Музыкально-эстетическое воспитание детей в условиях дополнительного образования 2 страница

В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции - страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) - это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Танц-терапевты убеждены: эндорфины, производимые мозгом во время танца, могут понизить болевые ощущения, действуя как транквилизатор, энергичная активность приводит к ослаблению сильных отрицательных эмоций, разрядка напряжения после двигательных упражнений длится дольше, чем после медитации, уменьшение тревожности в танцевальных группах было значительнее, чем в спортивных и музыкальных группах.

По преданиям, танец живота, беллиданс - один из самых древних танцев, и зародился он 11 тысяч лет назад в четвертой по древности цивилизации Хиттиде. Танец - основная форма совершения обрядов и ритуалов у древних. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, движений корпусом и ногами, жестикуляции. Мимика - первый язык человечества, была неразрывно связана с танцевальным искусством. С образом женщины у древних были связаны образы огня, продолжения рода, плодородия, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. Танцы всегда носили магический и символический смысл. Живот – символизирует продолжение жизни, а танец живота можно перевести как танец жизни.

Название belly dance переводится с английского как танец живота и было впервые озвучено в 1893 году на Чикагской Всемирной Ярмарке, о чем свидетельствуют афиши того времени. Разновидностей танцев на востоке великое множество, поэтому, обобщая правильнее говорить восточные танцы, или арабские танцы - имея ввиду этнические танцы арабских стран (Египта, Турции, Марокко, Ливана и др.)

В настоящее время беллиданс развивается на территории России в трех направлениях:

1. Классический беллиданс, адаптированный в формат фитнес-тренировки, цель - оздоровление, поддержание хорошей физической формы. Такой подход дает хорошую базовую подготовку по беллидансу, но не рассматривает его с точки зрения искусства.

2. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) с элементами беллиданса. Это направление не дает танцевальной подготовки, но совершенствует понятия о танце с точки зрения психологии, искусства, философии, энергетики, помогает раскрыться индивидуальности.

3. До 2001-го года индустрия арабского танца вела "подвальное существование". Эволюционируя и развиваясь, арабский танец в нашей стране был официально признан. В 2001-ом году беллиданс влился в структуру Объединенного Российского Танцевального Общества, сформировалась федерация беллиданса, которая стала проводить ежегодные конкурсы. В 2005-ом году из федерации выделилась Лига профессионалов беллиданса, произошло разделение на любителей и профессионалов.

Танец выполнял очень важные функции с самого момента своего зарождения: ритуальная - танец как самый естественный способ установления связи с сакральным, первичный символический язык человечества; коммуникативная - танец как способ передачи знания и общения между людьми и группами; идентификационная - танец как способ самоопределения, причем "само", в данном случае - это, в первую очередь, принадлежность своему племени, полу и т.д., разделенная общность, без которой невозможно выживание; экспрессивная - танец как игра и первое свободное самовыражение; катарсическая - танец как способ разрядки эмоционального и физического напряжения, путь к освобождению.

Именно эти возможности делают танец эффективным и естественным, целостным и гармоничным способом психологической работы.

Физическое здоровье женщины, связано с тем, что во время танца работают все энергетические центры. Женщина начинает чувствовать себя уверенней, верит в свою привлекательность независимо от возраста и внешних данных. С точки зрения тренировочного эффекта, замечательно то, что элементы танца, выполняемые в уроках беллиданс, заставляют работать не только большие группы мышц скелетной мускулатуры, но и мелкие мышцы, как правило, мало задействованные при работе на тренажерах или в классических аэробных занятиях. Это - глубокие мышцы спины, мышцы тазового дна, живота.

Регулярный тренинг глубоких мышц спины очень важен потому, что, именно они создают надежный корсет, поддерживающий позвоночный столб, а это предупреждает "подвывихи" позвонков, грыжи межпозвонковых дисков, зажимы нервов, управляющих всеми органами. Кроме этого, типичные для танца живота движения создают идеальные условия для расслабления этих мышц, то есть снятия так называемых "мышечных зажимов".

Интересно, что танец живота может оказаться идеальным средством против "остеохондроза", так как одна из причин последнего - буквальное усыхание и уплощение межпозвонковых дисков. Многочисленные мало амплитудные сгибания и разгибания, скручивания позвоночника танцующей резко улучшает трофику (питание) дисков, сохраняя их упругость, эластичность, "молодость" в самом прямом смысле.

И, наконец, большой объем характерных для беллиданс движений, чередование сжатия и расслабления живота во время танца обеспечивает эффективный массаж внутренних органов, улучшает их кровоснабжение.

