Роль деревенской общины в индийском обществе

Характерной чертой Индии, определяющей своеобразие ее образа жизни и строя культуры, является огромная роль деревенской общины, За свою историю Индия не часто была единым государством, никогда - жестко централизованным, неоднократно претерпевала завоевания, но всегда умела сохранить внутреннее культурное единство. И секрет этого внеполитического единства во многом в крестьянской общине. В отличие от русской, индийская община огромна, практически полностью автономна в своей жизни, развитое разделение труда и практически полный набор специалистов во всех отраслях деятельности. Поэтому она попросту мало нуждается в объединительной роли государства. Сама общность, тождественность жизни в тысяче таких общин и создает единство образа жизни и культуры, которое невозможно разрушить никакими политическими изменениями в центре.Община платит налоги, а в остальном предпочитает жить сама по себе. И это придает удивительную "мягкую стойкость" индийской культуре, пассивно, но эффективно сопротивляющейся всем внешним воздействиям и сохраняющей свою самобытность.

Особенности социальной структуры индийского общества

Аналогично крестьянской общине построена и социальная структура традиционного индийского общества. Она состоит из сотен /около 400/ ячеек, клеточек, каст. Если в индийских фильмах кастовое деление это всегда препятствие для влюбленных, то на деле касты играли весьма важные и многообразные роли в обществе.

Каста возникала по самым различным признакам – этническим, религиозным, профессиональным и т.д. Каста с ее относительно демократичным аппаратом управления являлась для человека и своеобразным профсоюзом и кассой взаимопомощи, она защищала его права в суде, обеспечивала вдов и сирот, имела и другие многочисленные функции. Каста препятствовала внутренней социальной динамике в обществе, но давала защиту, безопасность, обеспечивала социальный порядок. В кастовом обществе невозможна борьба классов и слоев за власть, поскольку для каждой ячейки и ее членов гарантировано и закреплено место в социальной иерархии. Созданные кастами перегородки позволяли относительно мирно сосуществовать в обществе различным группам населения с их собственными взглядами и особенностями образа жизни. По своей функции такой принцип жизнеустройства, совместного, но раздельного сосуществования, в чем-то сродни английской внешней чопорности и холодности или апартеиду в Южной Африке, которым тоже сначала был задуман как способ раздельной жизни в одном государстве черного и белого населения.

На примере кастового строя особенно рельефно виден один из основных структурных принципов индийской культуры, который позволяет ей выживать в современном мире, сохраняя и традиции и частично модернизируясь без острых конфликтов и противостояния старого и нового. Этот принцип можно назвать "лоскутным" построением культуры: все новое просто прикрепляется как еще один "лоскуток" к яркому и со стороны эклектичному многообразию культурного мираИндии.

Причины сохранения индийской культуры

Пример сохранения уникальности индийской культуры представлен временами империи Александра Македонского, когда переплелись и древнейшие пласты архаики, и греческие влияния времен. Иностранные реформаторы и модернизаторы, революционеры всех оттенков просто не могут "перевернуть" Индию, изменить ее систему ценностей, уклад кардинально. Главная причина сохранения, стойкости индийской культуры в том, что к вновь пришедшим быстро привыкают и начинают рассматривать, как еще одну из сотен каст. Новой касте позволено жить рядом с другими на основе взаимного уважения особенностей взглядов и быта, но не дозволено вмешиваться и ломать нормы других ячеек общества. Другая причина – это древнейший этический и практический идеал пассивного сопротивления, который занимает важное место в системе ценностей индийской культуры. Позднее М. Ганди теоретически обосновал принцип сопротивления ненасилием.

Таким образом, кастовая система, уникальные ценности индийской культуры, приверженность традиционному укладу, очевидно, являются причинами стойкости многовековой культуры Индии. Это позволяет индийской культуре противостоять внешним влияниям и модернизироваться, не утрачивая своей неповторимости.

Особенности культура Китая

Идеалы китайской культуры

Культура Китая, сходна с индийской культурой по некоторым параметрам, характерным для всего Востока. Это, прежде всего, отсутствие противопоставления культуры и природы, преобладание традиции, идеал стабильности и т.д.Это сходство доказывают, в частности, многочисленные варианты культурной гибридизации индийской и китайской культуры в странах Юго-Восточной Азии. Но в то же время направленность развития, система ценностей, дух культуры имеют и серьезные отличная. На уровне глубинных представлений об устройстве мира это можно проиллюстрировать следующим образом. Если для европейца мир черно-белый, противоположности постоянно враждуют друг с другом и эта борьба, по утверждениям европейских философов, даже является источником развития, то для Индии такие представления смехотворны. Черное и белое, любые противоположности - это иллюзии в иллюзорном материальном земном мире. Кстати, противоположность материи и духа тоже иллюзорна. На деле все грани размыты и противоположности постоянно перетекают друг в друга: белое становится черным и наоборот.

Наши рекомендации