Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников. Какое чудное волнение
Какое чудное волнение,
Мы испытывали уж не раз,
Идя знакомою дорогой,
В музей, где ожидают нас!
Школьные коридоры. Множество дверей, но есть одна - заветная. На ней табличка «Музей». За этой дверью не просто комната, не учебный класс, за ней целая планета – музей. Школьный музей является одним из замечательных и уникальных явлений отечественной системы образования. Он играет большую роль в духовно–нравственном, патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения. У учащихся, посещающих школьный музей, формируется чувство гордости за родную школу, за историческое прошлое населённого пункта, где они проживают. Школьный музей даёт возможность изменить внутренний мир учащихся, сделать их лучше, совершеннее и богаче. В духовном плане он формирует устойчивую потребность в общении с прошлым, даёт возможность видеть, извлекать из прошлого всё ценное, лучшее и запоминать для жизнедеятельности в будущем. «В музее я отдыхаю», - писал лауреат аксаковской премии, писатель Валентин Ганичев. И это действительно так. От себя бы добавил: «Отдыхаю душой и телом». Музей ассоциируется с тишиной и неспешностью – но в нашем музее работа не прекращается никогда. Музей – это живой организм, который живёт, пока он нужен, пока востребован. Школьный музей МОБУ СОШ с. Дёмский накопил огромный опыт работы по всем направлениям патриотического воспитания.
Изучаем историю села, района, республики, изготавливаем стенды, ремонтируем экспонаты, систематизируем собранный материал в папки, составляем шэжере, занимаемся поиском экспонатов, пишем письма в архивы, организуем поездки в другие музеи. Мы посетили практически все музеи в округе. Это дало свои результаты. Появилось желание численно увеличить фонды музея, улучшить поисково–исследовательскую работу. За последние годы на базе музея проведены два районных семинара руководителей школьных краеведческих музеев, которые дали высокую оценку работе этого участка школьного образования. Именно наш музей стал инициатором проведения праздника села в декабре 2010 года. «Кладовую памяти» посетила администрация района. В районных конкурсах школьных краеведческих музеев наш музей ежегодно завоёвывает первые места. Только в 2009-2010 учебном году музей организовал 4 выставки на различных районных мероприятиях в с. Бижбуляк. С её экспонатами ознакомилась правительственная делегация из города Уфы во главе с депутатом Государственной Думы Эрнстом Исаевым. Музей неоднократно награждался юбилейными медалями районным отделением КПРФ. Его ежегодно посещают гости, делегации, выпускники школы. В музее прошли съёмки передачи «Бабушкин сундучок», которая выходит на телеканале Башкирское спутниковое телевидение. Процесс сбора предметов всегда имеет творческий характер, обеспечивает сопричастность учащихся к социально значимому делу. Они оказываются в состоянии творческой занятости, при этом увеличиваются их знания. У учащихся формируются такие качества как усердие, старательность, а так же творческое соперничество. Все школьники посёлка заняты сбором экспонатов для музея. Краеведческий материал, имеющийся в школьном музее, широко используется на уроках истории и литературы, служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед школой на современном этапе.
История нашей страны, особенно история Башкортостана, строится в основном на краеведческих материалах, придающие ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населённого пункта, страны с огромным понятием нашей великой Родины – России. В нашем музее хорошо поставлена поисково-исследовательская работа. Сегодня мы ищем сведения о двух Героях Советского Союза, уроженцах наших мест: Антонова Георгия Семёновича 1916 года рождения, уроженца деревни Петровка Киргиз-Миякинского района и Шаймарданова Ахметзаки Шаймардановича, 1895 года рождения, уроженца деревни Азнаево. В прошлом году музей посетило 160 учащихся, 50 человек взрослого населения. Было проведено 20 экскурсий по темам: «История Дёмского совхоза», «История Дёмской средней школы», «Вклад Бижбулякского района в Победу», «Герои Советского Союза – уроженцы Бижбулякского района». Были проведены классные часы на тему: «Великие полководцы Победы», «Тыл в годы войны», «Помнит мир спасённый», «У войны неженское лицо». Сделаны публикации в районной газете «Светлый путь» на военную тематику: «Непокорённый остров Осмуссаар», «Память о нём жива», «Они пали за Родину», «Вспомним их поимённо», «Ему было двадцать», «Погиб, защищая Родину», «Награды Минитдина Садыкова».
