Й год обучения 4х часовая на базе ДДТ
Рабочая программа
К дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Вязание»
на 2016– 2017 учебный год
Ой год обучения
Группа № 2
На базе ДДТ
Педагог дополнительного образования
Мкртчян Валентина Владимировна
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вязание» на 2016– 2017учебный год 2-ой года обучения для детей 11-13 лет на базе ДДТ.
Овладение данной программой предусматривает получение самых разнообразных необходимых знаний и умений вязания: начиная с простых несложных изделий, до умения создавать творческие работы, что, несомненно, повлияет на развитие и воспитание личности ребёнка.
Программа направленана приобретение и повышение культурно-эстетического уровня развития воспитуемых, делая акцент на познавательной значимости предлагаемого вида творческой деятельности.
По уровню освоениязнаний, умений и навыков программа «Вязание» является общекультурной и доступной для ребёнка.
Цель программы:
На основе интереса к вязанию создать условия для реализации творческих возможностей воспитанников, эстетического вкуса, фантазии, трудолюбия.
Задачи:
Образовательные:
- Научить грамотному чтению символов, знаков, используемых в литературе для вязания;
- Научить знаниям по технологии пряжи и материаловедению вязания;
- Научить применять накопленные знания, умения, навыки для создания самостоятельных творческих работ.
- Способствовать формированию знаний по предмету: основы цветоведения, эстетического вкуса, дизайна.
- Научить детей приемам вязания, используя современную технологию и требования моды, совершенствуя технику вязания и качество выполнения изделий.
Развивающие:
- Развить способность творчески мыслить, стремление создавать авторские работы;
- Развить желание к самообразованию, изучению новых тем, способов и поисков НОВОГО в творчестве рукоделия крючком, использую обширную информацию из интернета.
Воспитательные:
- Сформировать в ребёнке любовь, уважение и потребность к декоративно – прикладному искусству, к саморазвитию и совершенствованию в этом виде творчества.
- Сформировать художественный вкус, развивать чувство гармонии, красоты;
- Воспитать любовь к Родине через познание её культурного наследия;
- Способствовать развитию доброжелательных отношений в коллективе, уважительного отношения к старшим товарищам и младшим по возрасту.
- Воспитывать чувство личной ответственности, чувство такта к окружающим;
- Воспитывать трудолюбие, самостоятельность в решении поставленных задач;
- Воспитывать бережное отношение к чужим работам и к своей работе; истории, культуре, традициям своей Родины и других государств.
Условия реализации программы «Вязание»:
Формируются группы с учетом навыков ребёнка и умения вязания
2-й год обучения -144 часа в год. Для детей 11-13 лет.
.
Режим занятий:
2-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа
Группа 2-го года обучения – 12 человек.
Программа является вариативной. Педагог может менять последовательность программы, вносить корректировку в ее содержание.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. При наборе детей учитывается возраст, степень предварительной подготовки.
Формы проведения занятий:
- традиционныезанятия,
- посещение музеев, театров, выставок;
- тематические праздники; творческие мастерские по овладению новыми техниками.
Особенности учебного года:
Подготовка к районным, городским выставкам и конкурсам:
· Посвященным году российского кино (2016 г.) и году экологии (2017 г.),
· Общегородской фестиваль изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Рождество в Петербурге»,
· Выставка-конкурс детского творчества «Шире круг. 2017»,
· Международный детский конкурс «Комната моей мечты»,
· Общегородском конкурсе детского художественного конкурса в выставочном центре Союза художников (знакомство с темами выставок, конкурсов; подбор наглядного материала педагогом и учащимися, создание композиций на данные темы).
· Приобщение девочек к участию в общегородских конкурсах по дизайну и моделированию одежды: « Мода. Стиль. Творчество», «Футболка превращается», «Первое ДЕФИЛЕ», Конкурсу юных дизайнеров: « Этнографика», Конкурсам по конструированию одежды из бумаги и нетрадиционных материалов: «Белое дефиле» и« Белый бал».
· Подготовка к празднованию 85-летия Дома детского творчества, участию в Юбилейном Концерте в честь Юбилея ДДТ.
· Выполнение творческих работ и участие в благотворительных акциях, ярмарках.
· Проведение совместных занятий (творческих мастерских) для родителей учащихся объединения, посвященные дню Матери, Новый Год и Рождество, День Защитника Отечества, 8 Марта, Пасха.
В учебно-воспитательной работе с учащимися и работе с родителями будут использоваться методические разработки, созданные инициативной группой педагогов в рамках опытно-экспериментальной работы «Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности» (2012-2015 гг.).
Форма организации деятельности учащихся:групповая - организация работы в группе, индивидуально-групповая – чередование индивидуальных и групповых форм работы, по звеньям при создании выставочных работ.
Формы проведения занятий:традиционныезанятия, посещение театров, выставок, тематические праздники, творческие мастерские по созданию авторских работ.
Ожидаемые результаты:
К концу 2-го года обучения, занимаясь по программе «Вязание», учащиеся должны знать и уметь:
- Расширить круг знаний в области пряжи, её свойств, правильного использования и применения.
- Уметь правильно подобрать крючок и нить для предстоящей работы.