Физическая тренировка оказывает мощное позитивное воздействие на организм человека. В результате улучшаются:

- общее физическое и психическое состояние людей (повышаются жизненный тонус, активность, работоспособность, улучшается повседневное самочувствие);

- физические кондиции (сила и выносливость мышц, гибкость и координация);

- фигура (снижается количество жира в теле, нормализуется объем мышц, улучшается осанка, походка) и т.д.;

- контакт с группой и внутри нее - между самими занимающимися.

Повышению мотивации занимающихся способствуют: включение в занятие новых движений, использование разной характерной музыки, варьирование нагрузки и стилей занятия, передача занимающимся своего приподнятого настроения и энтузиазма (юмор, подбадривание, подпевание и т.д.), использование игровых и соревновательных моментов, включение в занятие парных и групповых упражнений, тематические беседы, медитации.

В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Возникает определенное чувство комфортности, когда находишься с равными партнерами, а не с терапевтом.

Преимущества группы: социальное обучение, возможность посмотреть глазами других на себя и свои проблемы, испробовать новые способы поведения, обучение на опыте других учеников, создание безопасной атмосферы, снятие стеснения, раскрепощение, способствование проявлению эмоций, возможность самосовершенствоваться.

Танец является разновидностью коллективной медитации (так хоровод - древнейший атрибут русской культуры и средство осуществления коллективной магии). Участники коллективного танца - это единое целое, один большой энергетический поток, состоящий из маленьких потоков энергии, излучаемых каждым из танцующих. В то время как сольный танец предполагает наличие большей свободы самовыражения, в коллективном танце требуется синхронность исполнения, главный принцип, который основан на умении участников слушать и слышать, т.е. чувствовать друг друга. Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства, обучается способам выброса через движение позитивных эмоций, что гармонизирует психо-эмоциональную сферу личности.

Литература


1. Азарных, Т.Д. Психологическое здоровье (Вопросы валеологии) / Т.Д. Азарных, И.М.Тыртышников. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: изд-во НПО "МОДЭК", 1999. - 112 с.
2. Колесникова, Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И.Колесникова. - М.: Изд-во ВЛАДОС - Пресс, 2001. - 176 с.
3. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В.Марков. - М.; Издат. центр "Академия", 2001.- С. 57-63.
4. Пасынкова, Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности / Н.Б. Пасынкова. - М.: Мир, 1993. - 95 с.

5. Путеводитель по арттерапии» / сост. Кристина Краплак [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://arifis.ru/artic.php?action=view&id=6.

6. Танец живота [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.bellydance.com.ua/index.php?PHPSESSID=d784e5aadbcfdf348c8e590a44634562.

Коскина Е.Ю.

ГОУ ДОД РМЭ

«Дворец творчества детей и молодёжи»

г. Йошкар-Ола

Использование театрализованных игр на занятиях Музыкой с детьми младшего дошкольного возраста В УДОД

Опыт организации музыкальных занятий с детьми младшего дошкольного возраста в условиях УДОД показывает, что игра является самой оптимальной формой, которая может увлечь, заинтересовать, активно ввести малыша в мир музыки. Игра способствует творческому развитию детей, проявлению их самостоятельности, развитию фантазии, умению мыслить музыкальными образами, помогает накоплению певческого репертуара и запоминанию детских песен.

По своей природе ребенок очень активен, подвижен и естественен в своих музыкальных выражениях. Поэтому музыкальные игры в полной мере способствуют музыкальному воспитанию детей раннего и дошкольного возраста. Музыкальные игры применяются для того, чтобы облегчить детям понимание сути музыкального произведения, его художественных особенностей, чтобы, выполняя условия игры, дети изучали, осваивали и закрепляли музыкальный материал в таких видах музыкальной деятельности, как слушание музыки, исполнительская деятельность, музыкальное творчество.

К трем годам ребенок при успешном развитии игровых умений уже может принимать игровую роль, использовать воображаемые действия, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, ориентироваться на сверстника, как на партнера.

В процессе игры решаются основные задачи музыкального развития детей: воспитание интонационного слуха, развитие тембрового слуха, творческого воображения, музыкальной памяти, чувства ритма, коллективного и индивидуального детского творчества, эмоционального восприятия.

Три кита, на которых опирается музыкальная театрализованная игра - это движение, музыка и речь. Поэтому на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста мы используем следующие виды игры: игры на развитие дыхания, голоса (распевки), игры на формирование чувства ритма, темпа, артикуляционные и мимические упражнения, с элементами психогимнастики, игры на развитие всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой), игры на формирование двигательных навыков.

Занятие с использованием элементов игровой деятельности выстраивается с учетом принципов деятельности, дробления, нагрузки, целостности.

