствия детей. Повторный брак разрешался, но не раньше чем через год после смерти одного из супругов.
Крестьяне в хозяйственном и бытовом смысле большей частью находились в зависимости от неписаных законов и обычаев общины.
Община – это такое сообщество, которое имеет определенную территорию проживания, собственность, свое правительство и, согласно установленным нормам, регулирует все аспекты жизни своих жителей.
Жизнь сельской общины отличалась разными формами интенсивного контактирования между ее членами, взаимной информированностью и гласностью. Даже в очень больших селах (на 300 или 500 и более дворов) все жители знали друг друга.
Большая или меньшая община жила одной жизнью. Жали рожь – все "в одной руке", молились до одной церкви, вместе праздновали свадьбы, провожали в последний путь. О каждом члене сельской общины складывалось общественное мнение, которым никто не пренебрегал.
Среди традиционных форм контактирования членов общины, а также членов соседних общин были взаимные храмовые праздники. По обыкновению каждая церковная община дважды в год отмечала храмовый праздник.
Сближало людей также паломничество к религиозным святыням, среди которых первенство принадлежало Киево-Печерской и Почаевской Лаврам. Шли на прощу не поодиночке, а группами, добирались пешком, проходя через десятки сел и городов.
Большая хозяйственная и информативная роль в связях сельской общины с внешним миром принадлежала ходокам, – своеобразным посланцам общины в разные правительственные инстанции.
Колоритом общественного быта стали ярмарки. Сюда съезжались купцы, продавцы и покупатели со всей округи. Были ярмарки уездных городков и нередко – отдельных сёл. Здесь сбывали продукты земледелия, животноводства, а местные ремесленники – разные изделия из дерева, металла, кожи, шерсти и др. Кроме этого, можно было сбывать сельскохозяйственную продукцию, покупать товар, одежду, обувь, игрушки, мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Вообще ярмарка в крестьянском быту воспринималась как неотъемлемый атрибут жизни и производства. Без постоянной связи с ярмаркой не могло функционировать никакое хозяйство. Ярмарки стали местом составления разных торговых соглашений. Однако никакая сторона уже не могла отказаться от достигнутой договоренности, иначе это приводило к моральной и материальной ответственности. Вместе с тем ярмарки служили постоянным средством разной информации и знаний, прежде всего большой выставки товаров, местом контактирования между крестьянами и мещанами, крестьянами из отдаленных сел.
Одной из форм общения и духовной жизни сельской общины были церковные хоры, которые объединяли по 10–20 лучших певцов и певиц села.
Выразительной чертой общественного быта в Украине, в России и Белоруссии были толоки – выполнение таких видов работ, которые сам крестьянин просто не мог выполнить, помощь хозяйствам вдов, одиноким старым людям, форма взаимопомощи. Это давало возможность, например, перевезти купленные в далеком селе молотилку или ветряную мельницу. Безусловно, одна крестьянская подвода не способна была это сделать. Да и затянулась бы такая перевозка на 20–50 дней. Поэтому все члены общины понимали необходимость выполнения работ толокой, и каждый считал общественным долгом откликнуться на просьбу соседа, которому необходима помощь. На такую просьбу не принято было отвечать отказом. За участие в толоке хозяин не платил, но должен был устроить толоку-гостину.
Строительство дома и других сооружений также требовало много рабочих рук. Поэтому иногда крестьяне устраивали толоки, но лишь на возведение каркаса строения. Всю остальную работу выполняли нанятые мастера и члены семьи. Для вдов, сирот, калек толока проводилась как помощь и очень часто по инициативе соседей. Такими толоками вспахивали и засевали поле, собирали и свозили урожай, ремонтировали дома или хозяйственные здания.
Подобными толокам были супряги. Их использовали более бедные хозяйства, которые имели по одном коню или волу, неполный инвентарь для возделывания грунта или же тягловую силу, но не имели инвентаря. Когда в супрягу объединялись хозяйства с разными по величине участками поля, между ними проводились соответствующие расчеты роботоднями или другим образом.
Делом общины была организация выпаса скота в весенне-летний период. Общественного пастуха стада выбирало вече, сход. Выбирали по обыкновению бедного крестьянина, нередко бедного парня, но такого, к которому было доверие как к честному человеку.
Общественная жизнь на селе характеризовалось так называемой автономией по полу (мужчины, женщины), семейному положению (женатый и неженатый), возрасту (старшие мужчины и женщины, молодежь, дети), экономическому положению (богатые, средние и бедные хозяева).
Вечерницы были центрами молодёжного общения, они объединяли и работу, и развлечения. Здесь сообщали сельские новости, обсуждали сельскую жизнь, пели, рассказывали небылицы – причудливые истории. Вечерницы длились с поздней осени до начала Великого поста, ведь веселиться, петь песни во время поста – грех. Летом вечерниц не было, их заменяла улица – молодёжное общение на свежем воздухе.
Деятельность молодёжных общин была направлена и на общую работу, и на развлечения, вместе с тем регулировала отношения молодёжи.
Сельская община стремилась иметь хорошую церковь и доброго священника, культурно-просветительские учреждения – народные дома, школы, торговые кооперативы.
МОДУЛЬ 2.