Темперамент школьника и индивидуальный подход в воспитании
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по индивидуализации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям гимнасток с различными свойствами темперамента (по В. А. Вяткину)
Преобладающее свойство темперамента | Пути педагогического воздействия |
Тревожность | 1. Мягкое, тактичное, внимательное, чуткое отношение к спортсменке перед стартом. 2. Обязательное обучение методам регулирования эмоциональных состояний. 3. Удерживание от чрезмерной траты энергии. 4. Дозирование мотивации в соревнованиях. |
Нетревожность | 1. Повышенная требовательность, контроль тренера к посещаемости занятий. 2. Повышение интереса к выступлению на соревнованиях (постановка конкретных целей и т.д.). 3. Повседневный контроль за самостоятельной работой спортсменок. 4. Дополнительное стимулирование перед стартом. |
Эмоциональная возбудимость | 1. Обязательное обучение методам регулирования эмоциональных состояний. 2. Мягкое. Тактичное отношение в условиях соревнований. 3. Дозирование мотивации в соревнованиях. |
Эмоциональная невозбудимость | 1. Повышение интереса к изучению новых элементов. 2. Специальная дополнительная работа по развитию музыкально-ритмического чувства. 3. Включение в тренировку соревновательной мотивации с целью повышения активности. |
Импульсивность | 1. Терпеливое и настойчивое убеждение гимнастки в том, что все замечания тренера справедливы. 2. Требование проводить разминку по плану. 3. Разъяснение и требование необходимости выполнять упражнения до конца в любых условиях и при любых обстоятельствах. |
Неимпульсивность | 1. Нечастая смена заданий во время тренировок. |
Ригидность | 1. Изменение на тренировках снарядов, мест занятий, направлений в зале. 2. Частая смена в тренировках мысленного воспроизведения комбинаций непосредственно перед ее выполнением на соревнованиях. |
Экстравертность | 1. Требование систематической работы над собой. 2. Требование сдерживания чрезмерной общительности в условиях соревнований. |
Интровертность 1. Требование помощи друзьям во время тренировок.
2. Приобщение к коллективному разбору результатов соревнований.
ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРА-ИНТРОВЕРСИИ
Экстраверсия - интроверсия понимается как свойство, определяющее степень опосредования деятельности субъективными образами, представлениями и понятиями, т.е. отчего в большей степени зависит реакция и деятельность человека — от внешних впечатлений в данный момент (экстравертированность) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Опросник проводится как игра «Знаешь ли ты себя?».
Инструкция. В столбиках слева и справа дается описание поведения самых разных людей. В жизни они ведут себя неодинаково. На кого из них вы больше похожи? Внимательно прочитайте предложение слева и справа, а затем между ними отметьте галочкой, насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если поведение человека, описанное справа, напоминает ваше, то и «галочку» надо поставить в одной из граф справа. Если же вы обратите внимание на то, что больше похожи на человека, чьи качества слева, то и отметку поставьте в этой стороне. Если вы затрудняетесь ответить или видите, что ваши качества проявляются в одинаковой степени, то отметку ставьте посередине; "похож на того и другого". Имейте в виду, что тут нет хороших или плохих качеств, поэтому будьте откровенными.
Похож на того и другого
1. У него всегда весёлое настроение. Он много улыбается и делает весёлыми других. | Он часто считает себя несчастным, редко улыбается, мало шутит. | |||||
2. Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно. | Когда на него обращают внимание, чувствует себя неловко, стесняется. | |||||
3. У него настроение часто меняется, он вспыльчив. | У него обычно ровное настроение, его трудно вывести из равновесия. | |||||
4. Он быстр, резок в движениях жестах; торопится, когда говорит. | Движения, жесты, речь замедлены, сдержаны, голос тихий. | |||||
5. Быстро забывает о неудачах и берётся за работу. | При неудачах долго переживает, волнуется, но не может взяться за дело. | |||||
6. Он легко знакомится, у него много друзей и товарищей. | С людьми сходится с трудом, друзей немного. | |||||
7. У него много планов и замыслов: ничего, что одни осуществляются, а другие - нет. | Он долго бьётся над решением одной задачи, пытается докопаться до конца. |
8. Он постоянно стремится быть с кем-либо, он чувствует себя плохо, когда остаётся один. | Он не ищет встреч с людьми, ему одному бывает лучше. | ||||
9. Он хочет, чтобы его радости или горе были замечены другими. | Все свои чувства стремится пережить в одиночку. | ||||
10. Когда получает замечания, то шумно ведёт себя,спорит,оправдывается. | Выслушивает замечания внешне спокойно, старается не спорить. | ||||
11. После выполнения трудного задания может быстро браться за другое. | Он быстро устаёт и долго чувствует себя усталым. | ||||
12. Быстро забывает обиды и огорчения. | Он долго после неудачи не может придти в себя. | ||||
13. Он любит сразу приступать к делу, не особенно беспокоясь, что последует за этим. | Он любит всё продумывать заранее, тщательно спланировать, рассчитать. | ||||
14, Любит подшучивать над друзьями, часто не задумываясь, приятно ли это им. | Он редко шутит и часто сам обижается на шутки. | ||||
15. Быстро находит выход из трудного положения. | Он долго раздумывает, размышляет, волнуется, прежде чем что-то решить. | ||||
16. Он постоянно ждет новостей, ему не по себе, когда не работает телевизор, молчит радио, когда не разговорчивы друзья. | Он не особенно стремится узнать новости, считает, что без них спокойнее, можно над чем-нибудь подумать. |
Обработка результатов
При обработке результатов (ответов учащихся) используется следующая таблица.
Описание экстраверта | Очень похож | в основном похож | Похож на того и другого | В основном похож | Очень похож | Описание интроверта |
+2 | +1 | -1 | -2 |
Оценка вопросов
Вопросы в правой половине таблицу характеризуют интроверта, слева - экстраверта. Подсчитывается количество баллов с плюсом и минусом. По преобладающему числу баллов (с тем или иным знаком) судят об экстравертированности или инвертированности учащегося. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальный подход к детям - экстравертам и интровертам.
ЭКСТРАВЕРТЫ | ИНТРОВЕРТЫ |
1. Склонен к завышенной самооценке, поэтому хвалить нужно осторожно. Учить критическому отношению к себе. | 1. Чаще поддерживать успехи и достоинства, т.к. склонен к пониженной самооценке, отрицательным переживания. |
2. Склонен к поверхностному общению, быстро меняет знакомства, поэтому необходимо поддерживать ценность устойчивых отношений, учить | 2. Давать поручения, которые требуют контакта с людьми. Учить инициативе общения, умению вступать в контакт с незнакомыми. |
сдерживать чрезмерную общительность. 3. Добиваться, чтобы работу выполнял до конца, т.к. в затруднительной ситуации теряет интерес к делу. | 3. Учить умению быстро переходить от планирования к выполнению конкретного дела, не задерживаться на стадии планирования. |
4. Познакомить с приемами сдерживания чрезмерной резкости вспыльчивости. | 4. Учить деловому восприятию замечаний других на основе положительного отношения к людям, интереса к делу. |
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