Психология высшего образования
Психология высшего образования нацелена на решение задач, связанных с развитием гуманитарного мышления студентов, формированием у них психологических знаний и умений, необходимых как для профессиональной преподавательской деятельности, так и для повышения общей компетентности в межличностных отношениях.
К числу ее основных задач можно отнести:
· участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием;
· проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения;
· изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов;
· выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза и курса, возрастных и социальных особенностей);
· разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза;
· изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества;
· исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения;
· анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вузов — к условиям трудовой деятельности.
Существуют способов исследования психической деятельности студентов и преподавателей. Выбор метода исследования зависит от методологии.
Современная методология психологии высшей школы выделяет следующие методы:
1) регистрации психических реакций человека (бихевиоризм, поведение);
2) самонаблюдения (интроспекция) (сознание замкнуто само на себе);
3) свободных ассоциаций и анализа сновидений, оговорок, опечаток и т.д. (фрейдизм);
4) наблюдения или эксперимента. Для наблюдения нужно иметь цель, план и гипотезу. Эксперимент более активный метод, так как создает новые, меняющиеся условия существования данного объекта;
5) анализа деятельности преподавателя и студента (обеспечивает информацией о состоянии и организации учебно–воспитательной работы);
6) тестирования;
7) опроса и анкетирования (используется в социологических исследованиях для анализа психологии общения, лидерства, межличностных связей и т.д.);
8) экспертной оценки (дают опытные преподаватели о личности студента);
9) биографический метод (сбор и анализ сведений о жизненном пути данной личности, ее привычках и отношениях с окружающими);
10) психодиагностические методики (на основе психологических тестов выявляются индивидуальные психологические особенности человека).
Основные пути повышения активности студентов и эффективности всего учебного процесса могут идти по следующим направлениям:
– усиление учебной мотивации студентов за счет внутренних и внешних мотивов (мотивов–стимулов);
– создание условий для формирования новых и более высоких форм мотивации направленных на самоактуализацию личности, самовыражению и самопознанию в процессе обучения;
– внедрять в образовательную деятельность новые и более эффективные средства для реализации личностных установок студентов на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;
– обеспечение соответствия организационных форм и средств обучения его содержанию;
– интенсификация умственной работы студентов за счет более рационального использования времени, интенсификации общения преподавателей со студентами и студентов между собой;
– обеспечение научно обоснованного отбора подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания;
– учета индивидуальных особенностей студентов.