Темперамент школьника и индивидуальный подход в воспитании

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по индивидуализации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям гимнасток с различными свойствами темперамента (по В. А. Вяткину)

Преобладающее свойство темперамента   Пути педагогического воздействия  
Тревожность   1. Мягкое, тактичное, внимательное, чут­кое отношение к спортсменке перед стар­том. 2. Обязательное обучение методам регули­рования эмоциональных состояний. 3. Удерживание от чрезмерной траты энер­гии. 4. Дозирование мотивации в соревновани­ях.  
Нетревожность   1. Повышенная требовательность, кон­троль тренера к посещаемости занятий. 2. Повышение интереса к выступлению на соревнованиях (постановка конкретных целей и т.д.). 3. Повседневный контроль за самостоя­тельной работой спортсменок. 4. Дополнительное стимулирование перед стартом.  
Эмоциональная возбудимость   1. Обязательное обучение методам регули­рования эмоциональных состояний. 2. Мягкое. Тактичное отношение в условиях соревнований. 3. Дозирование мотивации в соревнова­ниях.  
Эмоциональная невозбудимость   1. Повышение интереса к изучению новых элементов. 2. Специальная дополнительная работа по развитию музыкально-ритмического чувст­ва. 3. Включение в тренировку соревнова­тельной мотивации с целью повышения ак­тивности.  
Импульсивность   1. Терпеливое и настойчивое убеждение гимнастки в том, что все замечания тренера справедливы. 2. Требование проводить разминку по пла­ну. 3. Разъяснение и требование необходимо­сти выполнять упражнения до конца в лю­бых условиях и при любых обстоятельст­вах.  
Неимпульсивность   1. Нечастая смена заданий во время тренировок.  
Ригидность   1. Изменение на тренировках снарядов, мест занятий, направлений в зале. 2. Частая смена в тренировках мысленного воспроизведения комбинаций непосредст­венно перед ее выполнением на соревнова­ниях.  
Экстравертность   1. Требование систематической работы над собой. 2. Требование сдерживания чрезмерной общительности в условиях соревнований.  

Интровертность 1. Требование помощи друзьям во время тренировок.

2. Приобщение к коллективному разбору результатов соревнований.

ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРА-ИНТРОВЕРСИИ

Экстраверсия - интроверсия понимается как свойство, опреде­ляющее степень опосредования деятельности субъективными образ­ами, представлениями и понятиями, т.е. отчего в большей степени за­висит реакция и деятельность человека — от внешних впечатлений в данный момент (экстравертированность) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Опросник проводится как игра «Знаешь ли ты се­бя?».

Инструкция. В столбиках слева и справа дается описание пове­дения самых разных людей. В жизни они ведут себя неодинаково. На кого из них вы больше похожи? Внимательно прочитайте предложе­ние слева и справа, а затем между ними отметьте галочкой, насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если по­ведение человека, описанное справа, напоминает ваше, то и «галочку» надо поставить в одной из граф справа. Если же вы обратите внима­ние на то, что больше похожи на человека, чьи качества слева, то и отметку поставьте в этой стороне. Если вы затрудняетесь ответить или видите, что ваши качества проявляются в одинаковой степени, то отметку ставьте посередине; "похож на того и другого". Имейте в ви­ду, что тут нет хороших или плохих качеств, поэтому будьте откро­венными.

Похож на того и другого

             
1. У него всегда весёлое настроение. Он много улыбается и делает ве­сёлыми других.                       Он часто считает себя не­счастным, редко улыбает­ся, мало шутит.  
2. Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно.                       Когда на него обращают внимание, чувствует себя неловко, стесняется.  
3. У него настроение часто меняется, он вспыльчив.                       У него обычно ровное на­строение, его трудно вы­вести из равновесия.  
4. Он быстр, резок в движениях жестах; то­ропится, когда говорит.                       Движения, жесты, речь замедлены, сдержаны, го­лос тихий.  
5. Быстро забывает о неудачах и берётся за работу.                       При неудачах долго пере­живает, волнуется, но не может взяться за дело.  
6. Он легко знакомится, у него много друзей и товарищей.                       С людьми сходится с тру­дом, друзей немного.  
7. У него много планов и замыслов: ничего, что одни осуществляются, а другие - нет.                       Он долго бьётся над ре­шением одной задачи, пытается докопаться до конца.  


8. Он постоянно стре­мится быть с кем-либо, он чувствует себя пло­хо, когда остаётся один.                   Он не ищет встреч с людьми, ему одному бы­вает лучше.  
9. Он хочет, чтобы его радости или горе были замечены другими.                   Все свои чувства стре­мится пережить в одиноч­ку.  
10. Когда получает за­мечания, то шумно ве­дёт себя,спорит,оп­равдывается.                   Выслушивает замечания внешне спокойно, стара­ется не спорить.  
11. После выполнения трудного задания мо­жет быстро браться за другое.                   Он быстро устаёт и долго чувствует себя усталым.  
12. Быстро забывает обиды и огорчения.                   Он долго после неудачи не может придти в себя.  
13. Он любит сразу приступать к делу, не особенно беспокоясь, что последует за этим.                   Он любит всё продумы­вать заранее, тщательно спланировать, рассчитать.  
14, Любит подшучивать над друзьями, часто не задумываясь, приятно ли это им.                   Он редко шутит и часто сам обижается на шутки.  
15. Быстро находит вы­ход из трудного поло­жения.                   Он долго раздумывает, размышляет, волнуется, прежде чем что-то ре­шить.  
16. Он постоянно ждет новостей, ему не по се­бе, когда не работает телевизор, молчит ра­дио, когда не разговор­чивы друзья.                   Он не особенно стремится узнать новости, считает, что без них спокойнее, можно над чем-нибудь подумать.  

Обработка результатов

При обработке результатов (ответов учащихся) используется следующая таблица.

Описание экстраверта   Очень похож   в основном похож   Похож на того и другого   В основном похож   Очень похож   Описание интроверта  
    +2   +1     -1   -2      

Оценка вопросов

Вопросы в правой половине таблицу характеризуют интровер­та, слева - экстраверта. Подсчитывается количество баллов с плюсом и минусом. По преобладающему числу баллов (с тем или иным зна­ком) судят об экстравертированности или инвертированности учаще­гося. На основе полученных данных разрабатывается индивидуаль­ный подход к детям - экстравертам и интровертам.

ЭКСТРАВЕРТЫ   ИНТРОВЕРТЫ  
1. Склонен к завышенной само­оценке, поэтому хвалить нужно осторожно. Учить критическому отношению к себе.   1. Чаще поддерживать успехи и достоинства, т.к. склонен к по­ниженной самооценке, отрица­тельным переживания.  
2. Склонен к поверхностному общению, быстро меняет зна­комства, поэтому необходимо поддерживать ценность устойчивых отношений, учить   2. Давать поручения, которые требуют контакта с людьми. Учить инициативе общения, умению вступать в контакт с не­знакомыми.  
сдерживать чрезмерную общительность. 3. Добиваться, чтобы работу выполнял до конца, т.к. в затруднительной ситуации теряет интерес к делу.   3. Учить умению быстро пере­ходить от планирования к вы­полнению конкретного дела, не задерживаться на стадии плани­рования.  
4. Познакомить с приемами сдерживания чрезмерной резкости вспыльчивости.   4. Учить деловому восприятию замечаний других на основе по­ложительного отношения к лю­дям, интереса к делу.  

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ

Наши рекомендации