Тренировочные тестовые задания по учебной дисциплине
«Инновация в системе образования»
ЗАДАНИЕ 1. Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, – это…
Варианты ответов:
1. прибыль;
2. новшество;
3. инновация;
4. новаторство;
5. модернизация.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите критерии инновационных процессов
Варианты ответов:
1. полезность;
2. научность;
3. новизна;
4. гуманизм;
5. актуальность;
6. реализуемость.
ЗАДАНИЕ 3. Установите соответствие между понятием и его определением (толкованием): 1. – 2. – 3. –
1. Педагогическая инноватика | А). (анг. innovation – нововведение) – изменение внутри системы (in – внутри); создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике. |
2. Педагогическая инновация | Б). раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. |
3. Инновация | В). это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. |
ЗАДАНИЕ 4. Диффузия инноваций – это:
а) процесс, благодаря которому нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени;
б) информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации;
в) конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, применяемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам.
ЗАДАНИЕ 5. Кто из известных ученых считается одним из первых основателей теории инновационного менеджмента:
а) австриец Й. Шумпетер;
б) американец Ф. Тейлор;
в) француз А. Файоль.
ЗАДАНИЕ 6.Формирования действенной, эффективной системы управления качеством продукции (услуги, процесса) – это:
а) обязательный результат технологических инноваций;
б) цель управленческих инноваций;
в) предпосылка управленческих инноваций;
г) побочное действие организационно-экономических инноваций.
ЗАДАНИЕ 7.Установите соответствие названий методологических подходов к организации профессионально-ориентированного образовательного процесса вуза и их определений.
1. Данный подход требует признания уникальности личности каждого студента, создание условий для развития и саморазвития профессионально-индивидуального и творческого потенциала будущего специалиста
2. Данный подход предполагает формирование основ профессионализма будущего специалиста путем активизации различных видов деятельности студентов: учебно-познавательной, самообразовательной, практической учебно-профессиональной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской; формирование и развитие системы умений и навыков по самоорганизации различных видов деятельности
3. Данный подход предусматривает создание в процессе вузовской подготовки комплекса условий для развития «человека культуры» (М. Библер), формирования основ профессиональной культуры будущего специалиста
4. Данный подход постулирует, что профессионально-личностный рост будущего специалиста обеспечивается развитием в вузе системы компетенций как необходимых составляющих его профессионализма
А) культурологический подход
Б) личностно-ориентированный подход
В) деятельностный подход
Г) компетентностный подход
ЗАДАНИЕ 8.В соответствии с международными стандартами инновация определяется как:
а) конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, применяемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам;
б) совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, которые обуславливают появление на рынке нового продукта;
в) изобретение или открытие новых возможностей для решения проблемы и достижения целей.
ЗАДАНИЕ 9.Изменения во внешней среде – это:
а) результат организационно-управленческих инноваций;
б) цель управленческих инноваций;
в) предпосылка управленческих инноваций;
г) побочное действие организационно-экономических инноваций.
ЗАДАНИЕ 10.Какие основные этапы внедрения управленческих инноваций можно выделить:
а) оценка готовности организации к нововведению, пилотное обследование, внедрение;
б) оценка готовности организации к нововведению, пилотное обследование, внедрение, контроль;
в) оценка готовности организации к нововведению, разработка и осуществление программы нововведений, контроль, экономическая экспертиза возможных изменений;
г) оценка готовности организации к нововведению, разработка и осуществление программы нововведений, контроль за внедрением.