- Уметь рассчитывать петли исходя из индивидуального размера.
- Уметь связать образец по схеме к желаемому изделию.
- Развить художественный, эстетический вкус, красиво оформлять изделия, удачно используя цветосочетания.
- Развить аккуратность, внимание, усидчивость, умение доводить работу до конечного результата.
- Знать условные обозначения, термины, используемые в литературе для вязания.
- Уметь практически воплощать замыслы в своих работах, участвовать в подготовке,
отборе и оформлении работ к выставкам.
- Проявить в своих работах любовь к Родине через познание её культурного наследия;
- Участвовать в городских и районных выставках.
Формы подведения итогов и способы проверки результатов: Основными способами фиксации результата, успешного овладения учащимися содержанием программы, являются систематическое отслеживание педагогом результативности исходя из практических работ учащихся.
В конце каждого года обучения - итоговая выставка творческих работ учащихся, выполненных в соответствии с тематикой образовательной программы.
Оценить результативность, подвести итоги можно только участвуя в выставках и конкурсах разных уровней (ДДТ, района, города).
Критерием результативности является уровень усвояемости темы посредством выражения ее в своей индивидуальной творческой работе.
Предполагаемое участие лучших работ учащихся в выставках района, города, - сравнивается уровень подготовки учащихся, предоставляется возможность взаимообогащение творческого потенциала, самовыражение учащегося, обмен опытом между участниками мероприятия.
Прогнозируемыми результатами воспитания и развития ребенка являются - повышение уровня общения со сверстниками, педагогами, «чувство локтя» и взаимопомощи на занятиях в группе, участие в подготовке выставок, проведении праздников, конкурсов, творческих мастерских.
Приемы и методы организации учебно-воспитательной работы:
Словесный -беседа, (устное изложение нового материала).
Наглядный -(готовые изделия, иллюстрированные журналы, фотографии изделий предыдущих работ, схемы к изделиям).
Практический -(занятия по наработке навыков вязания, подготовка и участие в городских, районных, отчётных и др. выставках).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно - иллюстративный - (рассказ, беседа, демонстрация образцов изделия, показ моделей).
Репродуктивный- (работа по образцам, схемам, по памяти, по представлению).
Творческий- к концу 2-го года обучения (по воображению).
Исследовательский- для одарённых учащихся (творческую задачу учащийся
практически решает сам.
Учебно - тематический план
й год обучения 4х часовая на базе ДДТ
№ | ТЕМЫ | Кол- во час. | В том числе | |
теор. занят | практ. зан. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Вводное занятие. Материаловедение. Цветоведение. Предметы быта. Мероприятия воспитательно-познавательного характера. Аксессуары к одежде Праздничные сувениры, игрушки, подарки. Выставочные работы по темам предстоящих выставок. Культурно – организационные мероприятия. (Оформление выставок). Итоговые занятия ИТОГО: | - - | - - |
СОДЕРЖАНИЕ
2-й год обучения:
1.
Вводное занятие:Открытый урок с чаепитием.
Теория:Подведение итогов ранее проделанной работы. Обсуждение самостоятельных, летних, авторских работ. Экскурс по предстоящим работам в новом учебном году.
Правила поведения в ДДТ, в общественных местах, на улице.
Практика: Демонстрация и показ летних работ и обмен мнениями.
Материаловедение:Применимо в течении всего учебного года.
Теория:Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Напоминание о необходимости правильной осанки и положения рук во время работы, хорошем освещении рабочего места. Беседа о составе пряжи, её качестве.
Практика: Организация рабочего места: материалы и инструменты.
Демонстрация новых технологических предметов (вилки, линейки), которые будут использованы в текущем учебном году для вязания.
Ознакомление с новыми видами пряжи, её составом, создание из неё изделий.
Цветоведение:Изучать иприменять втечении всего учебного года.
Теория: Расширить знания свойств цвета и цветовой гаммы.
Контрастные и близкие по гамме цвета, холодные и тёплые цвета. Представление о спектральном круге. Умение использовать цвет, гармонично сочетая разные оттенки.
Практика: Связать изделие, используя гармоничное сочетание цветов.
2.
Предметы быта:салфетки, прихватки, кашпо, игольницы, диванные подушки ,накидки на кресло, картины, панно.
Теория:Беседа на тему: «Предметы быта и современный дизайн». « Из бабушкиного сундучка».
Показ готовых изделий, методических пособий, иллюстрированных журналов. Обсуждение и беседа на тему: « Какие бывают мотивы и что из них можно связать?», « Современные находки».
Объяснение и показ техники выполнения сложных мест в изделии.
Объяснение в необходимости создавать неповторяющиеся работы, с различной техникой вязания (ажурные, плотные, филейные) по принципу « От простого к сложному» и « В каждом изделии - что - то новенькое».
Практика:Вязание предметов быта, наиболее понравившихся и подходящих к интерьеру своего дома: салфетки квадратных, круглых, треугольных форм, цветов, сумочки, скатерти, диванные подушки, салфетки, прихватки, кашпо, и т.д.
Связать вышеперечисленные изделия, используя неповторимость схем, эксклюзивность, удачно применяя цветосочетания.
Создание работ для участия в предстоящей ярмарочной распродаже.
3.