Примерный перечень тем практических
(семинарских) занятий
1. Связь предмета с другими дисциплинами: анатомия и физиология, специальная психология, специальная (коррекционная) педагогика. Система и принципы лечебной педагогики.
2. Социальный характер возникновения и развития речи.
3. Усвоение родного языка в процессе онто- и дизонтогенеза речи.
4. Сенсорное воспитание - основа умственного развития ребенка.
5. Основные сенсомоторные методы - обследование и сравнение.
6. Закономерности довербального и вербального развития ребенка.
7. Закономерности сенсомоторного развития детей.
8. Основные разделы логопедического обследования.
9. Компоненты обследования сенсомоторики у детей.
10. Значение слова для психического развития и закрепления чувственного опыта.
11. Представление о свойствах предметов как основа сенсорных эталонов.
12. Понятие перцептивного действия, его значение для формирования сенсорных эталонов..
13. Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве.
14. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей.
15. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича).
16. Методика развития зрительного восприятия.
17. Задачи, направленные на формирование слухового восприятия: выработка неречевых слуховых образов и слуховых образов слов; развитие слухомоторных координаций.
18. Занятия музыкально-ритмической деятельностью способствующие формированию звуковысотного, ритмического, динамического элементов слуха.
19. Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия.
20. Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ Е.Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. – СПб.: КАРО, 2005.- 304 с.
2. Жалмухамедова А.К. Оказание ранней коррекционно-развивающей помощи детей с ограниченными возможностями. / Под. ред. Сулейменовой Р.А. – А., 2008. – 60 с.
3. Лещинская, Т. Л. Сенсомоторное обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью/ Т. Л. Лещинская// Дефектология. - № 4. - 2005. - С. 26-34.
4. Пилюгина Э.Г. занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Э.Г. Пилюгина – М.: Просвещение, 2013.- 95 с.
Дополнительная литература
1. Былино М.В. Познаем мир в играх, звуках и красках: пособие для работы с детьми с особенностями психофизического развития дошкольного и младшего школьного возраста/ М. В. Былино Ю.В. Захарова, О. В. Клезович. - Минск: Харвест, 2006. - 132 с.
2. Забрамная С.Д. Психологическая диагностика. - М., 2014.
3. Захарова Ю.В. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития (интеллекта и движений)/ Ю.В. Захарова // Дефектология. – 2009. - № 2 - с. 42 – 44
4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии. Книга для педагогов. /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М., 2012.
5. Изобразительная деятельность и конструирование/ Программа для специальных дошкольных учреждений - 2007. – 305 с.
6. Коррекционно-педагогическая работа в домах интернатах для детей с умственнымс и физическим недоразвитием: учеб.-метод. пособие/ И.К.Боровская [и др.] ; под общ. ред. Т.В. Лещинской – М.: Четыре четверти, 2008. – 392 с.
7. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 2003
8. Лещинская Т.Л. Дидактическое обеспечение занятий по сенсомоторному обучению/ Т. Л. Лещинская// Дефектология. - 2006. - № 1. - С. 24-31.
9. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 2014. - №1.
10. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей/ А.Р. Маллер – М.: Просвещение. 2006. – 348с.
11. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии». Москва, Владос, 2014.
10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с.
11. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 445с.
12. Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда. – М.: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 607 с.
13. Предметно – практическая деятельность /Учебная программа для второго отделения вспомогательной школы (I—IV классы) - Москва, 2008. – 35 с.
14. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток: пособие для воспитателей и заботливых родителей / Ю. В. Рузанова. - СПб.: КАРО, 2007. - 160 с.
15. Сулейменова Р.А. Система ранней коррекционной помощи детям с ОВ в Казахстане; проблемы создания и развития. - Алматы, 2011.
16. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. Альманах института коррекционной педагогики РАО, выпуск 2/2010, 3 стр.
17. Якубовская Е.А. Стимуляция сенсомоторного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития/ Е.А. Якубовская// Дефектология. - 2007. - № 4. - С. 28 - 36.