Индивидуальный подход в воспитании.
Индивидуальный подход в воспитании— осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И.п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса. Классические примеры И.п. - поручение ребёнку заданий в соответствии с его способностями; создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества; беседа; заключение своего рода "джентльменского" договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт. И.п. необходим как трудному, так и благополучному ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится, и вследствие этого давали бы максимальный эффект. Для этого прежде всего необходимо хорошо знать школьников, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях детей, тем правильнее оп может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью школьников.
Дети с признаками одаренности (одаренные дети). Одаренность в детском возрасте необходимо рассматривать как совокупность признаков одаренности, потенциал последующего развития. Она не может и не должна
определяться как окончательная (особенно вид и уровень одаренности) и
рассматриваться как однозначный вектор будущих успехов и направление
специализации ребенка.
Дети сдевиантным поведением. Количество школьников, которых
выделяют по признаку устойчивых девиаций в поведении, с каждым годом
становится все больше, так как увеличивается число провоцирующих
факторов и условий.
Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от нормы; система
поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе
правовым и нравственным нормам.
Сущность, назначение и виды педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка— активно развивающееся направление в
современной педагогической науке. Термин введѐн 0. С. Газманом (1936—
1996) в первой половине 90-х гг. XX столетия. Педагогическая поддержка
призвана содействовать социализации личности, способствовать решениюпроблем взаимоотношений человека и общества. Практическая значимость
заключается в реализации трѐх ключевых направлений: поддержки взросления, помощь в сложных жизненных ситуациях, обеспечение условий для поливариантного проведения досуга.
Под педагогической поддержкой понимается система педагогической
деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, который
включает в себя: помощь ученикам, педагогам, родителям в преодолении личностных, психологических и социальных трудностей.
Цель педагогической поддержки — развивать то, что есть у ребѐнка, а не
создавать новые образования, т. е. развивать «самость», самостоятельность
воспитанника.
Функции педагогической поддержки:
· восстановительная;
· компенсирующая;
· стимулирующая;
· аналитическую;
· адаптационную;
· развивающая;
· прогностическая.