Весной 2010 года юные краеведы нашей школы в составе Чернова Сергея, Иноземцева Сергея, Абзалетдинова Динара и Набиуллина Азамата приняли участие во Всероссийской «Вахте Памяти» в составе сводного поискового отряда РБ в Кировском районе Ленинградской области. Археологические раскопки велись по местам былых сражений в заболоченных лесных массивах в районе станций Мга – Апраксин. Здесь на реке Назия (Южный рубеж Волховского фронта) в сентябре 1941 года шли кровопролитные бои. 288-я стрелковая дивизия (994, 996, 998 стрелковые полки, и 854 Артиллерийский полк) остановила немецкие войска и вела с ними упорные бои до января 1944 года. Это сражение вошло в историю под названием Мгинская наступательная операция. Нам предстоит ещё узнать: участвовали ли бижбуляковцы в этом сражении. Места былых сражений давно покрылись редколесьем. Весь участок усеян воронками. Глубина некоторых достигает 5-6 метров. Окопы хорошо просматриваются и тянутся на десятки километров. Земля буквально засеяна осколками, оружием и снарядами. Первоначально мы пугались, но радовались выкопанным минам и гранатам, но потом потеряли к ним интерес. Они просто нам мешали работать. Ведь цель у каждого поисковика – «поднять бойца». Мы подняли двух бойцов. По совету старших мы копали окоп до дна, именно там хоронили солдат во время боя. Часто приходилось копать и бруствер окопа. Ведь зимой погибших бойцов не хоронили, а складывали именно там, и они служили прикрытием от немецких пуль и осколков. А весной их прикрывали землёй. Итогом работы сводного поискового отряда в этом году были обнаруженные останки 21 солдата и 51 фрагмент тел. Уезжая в питерские леса, я часто слышал упрёки в свой адрес: «Лежат спокойно бойцы в лесных могилах. Зачем их трогать и переносить в воинские мемориалы?» Да затем, чтобы мы могли поклониться им, павшим за свободу нашей Родины, возложить цветы, помолчать и оценить мирную жизнь. В правоте своих слов я убедился, когда 8 мая увидел множество людей приехавших на станцию Новая Малукса, где находится большой мемориальный комплекс. Здесь ежегодно сводными поисковыми отрядами из Башкирии торжественно придаются земле останки бойцов. Именно в эти минуты закладываются патриотические чувства у молодого поколения, и никакой урок мужества или внеклассное мероприятие несравнимо с теми минутами.
Учителя истории увидели в поисковой работе огромный воспитательный потенциал. Они понимают, что молодёжь не должна оставаться без идеала. От отношения подрастающего поколения к прошлому своей страны, к её истории, от готовности работать на благо Отечества и защищать его зависит наше будущее и над этим надо постоянно работать и в школе и в семье. Колесо истории неумолимо отдаляет от нас страшное и одновременно героическое время Великой Отечественной войны. Придёт, к сожалению, день, когда среди нас не останется живых свидетелей Великой Победы. И тогда только их воспоминания да находки поисковиков на полях сражений будут поддерживать нашу память, хранить традиции славных защитников Отечества и передавать их дальше – будущим поколениям!
Л. Г. Шартдинова,
учитель истории
(с. Верхние Татышлы МР Татышлинский район РБ)
Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
В воспитании патриотизма у подрастающего поколения современному учителю необходимо уметь заинтересовать учащихся изучением истории своего народа, историей предков, необходимо поднимать авторитет дедов и отцов в глазах детей. Для достижения этих целей, современный учитель должен быть не только учителем с огромным багажом необходимых знаний, но и талантливым, изобретательным актером, режиссером; мудрым, мыслящим, умным, чутким другом. Он должен уметь применять разные варианты преподнесения учебного материала, учить учащихся думать, анализировать; направлять их самих добывать необходимые знания.