Реализация принцип деятельности предполагает, что следует неоднократно показывать ребенку, как правильно действовать в игре, для того, чтобы он научился понимать и запоминать игровые действия. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные задачи.

Принцип дробления при построении занятия учитывает, что объем внимания детей ограничен. Поэтому ставить нужно только одну задачу. Если задача будет непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.

Сущность принципа нагрузки заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельного для данного уровня развития ребенка нагрузки. Это касается как объема музыкальной информации, которая сообщается ребенку, так и уровня игровых действий, умений и навыков, доступных данному возрасту.

Принцип целостности занятия позволяет добиться максимального тренировочного эффекта через сочетание текста, музыки и выполнения различных действий в процессе игровой деятельности.

Театрализованные игры сложны для разучивания, но дают очень хороший эффект. Игры следует разучивать в 3 этапа.

1 этап - прослушивание сценария игры в исполнении педагога. В этом случае для показа героев педагог использует мягкие игрушки. Другой вариант – пересказать игру как сказку, что хорошо для осмысления текста и для выявления подтекста.

2 этап - вовлечение детей в игровую деятельность. Необходимо выучить слова, музыкальные фразы и движения героев игры. Это трудный этап для трехлетних детей, многие дети еще не очень хорошо говорят, поэтому особое внимание необходимо уделять пантомимике героев, закрепляя за каждым из них определенные движения: мишка косолапит, зайчик прыгает, лиса вертит хвостом, птичка машет крылышками и т.п. Большое значение в музыкально-театрализованных играх имеет дидактический материал – это шапочки-маски, игрушки, костюмы.

3 этап - обыгрывание или театрализация музыкальных игр, которые вызывают самые яркие эмоциональные отклики у детей и способствуют их музыкальному развитию. Выполнение игровых действий под музыку способствует развитию активного слухового внимания и музыкальной памяти. Пропевание маленьких музыкальных фраз и звукоимитация (ауканье, рычание, мяуканье и т.п.) позволяет развить музыкальный слух и чистоту интонаций. В то же время артикуляционные и мимические упражнения с элементами психогимнастики, игры на развитие всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой), игры на формирование двигательных навыков решают задачи общего развития ребенка. Кроме того, театрализованные игры дают возможность ребенку эмоционально раскрепоститься, т.е. ребенок, увлеченный игрой, не задумывается о тексте или музыке, он активно играет.

Диагностика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста показала, что музыкальные навыки детей, посещающих занятия 2 или 3 год, развиты гораздо выше. Это касается, прежде всего, уровня развития интонационного и тембрового слуха, творческого воображения, музыкальной памяти, чувства ритма, музыкальной отзывчивости, способностей к коллективному и индивидуальному творчеству в процессе игры. Это говорит о том, что совершенно необходимо включать в программу музыкального развития театрализованные игры, адаптированные для детей младшего дошкольного возраста.

Макарамова Л.Б.

ГОУ ДОД РМЭ

«Дворец творчества детей и молодёжи»

г. Йошкар-Ола

Диагностика музыкального развития воспитанников как основа реализации дифференцированного подхода на занятиях по фортепиано

Студия «Звукоград» – это детский разновозрастный коллектив, сочетающий в себе учебную, воспитательную и концертную деятельность. «От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир му­зыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отноше­ние к нему». Эти слова, сказанные композитором А. Эшпаем, исключительно точно говорят о той ответственности, которая ложится на плечи педагога дополнительного образования с момента появления на занятиях по музыке маленького ребенка. Педагогу, преподающему в вокальной студии, нужно, прежде всего, осмыслить различие между студией и другими формами музыкального обра­зования (музыкальная школа, кружок), и активно использовать специфиче­ские возможности студии в своих занятиях с детьми.

В связи с этим особенности обучения по классу фортепиано в студии «Звукоград» заключаются в следующем:

1. Предмет «Фортепиано» носит факультативный характер. Отсюда и разные сроки обучения - 5 или 7 лет. Различные сроки обучения дают возможность осуществлять диффе­ренцированный подход к обучению воспитанников, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным осо­бенностям.

2. Главное в обучении - не приобретение профессиональных навыков игры на инструменте, а предоставление возможности для творческой самореализации студийцев.

Основные задачи музыкального воспитания и развития детей, зани­мающихся по предмету «Фортепиано» можно разбить на три группы: образовательные, воспитательные и развивающие.

К образовательным задачам относятся такие, как формирование музыкального образования; обучение практическим навы­кам владения музыкальным инструментом; расширение музыкального кругозора воспитанника.

