Индивидуальный подход в социальном воспитании ребенка-дошкольника

Вопросы для обсуждения

1. Понятия «индивидуальный подход», «индивидуализация воспитания», «индивидуальная помощь в социальном воспитании».

2. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка.

3. Исторические основы проблемы индивидуального подхода в воспитании ребенка.

4. Условия осуществления индивидуального подхода к ребенку в ДОУ.

5. Пути индивидуализации воспитания дошкольников.

Литература

Основная литература

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968.

2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1981. – С. 5-51.

3. Чернышева Т. Межличностные отношения в детском коллективе // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 11. – С. 32-34.

4. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Классный руководитель. – 2000. - № 3. – С. 34-39.

5. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. – 2000. - № 3. – С. 39-48.

6. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Классный руководитель. – 2000. - № 3. – С. 6-12.

Дополнительная литература

1. Бабаева Т.И. Об индивидуальном подходе в формировании положительных взаимоотношений дошкольников со сверстниками // Нравственное воспитание дошкольника. – М., 1975. – С. 70-83.

2. Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада / Под ред. В.К. Котырло, С.Е. Кулачковской. – Киев, 1989.

3. Лисина В.Р. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3. – С. 3-7.

Занятие 2

Игра как средство коррекции межличностных отношений ребенка в группе детского сада

Вопросы для обсуждения

1. Использование игры как терапевтического средства. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.

2. Организация занятий игротерапией.

3. Игровая коррекция коммуникативных трудностей ребенка.

Литература

1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 1995. – С. 17-38.

2. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2002. – С. 74-99.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – С. 59-64, 111-142, 159-190.

4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. – С. 56-134.

5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994. – С. 58-89.

Занятие 3

Совместная деятельность как средство коррекции межличностных процессов в группе детского сада

Вопросы для обсуждения

1. Педагогические возможности изменения статуса детей с неблагоприятным положением среди сверстников и повышения уровня детской группы.

2. Методы формирования способов общения в игре как регуляторов отношений дошкольников.

3. Коррекция поведения и положения в группе сверстников детей с эгоистическими тенденциями.

Литература

1. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988. – С. 185-196.

2. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987. – С. 92-102.

3. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 7. – С. 18-22.

4. Крайнова Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 10. – С. 36-39.

Занятие 4

Детские конфликты

Вопросы для обсуждения

1. Причины детских конфликтов у дошкольников.

2. Способы разрешения конфликтных ситуаций между детьми младшего дошкольного возраста.

3. Игровая коррекция конфликтного поведения ребенка:

§ игры и упражнения по снижению конфликтного поведения ребенка;

§ игровое обучение конструктивному разрешению конфликтов.

Литература

1. Нечаева В. Г., Маркова Т. А. и др. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М., 1968. – С. 67-73.

2. Воробьева М. Воспитание положительного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 7. – С. 51-55.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. – С. 143-159.

4. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998. – С. 25-34.

5. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. - СПб., 1998.

Занятие 5

Пути психолого-педагогической коррекции детских конфликтов у детей с трудностями в общении со сверстниками

Вопросы для обсуждения

1. Психологические условия коррекционной работы с детьми, занимающими неблагополучное положение среди сверстников.

2. Приемы коррекции конфликта при искажениях у ребенка мотивационной основы игровой деятельности.

3. Приемы коррекции конфликта при несформированности у ребенка операциональной стороны игровой деятельности.

4. Построение полноценных отношений со сверстниками у ребенка с несформированностью потребности в совместной игре.

Литература

1. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988. – С. 83-108.

2. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000.

Занятие 6

Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений друг к другу в группе детского сада

Вопросы для обсуждения

1. Формирование гуманистической направленности поведения у детей.

2. Формирование у дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности.

3. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам.

Литература

1. Дружные ребята // Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Под ред. Р.С. Буре. – М., 1997.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М., 1989. – С. 11-49.

3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999. – С. 153-164.

4. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985. – С. 94-135.

Занятие 7

Наши рекомендации