ЗАДАНИЕ 11(выберите один вариант ответа). Методыпрофессионального обучения - это
А) формы изложения учебного материала, которые ретранслируют систему социального и профессионального опыта
Б) средства управления познавательной активностью студентов, средства самообучения и взаимообучения
В) способы совместной деятельности, упорядоченного взаимодействия преподавателя и студентов, направленные на достижение заданной цели обучения, на решение конкретных задач обучения
Г) пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения гносеологических механизмов и познавательной активности студентов
Д) механизмы профессиональной и личностной социализации студента
ЗАДАНИЕ 12.Обучение в вузе как сотворчество преподавателя (S1) и студента (S2) характеризуется следующей моделью:
А) S1 > S2
Б) S1 < S2
B) S1 <=> S2
Г) S1= S2
ЗАДАНИЕ 13.Из предложенных вариантов ответов найдите определение педагогической техники преподавателя вуза.
А) Разновидность методики, обеспечивающая гарантированный результат обучения
Б) Совокупность личностно значимых и индивидуально стилистически приемлемых средств, методов, навыков, приемов педагогического взаимодействия и воздействия, которыми владеет преподаватель и которые позволяют ему эффективно решать задачи профессионально ориентированного обучения
В) Комплекс знаний, умений, необходимых преподавателю для оптимизации форм образования
Г) Последовательная система действий преподавателя, связанная с планомерным решением и воплощением на практике заранее спроектированного педагогического процесса
ЗАДАНИЕ 14.Что такое тестирование в образовании?
а) Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики педагогического процесса.
б) Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников.
в) Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
г) Расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в этом ряду изучаемых объектов.
ЗАДАНИЕ 15.Из приведённых вариантов укажите, когда технология программированного обучения начала активно внедрятся в образовательную практику. Это произошло…
а) С середины 70-х годов ХХ столетия.
б) С середины 90-х годов ХХ столетия.
в) С середины 60-х годов ХХ столетия.
г) С середины 80-х годов ХХ столетия.
ЗАДАНИЕ 16.Распространение инноваций – это:
а) конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, применяемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам;
б) информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации;
в) процесс, благодаря которому нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.
ЗАДАНИЕ 17. Установите соответствие между названиями принципов реализации технологий профессионального обучения и их характеристиками.
1) Принцип научности
2) Принцип доступности обучения
3) Принцип ситуативности
4) Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности студентов при руководящей роли преподавателя
5) Принцип конгруэнтности
6) Принцип прочности результатов обучения
7) Принцип прогностичности (футуристичности)
А) Данный принцип требует, чтобы профессионально-ориентированные знания, умения, компетенции надолго закреплялись в памяти студентов, стали бы частью их профессионального сознания, основой профессионального поведения
Б) Данный принцип требует учета особенностей развития студентов, анализа учебного материала с точки зрения реальных познавательных возможностей студентов, а также такой организации обучения, при которой студенты не испытывают чрезмерных физических, интеллектуальных, моральных перегрузок.
В) Данный принцип констатирует, что профессионально ориентированное обучение эффективно лишь тогда, когда студенты осознанно проявляют познавательную активность, интерес к знаниям, осознают цели своего учения, планируют и организуют свою учебно-познавательную работу, умеют себя контролировать и проверять, ставят проблемы и умеют искать их решения
Г) Данный принцип постулирует необходимость учета перспектив развития и модернизации высшего образования в контексте эволюции различных видов профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе
Д) Данный принцип предусматривает соответствие содержательно-технологического и научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса вуза сути формируемой профессиональной компетентности будущего специалиста
Е) Данный принцип предполагает отбор ситуаций профессиональной деятельности будущих специалистов, в которых необходимо проявление тех или иных профессиональных компетенций, и организацию учебного процесса на основе анализа конкретных ситуаций
Ж) Данный принцип отражает взаимосвязь содержания обучения с современным научным знанием; требует, чтобы содержание обучения знакомило студентов с объективными научными фактами, теориями, законами, способствовало бы овладению студентами элементами научного поиска, методами науки, способами научной организации труда
