IV. Профилактика беспомощности посредством работы с правами и потребностями
Кузьминых Светлана Михайловна
Др. психологии (Варшавский университет), магистр теологии; специалист в области системного семейного консультирования, работы с зависимостями и созависимостью, профилактики и последствиями насилия, гештальт-терапии, ведения динамических групп
Трутнева Ольга Николаевна
Клинический психолог, системный семейный терапевт; групповой психотерапевт; специалист в области работы с насилием, педагог – психолог 1 – й категории; гештальт – терапевт; специалист по работе с зависимостями.
Время и место проведения:
Д.О Мочище (с сентября по май), с. Йогач (с мая по сентябрь).
К участию приглашаются:
· Психологи, педагоги, социальные педагоги, для изучения одного из методов мотивации клиентов на развитие, принятие ответственности и эффективное управление в личной и профессиональной жизни
· Студенты, для обучения очень эффективному методу работы с клиентами
· Родители, стремящиеся воспитать ответственных детей
· Родственники зависимых, стремящиеся помочь своим близким и желающие научиться выстраивать отношения, основанные на партнерстве и уважении
· Любой человек, испытывающий трудности в поиске и реализации своих потребностей
Некоторые приемы и техники работы по данным направлениям могут применять только специалисты, имеющие специальную подготовку. Но многие приемы и способы может использовать каждый человек в своей жизни, для изменения ее качества в лучшую сторону.
Цель:
Овладеть инструментом «Развивающего диалога» через осознание и реализацию своих личных потребностей, прав и возможностей.
Социальная и психологическая беспомощность, как детей, так и взрослых, основана на непонимании своих прав и возможностей, а также на неумении реализовывать свои потребности. Диалог – это альтернатива традиционным формам воспитательной, консультативной, профилактической и реабилитационной работы. Это способ решать проблему социальной беспомощности детей и молодежи, проблему беспомощности воспитателей и педагогов и проблему беспомощности общества в целом.
Целью психокоррекцииявляется формирование у клиентов ответственности, самостоятельности, осознанное использование своих прав, самосознания, способности прогнозировать будущее и развивать долгосрочные и краткосрочные стратегии поведения. Развивающий диалог помогает обрести чувство собственного достоинства, уверенность в себе и веру в свои силы, учит способности обращаться за помощью.
Во время занятий, будет проведен пошаговый разбор жизненных ситуаций участников и выработаны стратегии взаимодействия в решении их проблем. Будут рассмотрены и детально проработаны модельные ситуации в диалоге с демонстрациями и разбором. Участники поделятся опытом в применении навыков развивающего диалога в профессиональной и личной сферах жизни.
Темы занятий:
I. Метод «Развивающего диалога» в Системном семейном консультировании
1. Развивающий диалог – как взаимодействие на основе соблюдения прав сторон, отвечающее потребностям развития всех участников процесса и позволяющее разрешить конфликты/трудности, препятствующие развитию.
2. «Семейный договор» как модель передачи ответственности и предотвращения конфликтов.
3. Личный бюджет и финансовый семейный договор как модель оценки личных и семейных потребностей и принятия ответственности за них.
4. Исследование внутренних трудностей, препятствующих передаче ответственности. Поиск точки пересечения потребностей членов семьи.
5. Модель «Семейного территориального договора».
6. Как поддержать поисковую активность ребенка в удовлетворении его базовых потребностей и обучать управлению своей жизнью?
7. Разделение семейных функций на условиях договора, взаимного уважения и соблюдения прав, а также распределение ответственности сторон.
II. Инструментарий Развивающего диалога:
8. «Развивающий диалог», как метод решения социальных и психологических проблем, посредством преодоления социальной беспомощности конкретных людей, путем передачи им ответственности за реализацию их жизненно важных потребностей.
9. Исследование структуры отношений в диалоге, инструментарий Развивающего диалога.
10. Системный характер отношений в Развивающем Диалоге и их проявление на практике.
11. Функции открытых и закрытых вопросов при выходе из ситуации беспомощности.
12. Позитивная обратная связь, как средство управления мотивацией. Структура и функции позитивной обратной связи.
13. Контакт – условие и основа ведения диалога.
14. Как научить ребенка управлять своей жизнью или пошаговая передача ответственности в Диалоге.
15. Разрешающие условия в процессе передачи ответственности.
16. Исследование точки противоречия и превращение ее в точку развития.
17. Негативные эмоции и негативное мышление – враги диалога.
18. Способы разрядки негативных эмоций, мешающих построению диалога. Сила, как признак хорошей разрядки.
III. Выученная беспомощность и способы ее преодоления.
19. Беспомощность – как состояние, в котором человек отказывается от поисковой активности
20. Феномен выученной беспомощности: причины формирования, основные варианты поведения при беспомощности.
21. Состояние выученной беспомощности, как предпосылка возникновения зависимостей, психосоматических заболеваний и депрессий.
22. Технология социально-психологической реабилитации клиентов с проблемой социальной беспомощности и восстановление поискового поведения.
23. Ответственность – как осознанное отношение человека к реализации своих потребностей
24. Развивающий Диалог, как метод работы с созависимым поведением или передача ответственности.
25. Соцреабилитация посредством «Развивающего диалога».
IV. Профилактика беспомощности посредством работы с правами и потребностями
26. Факторы восстановления поисковой активности и включение мотивации через реализацию актуальных потребностей.
27. Исследование и различение потребностей, желаний и мечты.
28. Работа с потребностями как основа передачи ответственности.
29. Инструментальные и терминальные потребности, ценности, цели.
30. Распознавание, осознание и взятие ответственности за свои потребности, желание и мечту как метод восстановления собственной ценности человека.
31. Маркетинг потребностей. Управление и реализация потребностей как источник жизненной энергии.
32. Работа с правами как метод преодоления социальной беспомощности.
33. Правовые отношения или заключение договора.
34. Работа с правами/границами человека как основа практического овладения диалогом.