Классификация отечественных методов обучения грамоте.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие требования должны выдерживаться при классификации методов обучения грамоте?
2. Какими достоинствами и недостатками обладали первые классификации, предложенные С. Миропольским и А. Гиляревским?
3. Какой подход к классификации методов обучения предложил в 1887 году И. Паульсон?
4. Какие ошибки в своей классификации допустил И. Паульсон?
5. На какое количество оснований деления методов обучения грамоте опирается полинарная классификация И.Паульсона?
6. Как развивалась полинарная классификация методов обучения грамоте в ХХ в.?
7. Какие способы слияния единиц чтения выделяет в своей классификации В.А.Флеров?
8. Какую роль сыграла в развитии теории методики обучения грамоте классификация В.А.Флерова?
Справочная информация.
Общий взгляд на историю дореволюционной отечественной методики обучения грамоте со всей очевидностью обнаруживает стремление методистов найти решение, фактически, методологических проблем развития и саморазвития ученика, его объектности и субъектности в обучении; в своих разработках методисты практически достигают уровня философских обобщений понятий «педагогики знаний» и «педагогики отношений», «национального» и «свободного» образования; в поле зрения оказывались вопросы воспитания (например, целее- и смыслополагания), психологии (памяти, восприятия, понимания), дидактики (принципы доступности, наглядности, естественности, то есть природосообразности, научности и т. д.), лингвистики (в основном графики и фонетики). Перечисленные процессы свидетельствуют об образовании устойчивой связи методики обучения грамоте с целым рядом наук и стремлении с их помощью дать теоретическое обоснование ее конкретным реализациям. Итогом такого развития методики стало общее ее требование как научно-прикладной отрасли знаний – это обязательное, конечно, если методическая разработка претендует на определенную научность, построение и обоснование теоретических основ для каждого букваря или азбуки.
Вместе с тем осознание учеными-методистами необходимости полноценного научного обоснования оптимальных технологий обучения объективно потребовало и разработки теоретических основ собственно методики обучения грамоте. Во второй половине ХIХ века появляется целый ряд подобных работ, в которых рассматривались различные вопросы теории методики. При всем разнообразии точек зрения, использованной в исследованиях терминологии одним из центральных вопросов, вокруг которых возникала дискуссия между методистами-теоретиками, была проблема классификации методов обучения грамоте.
Открытый характер поставленной проблемы не только для дореволюционной, но и для современной теории методики обучения грамоте требует предварительного уточнения центрального понятия «классификация» и ее основных характеристик, так как без этого, по нашему мнению, невозможно как понимание существа проблемы, так и обоснованное ее решение.
Как известно, понятие «классификация» является важнейшим, системообразующим понятием для любой науки. Только с ее реализацией как логической операции деления объема понятия, отражающего объект исследования, появляется возможность говорить об определенной теории и, следовательно, о научном знании вообще. Благодаря классификации удается свести огромное количество фактов в определенную иерархическую систему и таким образом преодолеть эмпирический характер представлений о той или иной предметной области. Успешная реализация классификации всегда определяется взятыми для нее основаниями деления, то есть признаками, которые должны соответствовать классифицируемому понятию, в нашем случае методу обучения грамоте, как содержательно, так и количественно (охватывать все необходимые признаки понятия).
Чтобы объективно оценивать предлагавшиеся в отечественной букваристике классификации методов обучения, необходимо также иметь в виду, что к правильному делению и, следовательно, к классификации предъявляется целый ряд требований:[7]
1) деление должно быть исчерпывающим;
2) основание деления должно быть исчерпывающим;
3) члены деления должны исключать друг друга;
4) деление должно быть по возможности непрерывным, без скачков.
Естественно, данные требования (правила деления) распространяются на понятие «метод обучения грамоте» и должны учитываться при анализе первых классификаций методов обучения.