Еще дореволюционный и советский методист Б.Н.Жаворонков писал в середине 20-х годов XXвека: педагог в школе «… не искусный вещун готовых знаний, которые должен ученик в готовом виде проглотить, он только организатор, и это гораздо важнее, он помощник в самостоятельной работе учеников» ( Б. Жаворонков. Работа обществоведа. Л., 1926.С.5.)
Одним из элементов воспитания патриотизма, безусловно, является изучение истории войн, где участвовали близкие, родственники самих учащихся.
По программе преподавания истории и культуры Башкортостана история Отечественной войны 1812 года изучается в 8 классе.
С целью патриотического воспитания учащихся на примере истории Отечественной войны 1812 года, можно начинать целую проектную работу по теме «Патриот», проводить ее среди учащихся 8- 11 классов, в которую можно включать такие мероприятия, касающиеся изучения истории Отечественной войны 1812 года:
- проведение интересных уроков, которые должны вызывать у учащихся свои собственные мнения, вопросы. Необходимо применять соответствующие возрасту возможные методические приемы уроков, таких, как: просмотры видеофильмов про Отечественную войну 1812 года; работы над документами; работы с контурными картами; выполнение карточек заданий с различными заданиями; ответы на тестовые вопросы; проведение взаимоопросов учащихся; проведение цифровых диктантов;
- проведение бесед на темы: какова была бы судьба наших предков и нас тоже, в случае победы Наполеона. Учащиеся, ответив на этот вопрос, глубже проникнут в ситуацию, историческую эпоху, поймут, как важна была победа. Или же на тему « Готов ли ты, в случае необходимости принести себя в жертву, ради спасения жизни других?» «Как себя чувствовали солдаты, шедшие на смертельную схватку?» «Какие вопросы и сомнения могут мучить человека, который шел на смерть?» Поставив себя на место солдата, идущего на бой, ощутить его состояние;
- проведение круглых столов на темы: жизнь населения на западе и в России во времена Отечественной войны 1812 года;
- проведение конкурсов среди рядов учеников одного класса на описание той или иной ситуации из истории одной битвы, включая внешний вид, вооружение солдат, командующих. Учащиеся перечисляют элементы;
- конкурс рисунков;
- конкурсы кроссвордов, чайнвордов на тему отечественная война 1812 года;
- конкурс строевой песни;
- конкурсы стихов, сочинений;
- читательские конференции на тему « Отечественная война 1812 года в литературе»;
- конкурсы сценок - постановок по произведениям известных писателей об Отечественной войне 1812 года;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- походы в музеи;
- изучение своего родословного, выявление участников Отечественной войны 1812 года среди своих предков;
- конкурсы на узнавания той или иной известной личности, героя войны;
- рефераты о войне, об участниках Отечественной войны 1812 года;
- презентации о войне; о генералитете, об их биографиях;
- конкурсы классных стенгазет, журналов среди параллельных классов;
- конкурсы ведущих, тележурналистов;
- исследовательские работы на темы: «Военная форма башкир-участников Отечественной войны 1812 года»; «Вооружение воинов Отечественной войны 1812 года», «Воины Отечественной войны – наши земляки» и.т;
- провести итоговый вечер, посвященной победе в Отечественной войне 1812 года;
Программу вечера можно построить так:
1. Выступление ведущего с кратким сообщением целей вечера;
2. Интеллектуальная игра «Поле чудес», посвященная Отечественной войне 1812 года;
3. Награждение победителей конкурсов, сопровождая концертными номерами;
И.И. Шаяхметов,
научный сотрудник Республиканского
музея Боевой Славы МК РБ,
руководитель ВИК «Северные амуры» РБ (г. Уфа)