В плане воспитания и развития личности обучение игре на фортепиано позволяет сформировать начала музыкальной культуры, развивает интерес к творчеству и общую культуру воспитанника.

Именно развитие общей культуры воспи­танника для нас является приоритетом педагогической деятельности. Задача педагога по фортепиано в том, чтобы увлечь ребенка музыкой, обогатить и развить его музыкальное воображение и вкус. И осо­бенно эффективны для развития данных качеств индивидуальные занятия. Они дают педагогу возможность для внимательного систематического и все­стороннего изучения каждого ребенка, его психических свойств (способно­стей, характера, темперамента, интересов, общей направленности), физиче­ских данных, уровня интеллектуального развития. Важную роль в организации педагогического взаимодействия с воспитанником играет диагностика способностей ребенка.

Процесс изучения педагогом воспитанника начинается с первых занятий и продолжается на протяжении всего обучения. Особенно важным является первоначальный этап обучения, поэтому с первых занятий начинается про­цесс обучения умениям слушать и чувствовать музыку, процесс воспитания к ней любви и процесс развития эмоционального отклика на музыкальные об­разы.

Но задатки у детей разные, поэтому в студии введены дифференциро­ванное обучение воспитанников по уровню развития их музыкальных способностей.

Как известно, музыкальные способности ребенка определяются задатками, типом памяти, особенностями восприятия окружающего мира, доминирующим характером мышления и т.д. Кроме того, на успешность музыкального развития оказывают мотивация воспитанника, условия, имеющиеся для обучения музыке, характер отношений с преподавателем. Все это ставит вопрос о необходимости дифференцированного подхода в обучении музыке, который позволяет максимально конкретизировать учебные задачи, содержания, а также контроль и оценку результатов.

Нами разработаны и закреплены в образовательной программе по учебному предмету «Фортепиано» дифференцированные требования к уровню музыкального развития воспитанников по трем уровням: низкий, средний и высокий. В первый год обучения дети не делятся по уровням. К концу года становится возможным разделение детей на 2 уровня подготовки (низкий - воспитанники со слабым развитием музыкальных способностей и средний - воспитанники с положительной динамикой развития музыкальных способностей). Уровень музыкального развития ребенка определяется по следующим критериям: знания, умения, отношения и опыт как синтез знаний, умений, отношений. Выделенные критерии в своей совокупности соответствуют понятию компетентности, которая определяется как совокупность личностных качеств воспитанника (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

В течение второго года обучения идет активная работа над развитием музыкальных способностей воспитанников.

На третий год обучения можно четко разделить воспитанников на три уровня: низкий, средний, высокий. Разделение по уровням не должно быть известно детям и их родителям, оно осуществляется для более успешной организации учебного процесса. Задача педагога - правильно организовать педагогический процесс, который будет стимулировать развитие способностей воспитанников, создавать условия для реализации его сегодняшних возможностей. Наш опыт показывает, что применение дифференцированного подхода обязательно связано с улучшением преподавания, более точной диагностикой развития ребенка, раскрытием его личностного потенциала.

Ориентиром служат потребности и реальные возможности конкретного ребенка, а критерии помогают определить и корректировать слабые стороны воспитанника. Критерии - это инструмент оценки воспитанника.

1. Теоретическая подготовка ребенка (теоретические знания и владение специальной терминологией).

2. Специальные способности к занятиям на инструменте (ритм, слух, память, выразительность, внимание, координация.)

3. Практическая подготовка ребенка (практические умения и навыки, предусмотренные программой, исполнительская подготовка, опыт музыкального творчества).

4. Учебно-познавательные особенности ребенка (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям в детском объединении, способность к сотрудничеству, умение слушать педагога и умение выступать перед аудиторией).

С помощью перечисленных критериев легко определить уровень развития воспитанника, увидеть движение внутри одного уровня или переход на другой уровень. Это дает возможность определить динамику развития, дать конкретные рекомендации ребенку или родителям. Многолетний опыт работы автора позволил систематизировать и обобщить диагностические материалы, которые могут быть использованы для реализации дифференцированного подхода в обучении игре на фортепиано. Наиболее полно они представлены в методическом пособии автора «Диагностика музыкального развития воспитанников как основа реализации дифференцированного подхода на занятиях по фортепиано» (Йошкар-Ола, 2009).

Мониторинг уровня развития музыкальной компетентности воспитанников осуществляется в течение всего учебного года как на учебных занятиях, в форме текущего контроля, так и в творческих видах деятельности, выступлениях перед родителями, на конкурсах, фестивалях, концертах.

