Психология высшего образования

Психология высшего образования нацелена на решение задач, связанных с развитием гуманитарного мышления студентов, формированием у них психологических знаний и умений, необходимых как для профессиональной преподавательской деятельности, так и для повышения общей компетентности в межличностных отношениях.

К числу ее основных задач можно отнести:

· участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием;

· проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения;

· изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов;

· выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза и курса, возрастных и социальных особенностей);

· разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза;

· изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества;

· исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения;

· анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вузов — к условиям трудовой деятельности.

Существуют способов исследования психической деятельности студентов и преподавателей. Выбор метода исследования зависит от методологии.

Современная методология психологии высшей школы выделяет следующие методы:

1) регистрации психических реакций человека (бихевиоризм, поведение);

2) самонаблюдения (интроспекция) (сознание замкнуто само на себе);

3) свободных ассоциаций и анализа сновидений, оговорок, опечаток и т.д. (фрейдизм);

4) наблюдения или эксперимента. Для наблюдения нужно иметь цель, план и гипотезу. Эксперимент более активный метод, так как создает новые, меняющиеся условия существования данного объекта;

5) анализа деятельности преподавателя и студента (обеспечивает информацией о состоянии и организации учебно–воспитательной работы);

6) тестирования;

7) опроса и анкетирования (используется в социологических исследованиях для анализа психологии общения, лидерства, межличностных связей и т.д.);

8) экспертной оценки (дают опытные преподаватели о личности студента);

9) биографический метод (сбор и анализ сведений о жизненном пути данной личности, ее привычках и отношениях с окружающими);

10) психодиагностические методики (на основе психологических тестов выявляются индивидуальные психологические особенности человека).

Основные пути повышения активности студентов и эффективности всего учебного процесса могут идти по следующим направлениям:

– усиление учебной мотивации студентов за счет внутренних и внешних мотивов (мотивов–стимулов);

– создание условий для формирования новых и более высоких форм мотивации направленных на самоактуализацию личности, самовыражению и самопознанию в процессе обучения;

– внедрять в образовательную деятельность новые и более эффективные средства для реализации личностных установок студентов на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;

– обеспечение соответствия организационных форм и средств обучения его содержанию;

– интенсификация умственной работы студентов за счет более рационального использования времени, интенсификации общения преподавателей со студентами и студентов между собой;

– обеспечение научно обоснованного отбора подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания;

– учета индивидуальных особенностей студентов.

Наши рекомендации