ЗАДАНИЕ 18. Установите соответствие между трактовкой основных видов технологий обучения в вузе и их названием:
А. Технологии контекстного обучения
Б. Технологии интерактивного обучения
В. Технологии дистанционного обучения
Г. Интегративно-модульные технологии
Д. Проектные технологии
Е. Технологии витагенного образования
1. Обеспечивают субъект-субъектную основу учебно-профессионального взаимодействия преподавателей и студентов
2. Стимулируют учебно-познавательную активность, формируют культуру самообразовательной деятельности; навыки работы в команде
3. Обеспечивают межпредметные связи, формирование и развитие системы междисциплинарных профессиональных знаний, умений, компетенций
4. Формируют умения и навыки определенного вида деятельности (социально-коммуникативной, информационно-познавательной и др.) с учетом специфики, особенностей, контекста развития будущей профессии
5. Представляют собой совокупность средств и методов обучения, а также администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
6. Базируются на актуализации, востребовании жизненного опыта и интеллектуально-психологического потенциала обучаемого в образовательных целях
ЗАДАНИЕ 19. Дополните перечень факторов, которые влияют на выбор технологии профессионально-ориентированного обучения в вузе
Выбор технологии обучения в вузе зависит:
- от особенностей содержания конкретной науки и изучаемого учебного предмета, темы;
- от уровня реальных познавательных возможностей студентов;
- от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
- от цели, задач и содержания материала конкретного занятия;
________________________________________________________
________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 20. Какие факторы препятствуют инновационной деятельности?
a) Децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп
б) Нормальный психологический климат в трудовом коллективе
в) Недостаток средств для финансирования инновационных проектов
ЗАДАНИЕ 21. На стадии обоснования инновационного проекта, как правило,
проводят:
а) детальный анализ внутренней среды;
б) диагностический анализ;
в) ситуационный анализ.
ЗАДАНИЕ 22. Методика оценки инновационного потенциала организации строится на двух подходах: системном и …
а) ситуационном;
б) диагностическом;
в) тактическом;
г) целевом.
ЗАДАНИЕ 23. Что определяет емкость «портфеля инновационных идей»?
а) уровень интеллектуального потенциала;
б) уровень инновационного потенциала;
в) уровень инвестиционного потенциала.
ЗАДАНИЕ 24. Дайте определение понятию «инновационный лаг»
Инновационный лаг – это __________________________________________
_________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 25. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на …
А) локальные, модульные, системные;
Б) внешние, внутренние, ресурсные;
В) ресурсные, образовательные, содержательные;
Г) организационные, дидактические, методические.
ЗАДАНИЕ 26 Наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека, называется …
А) инноватикой;
Б) прогностикой;
В) футурологией;
Г) системологией.
ЗАДАНИЕ 27.Тьюторинг– это:
А) практика консультирования руководителей образовательных учреждений по вопросам развития образования;
Б) практика индивидуального консультирования и сопровождения обучающихся и воспитанников;
В) система обучения в западно-европейских и американских университетах;
Г) социальное взаимодействие педагогического коллектива и учащихся по некоторым актуальным проблемам.
ЗАДАНИЕ 28. Что понимается под неопределенностью при управлении инновационными проектами?
А) невозможность полного и исчерпывающего анализа всех факторов, влияющих на результат конкретных инновационных проектов;
Б) отсутствие достоверной информации о состоянии внешней среды при реализации инновационного проекта;
В) влияние «человеческого фактора» на ход и результаты инновационного проекта.
ЗАДАНИЕ 29. Какие из перечисленных этапов можно отнести к инновационному процессу как системному явлению:
А) выявление, изучение явлений и закономерностей развития природы и общества;
Б) обнаружение импульса перемен, возникающего из анализа внешней среды;
В) открытие новых принципов создания техники, технологий, свойств материалов;
Г) осознание потребности в изменениях;
Д) создание новых образцов техники, технологий.
ЗАДАНИЕ 30. Инновационный лаг – это:
А) период времени от появления инновационной идеи до воплощения ее в нововведение;
Б) период времени от возникновения идеи, создание на ее основе новшества, его коммерциализация и практическое использование;
В) период времени внедрения новшества на рынок и его эксплуатация.