Реализация дифференцированного подхода, основанная на диагностике музыкальной компетентности, позволяет поэтапно развивать способности ребенка, выбрав тот индивидуальный маршрут обучения, при котором ребенок будет чувствовать себя комфортно. Главное – как можно полнее задействовать все заложенные природой задатки. И, конечно же, обучение должно создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, ненавязчиво корректируя и повышая его уровень. Даже если ребенок остается на том же уровне, необходимо прогнозировать динамику его развития, а так же поддерживать и стимулировать его увлечение музыкой.

Таким образом, диагностика индивидуальных достижений воспитанников, определение уровня их музыкального развития и формирования музыкальной компетентности является важнейшим условием реализации дифференцированного подхода при обучении игре на инструменте, что, в свою очередь, приводит к значительному повышению результативности обучения.

Мишарина Е.Ю., Сидорова О.В.

ГОУ ДОД РМЭ

«Дворец творчества детей и молодёжи»

г. Йошкар-Ола

Формирование вокальных навыков у дошкольников-воспитанников детской музыкальной студии «Звукоград»

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности детей. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника - одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Дошкольный период - это период интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возраста значительно изменяется характер музыкальной деятельности. Возраст воспитанников в 4-5 лет выбран для начала занятий в студии не случайно: дети в возрасте 4 лет уже способны различать регистры, тембры, звучание 2-3 музыкальных инструментов несложный ритм, воспринимают абстрактные понятия и соединяют их с уже знакомыми конкретными предметами. Однако внимание еще неустойчивое, голосовой аппарат не сформирован, дыхание поверхностное.

На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: внимание становится более устойчивым, развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети улавливают переданное в музыке настроение, узнают знакомые песни, мелодии, улавливают их ритмический рисунок. Значительно укрепляются голосовые связки. Налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Формируется слуховой самоконтроль.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов-теоретиков и практиков, в школе раннего музыкального развития педагогами разработана система развития певческих навыков детей дошкольного возраста. В рамках реализации программы Школы раннего музыкального развития решаются задачи по формированию таких певческих навыков, как певческая установка, дыхание, естественное звукоизвлечение, дикция.

В основе занятий в Школе раннего музыкального развития (ШРМР) лежат идеи детского музыкального воспитания К.Орфа, Д.Е.Огороднова и В.В.Емельянова, Т.Э.Тютюнниковой, А.Стрельниковой, А.Н.Зиминой. Основной формой обучения ШРМР по предмету «Вокал» является групповое занятие, продолжительностью 30 минут, периодичностью 2 раза в неделю. Количество детей в группе не превышает 12-15 воспитанников. Программа обучения рассчитана на 2 года. На первом году обучения у детей формируются умения в области пения, музыкального движения, восприятия музыкальных произведений, выявление и развитие музыкальных способностей. На втором году обучения образовываются и закрепляются навыки, т.е. происходит автоматизация способов выполнения заданий, самостоятельное исполнение детьми песен, игр, танцев, упражнений.

В число методических приемов, направленных на поддержку интереса детей к певческой деятельности, осознанное и эмоциональное выразительное исполнение, входят приемы вслушивания в показ педагога и анализ услышанного; инсценирования песни; произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе; декламация текстов песен.

При оценке достижений воспитанников школы раннего музыкального развития используются следующие критерии эффективности обучения пению:

1. Певческая установка при пении сидя и стоя. Певческое дыхание, одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.

2. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона первой октавы.

3. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.

4. Выразительность исполнения: выражение глаз, лица, мимика, многообразие тембровых красок голоса, точная и выразительная фразировка, соблюдение темпа, пауз, цезур.

Овладение дошкольниками первоначальными вокальными навыками позволяют им не только сделать первые шаги в большой мир музыкального искусства, но и формируют интерес к музыке, эстетический вкус ребенка, предоставляют ему возможность творческой самореализации.

Роженцова И.А.

ГОУ ДОД РМЭ

«Дворец творчества детей и молодёжи»

г. Йошкар-Ола

РОЛЬ ЦЕНТРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ К САМОРАЗВИТИЮ

Знакомство с нашим Дворцом очень часто начинается с Центра эстетического воспитания - это своеобразная «визитная карточка» учреждения, по которой его узнают в городе и республике. И в этой «визитной карточке» важно всё - и форма, и содержание. Как бы они ни менялись, наши коллективы всегда узнаваемы, у нас есть свой почерк, свой стиль, свои традиции.

Основная цель работы педагогов по музыкально-эстетическому развитию с воспитанниками - мотивация их на саморазвитие. Достигая этой цели, педагоги Центра проделывают огромную работу, и при успешном её завершении ясно видно, что составляющие слагаемые мастерства кроются именно в формировании у воспитанников значимых личностных качеств.

Наши рекомендации